Русское Движение

Украина третьего мира

Оценка пользователей: / 1
ПлохоОтлично 

Суммы, которые Украина тратит на обслуживание своего государственного долга (35 млрд грн), превысили ее бюджетные расходы на образование и здравоохранение вместе взятые. Это классический признак экономики Третьего мира – но, увы, не единственный.

Украинские расходы на выплату процентов по госдолгу сравнялись с суммами, которые расходуют на эти же цели богатые страны Европы. Вот только уровень задолженности той же Великобритании превышает 80% ВВП, а Украины — лишь 38%.

Парадокс объясняется просто: на рынках суверенных долгов Украине приходится работать только с краткосрочными займами под драконовские проценты. Официальному Киеву не доверяют: все знают, что в стране периодически воруют газ из трубы, что здесь слишком часто для постсоветского пространства меняются политические лидеры, и что страна входит в десятку самых опасных государств с точки зрения вероятности дефолта. Недавно агентство Bloomberg поставило Украину в список десяти стран, которые, наиболее вероятно, объявят о своем банкротстве уже в самое ближайшее время.

С 2000 года долговая нагрузка на каждого украинца выросла в 50 раз. Взятые в долг деньги страна тратит на то, чтобы расплатиться по долгам, взятым ранее. То есть строит финансовую пирамиду. Сейчас общий долг Украины составляет порядка $68,6 млрд. С начала года он вырос на 6,33%, то есть на $4,08 млрд. К концу года долги Украины вырастут примерно до 45% ВВП — и тогда стоимость обслуживания ее долгов станет еще выше.

Украинский политолог Алексей Блюминов давно называет свое государство страной третьего мира. По его мнению, украинское общество прошло точку невозврата. "Да, мы перешли в разряд страны третьего мира. Исходя из этого, и надо строить все остальные расчеты – в том числе внешнеполитические и экономические. Говорить, что Украина станет второй Францией или даже Грецией, теперь не приходится. Мы находимся по классификации на уровне Колумбии или Гватемалы. Это роль страны-клиента, которая зависит от внешнего донора или спонсора. У Украины таких спонсоров несколько. Но выстраивание самостоятельной политики уже невозможно", — подчеркивает эксперт.

"Карикатурно смотрится, когда украинские топ-политики ездят в Брюссель или Вашингтон на "смотрины". Аналогичная ситуация и с экономикой. Бюджет Украины, прежде чем быть принятым Верховной радой, получает одобрение от МВФ. Который, в свою очередь, выдвигает претензии и параметры для основного финансового документа Украины", — добавляет политолог.

Global Wealth Report, оценивая уровень благосостояния во всем мире, также отнес Украину к странам Третьего мира. По данным Credit Suisse, на середину 2012 года состояние взрослого украинца в среднем составляло $ 3251 — почти столько же, сколько у жителей Никарагуа или Гайаны. А эксперты страховой группы Allianz подсчитали, что вся собственность среднего украинца, выраженная в денежной форме (но без учета собственности, взятой в кредит или заложенной), составляет всего 928 евро. Для сравнения: швейцарцы владеют имуществом в среднем на 138 тыс. евро. По данным компании, беднее украинцев только граждане Индонезии (467 евро), Казахстана (539 евро) и Индии (643 евро). Даже в бедной Литве (1400 евро) и столь же  социально несправедливой, как Украина, России (1550 евро) эти показатели выше.

Тот, чей опыт позволяет сравнить жизнь украинцев с жизнью граждан других стран, вряд ли усомнится в этой принадлежности к Третьему миру. Характерный бытовой признак — расходы на еду. "42% населения более 60% бюджета тратит на питание", — говорит завотделом исследований уровня жизни населения Института демографии и социальных исследований НАНУ Людмила Черенько. По всем стандартам это говорит об обнищании нации.

Гендиректор Киевского международного института социологии Владимир Паниотто говорит, что так называемый уровень субъективной бедности среди украинцев сейчас оставляет 16%. Это значит, что примерно такое количество граждан в стране не живет, а буквально выживает. Этим людям не хватает на ключевые расходы: жилье, еду, одежду, образование. Даже в 2008 году, в самом начале кризиса, таких было 12%.

Еще один характерный пример: всеобщая "мобилизация" населения. Казалось бы, это, напротив, должно свидетельствовать о зажиточности людей. Однако по данным исследования университета Колумбии, лидерами в освоении мобильных устройств являются именно жители Восточной Европы, Азии и стран Латинской Америки. В богатых странах Северной Америки и Европы людей все еще часто можно увидеть с книгами, газетами и журналами. На Украине, как и в Азии — все сплошь с букридерами, планшетами и смартфонами. Они конечно недешевы, но старые добрые книги в современном мире обходятся еще дороже. Кроме того, даже самые дорогие гаджеты часто покупаются в кредит ради желания поднять свой статус в глазах окружающих. По подсчетам местных мобильных операторов, обладатели около 80% айфонов на Украине выходят интернет почти исключительно через Wi-Fi в зонах бесплатного доступа.

Показательна ситуация и с основными свободами. По оценке Freedom House, Украина перестала быть политически свободной страной еще 2010 году. По версии НПО "Репортеры без границ", украинцы занимают 131-ю позицию по части цензуры в СМИ. В рейтинге экономических свобод Heritage Foundation и Wall Street Journal, Украина не входит уже даже в первые 150 стран по легкости ведения бизнеса. Эксперты говорят, что заниматься им сегодня лучше даже в России и Белоруссии.

Очень красноречив баланс силовых структур. Украинская армия, которую с этого года полностью переводят на контрактную основу, к 2017 году будет сокращена до 122 тысяч человек. Как она будет защищать от внешних угроз население в 46 млн чел, трудно представить – видимо, власти этой, официально нейтральной, страны рассчитывают исключительно на внешнюю военную помощь. При этом общая численность силовых структур, призванных охранять элиту от собственного населения (МВД, СБУ, госуправление охраны и близкие к власти частные охранные структуры) составляет около 500 тыс человек.

Ну, и о демографии. Согласно данным официальной статистики, ежегодно население Украины сокращается на 700 тыс. жителей. По состоянию на 2013 год, каждый десятый украинец не доживает до 35 лет, каждый четвертый – до 60. Социологи говорят, что такая печальная ситуация со здоровьем связана с тем, что украинцы экономят на лекарствах, качественных продуктах питания, отдыхе и спортивных занятиях. Это, как нетрудно догадаться, тоже показатель стран Третьего мира.

Но позвольте, воскликнет путешественник, вволю поездивший по классическим колониям, Украина от них пока все-таки отличается, и в лучшую сторону. Безусловно, это так. Относительно благоприятное впечатление от Украины формируется гуманистическим фундаментом советского образования, социалистической застройкой городов, при которой общедоступное пространство было важнее – и красивее — частного, а также общим стереотипом "северной" страны: массовое сознание никак не свыкнется с фактом, что "Третий мир" теперь есть не только на юге. Но это, пожалуй, и все.

Максим Швейц