Слухи о дефолте США, который якобы наступит уже 2 августа, сильно преувеличены. Конечно, у меня нет справки о психическом состоянии представителей республиканского большинства в Конгрессе, так что говорить со стопроцентной уверенностью все же не могу. Но, с другой стороны, у меня нет и оснований считать этих людей полоумными.
Пока больной жив, есть хоть какая-то надежда
Вообще вся эта история с дебатами вокруг очередного повышения верхней планки заимствований связана с тем, что демократы и республиканцы имеют принципиальные разногласия по методам сокращения дефицита. К тому же это – типичные противоречия между оппозицией, которая занимается популизмом, и ответственной властью.
Как бы ни относиться к Обаме, но он отвечает за ситуацию, а значит, прекрасно понимает, что сокращение дефицита означает немедленное наступление проблем. Особенность демократии – в том, что она всегда носит цикличный характер, так что демократические правители, как правило, отвечают лишь за свой цикл, а не в целом.
Понятно, что Обама гораздо больше озабочен тем, что будет завтра-послезавтра (особенно в преддверии выборов), нежели тем, что будет через 5-6 лет. Собственно, вся американская политика строится по этому принципу.
Мы много раз говорили о том, что курс ФРС абсолютно понятен. Более того, ему пока нет альтернативы, потому что то, чем занимаются монетарные и политические власти США, – это лишь попытка отсрочить неминуемую гибель, причем любой ценой. Важно просто пролонгировать ситуацию: пока больной жив, есть хоть какая-то надежда.
Понятно, что все действия правительства США так или иначе направлены на т. н. «монетарное смягчение», а проще говоря, на печатание денег, что, в свою очередь, разрушает действующую финансовую систему. Но власти США разрушают ее для того, чтобы дать возможность еще немного посуществовать. Это и есть та самая альтернатива между ужасным концом и бесконечным ужасом. Как говорил товарищ Сухов, «хотелось бы помучиться».
Попросту говоря, американцы проели свои накопления
Что касается пенсий, выплаты которых вроде бы могут быть приостановлены в США уже в ближайшее время, то следует иметь в виду следующее: американская пенсионная система (равно как и страховая система медицинского обеспечения) практически обанкротилась.
Более того, практически все социальные фонды США пусты. Попросту говоря, американцы проели свои накопления. В США с самого начала образовался большой разрыв между обязательствами американской пенсионной системы и возможностями их погашения. Уже год назад он составлял больше $50 трлн. Конечно, речь не идет об одномоментном разрыве: эти деньги не надо выплачивать в полном объеме, скажем, завтра.
Ситуация усугубляется еще одним обстоятельством: с 2008 года в пенсионный возраст входит поколение бэби-бума. А это – тренд не на один-два года, а, если не ошибаюсь, где-то на 15 лет подряд. Иными словами, в течение всего этого периода люди, которые раньше сдавали деньги в кассу (т. е. работали и делали отчисления в пенсионный фонд), теперь выстроятся в очередь забирать деньги. Таким образом, баланс американской пенсионной системы не просто плох, а катастрофически ухудшается с каждым месяцем.
«Золотой миллиард», как выяснилось, жил совсем не по средствам
Таким образом, ни Америка, ни Европа (они сегодня напоминают соревнующихся между собой «чемпионов по прыжкам вниз») не могут позволить себе продолжать существовать в привычном социальном (медицинском, образовательном, потребительском и т. д.) и культурном ландшафте.
Есть и еще одна проблема: социальные расходы в Америке поделены примерно пополам между федеральным правительством и властями штатов. Причем если центральное правительство еще может сегодня покрывать возникающий дефицит эмиссией, то у штатов такой возможности нет. Поэтому региональная «половинка» социальных расходов резко ужимается.
Например, Калифорния, бывший самый богатый штат США, превратилась чуть ли не в зону стихийного социального бедствия. Здесь закрываются больницы (или просто перестают принимать больных), школы и т. д. Это – падение, которому не видно конца, потому что никаких реальных средств для того, чтобы изменить эту ситуацию, не существует. Т. е. идут уплощение и упрощение той социальной системы всеобщего благосостояния, которая выстраивалась в послевоенный период.
Такая деградация является совершенно неизбежной вещью, потому что т. н. «золотой миллиард», как выяснилось, жил совсем не по средствам: накопления израсходованы, а эмиссионный навес – просто колоссальный. США стремительно идут к греческим параметрам состояния своего платежного баланса и госфинансов.
При этом надо понимать, что в результате антикризисной политики Белого дома все обязательства частных игроков, которые по факту оказались банкротами, были национализированы, однако в результате долги не были погашены, а скорее просто перераспределены на более высокий уровень. Т. е. если раньше государственный дефолт США считался даже чисто технически невозможным, то сейчас это является абсолютной реальностью.
Михаил Леонтьев, KM.RU