Д.С. Лихачев
Ни для кого не секрет, что ситуация с религиозной нетерпимостью и национализмом, сложившаяся в определенных слоях и группах населения нашей страны, остается довольно сложной. Сторонники отечественной «демократической» оппозиции зачастую указывают «лояльным» на необходимость копирования общественной жизни с западных стандартов. Вот только система западной цивилизации в плане решения вопросов, связанных с национализмом, являет, мягко говоря, вовсе не радужные перспективы. И поскольку в первую очередь предлагается обратить внимание на «мировой оплот демократии» – Соединенные Штаты Америки, то почему бы не рассмотреть более пристально, как в данной стране обстоят дела с расовой, религиозной и национальной терпимостью (а если быть точным, то нетерпимостью).
Впервые национализм, как идеология о процветании определенной нации и ее первичности в государствообразующем процессе, появилась в девятнадцатом веке в трудах философа Гердера и аббата Баррюэля. В древние времена люди были привязаны к родной земле и поддерживали власть вне зависимости от своего родства. Ярчайшие примеры – Византийская и Британская империя, народы которых идентифицировали себя как «ромеи» и «британцы», не рассматривая в целом происхождение отдельного жителя. В Новое время ярким проявлением национализма стали революции в Англии и Франции, борьба народов Южной и Северной Америки с испанскими колонизаторами. В двадцатом веке национализм достиг своего апогея. Распалась колониальная система, а к власти в проигравших в Первой Мировой государствах пришли ультраправые националисты: нацисты в Германии, фашисты в Италии, Салазар в Португалии, Франко в Испании, Хорти в Венгрии. Тем не менее, все вышеперечисленные режимы сильно разнились. Хотя большинство из них и попирали человеческие свободы, далеко не все доходили до такой крайности, как нацисты со своими «арийскими» теориями и полным отрицанием других этносов. После Нюрнбергского трибунала националистические настроения почти пятьдесят лет не тревожили страны Европы. Лишь в последние годы стали появляться и стремительно набирать популярность подобные организации и движения. Их основными требованиями является ужесточение контроля над мигрантами.
В последние годы у многих людей прочно укрепилась в голове мысль, что американское общество смогло перешагнуть свой главный Рубикон – проблему расовых предрассудков. Весь мир увидел, как на главный пост в стране был выбран темнокожий президент. Означает это долгожданное сплочение всех трехсот четырнадцати миллионов американских граждан или нет? Как показывают социологические исследования – далеко не везде. Расовые вопросы в США трансформировались и приобрели весьма интересные формы. Если несколько лет назад под словом «расизм» в звездно-полосатой стране в основном понимался навязываемый психологический постулат о доминировании белой расы над темнокожими людьми, то ныне отмечаются случаи своеобразного реваншизма, который проявляют многие афроамериканцы, пытаясь отплатить за десятки лет своей «второсортности». И, по свидетельствам социологов, это не столько связано с тем, что в истории страны появился первый темнокожий президент, а с тем, что количество афроамериканцев в крупных городах Соединенных Штатов достигло весьма внушительных размеров. Например, прогулка светлокожего человека по некоторым районам города Нью-Йорка даже среди ясного дня будет для него небезопасна. По самым скромным подсчетам переписчиков количество представителей негроидной расы составляет в США ныне около тринадцати процентов от общего числа граждан.
Такая ситуация не могла не породить в Штатах очередной всплеск активности организаций ультранационалистического толка. Главным лозунгом большинства из них является призыв членов Ку-клукс-клана – «очистить Америку от черных». Причем называть проявления подобной нетерпимости и вражды неконсолидированными или редкими, крайне сложно. Многие экстремистские общества легально проводят свои собрания и съезды, вербуют новых членов, на страницах газет и журналов выражают свое мнение по «решению расового вопроса». Власти не спешат принимать ответные действия, несмотря на то, что подобные организации выступают за весьма крайние взгляды на решение вопроса.
Американская нацистская партия помогала Ку-Клукс-Клану, но позже их пути разошлись. Рокуэлл считал, что Ку-Клукс-Клан слишком консервативен в своих действиях и неспособен бороться в современных условиях. 1 января 1967-го года Джордж провозгласил о новом этапе в развитии партии. Официальное название изменилась на National Socialist White People's Party (Национал-социалистическая партия белых людей). Провокационный лозунг «Sieg Heil» поменялся на «White Power». Стратегия организации сосредоточилась на универсальном белом национализме. 5 августа этого же года лидер NSWPP погиб. Бывший член партии, Джон Патлер, дважды выстрелил из маузера К-96 в лобовое стекло Chevrolet, за рулем которого сидел Рокуэлл. Одна из пуль разорвала главные артерии над сердцем, и Рокуэлл скончался за пару минут. После новости о смерти его отец сказал: «Я не удивлен, так как ждал этого долгое время». Пост главы NSWPP занял Мэтт Коэл. Через некоторое время в рядах партии произошел раскол. NSWPP покинул Фрэнк Коллин, создавший в 1970-ом году National Socialist Party of America (Национал-социалистическую партию Америки), и профессор Орегонского университета Уильям Лютер Пирс, написавший главную книгу американских нацистов – роман «Дневники Тёрнера». Позднее он основал Национальный альянс. Мэтт Коэл в 1983-ем году переименовал организацию и переместил ее в Висконсин. В 2000-ых годах на базе European American Education Association (Европейско-американской образовательной ассоциации) ANP была восстановлена. В настоящее время партия имеет собственный веб-сайт, на котором излагает свои взгляды.
В последнее время некоторые довольно специфичные американские организации и прямые наследники Ку-клукс-клана – «Белые американские рыцари», «Арийские нации», а также Национал-социалистическое движение – получили новые импульсы для своей деятельности. Методы работы данных движений основываются на базовых принципах расизма в самой открытой форме. К сожалению, огромные залы в Джорджии, Мэриленде и ряде других американских штатов, где проходят их собрания, заполнены людьми с фашистскими свастиками на одежде и становятся совершенно обычным делом.
Вообще в Соединенных Штатах к фашизму относятся очень терпимо. Все самые агрессивные и самые радикальные неонацистские сайты мира расположены на территории США и закрывать их не собираются. Нацизм и его последствия не вызывает неприятие властей – они считают, что если не легализовать такие силы, то можно получить от них террор. Подобные организации проводят массированные пиар-компании своей деятельности, в ход идут все доступные средства: реклама на радио, реклама на уличных щитах, разбрасывание листовок. Например, активисты неонацистской расистской организации «Национальный альянс» ежегодно разбрасывают более миллиона листовок в штатах Невада, Флорида, Юта, Нью-Джерси, Небраска и Алабама, обклеивают поезда городского метро плакатами типа «Будущее принадлежит нам» и «Спаси белую Америку». Основная цель подобных акции – попытка привлечь новых сторонников в свои ряды. И это дает результаты, к примеру, после своих выступлений «Национальный альянс» был вынужден провести модернизацию телефонной аппаратуры, не справляющейся с большим количеством звонков.
Хорошо чувствуют себя на американской земле и нацистские преступники Второй мировой войны. Даже приблизительное их количество, проживающее на сегодняшний день в США, не знает никто. Только по данным ЦРУ число сбежавших в Америку из Третьего рейха составляет не менее двух тысяч человек. Многие из них, прикрываясь довольно любопытными законами Соединенных Штатов о невмешательстве в частную жизнь граждан, продолжают пропагандировать основные концепции фашизма.
Спустя шесть десятилетий после завершения войны Министерство юстиции США представило шестьсотстраничный доклад, основанный на рассекреченных архивах американских спецслужб (включая ЦРУ) и касающийся сотрудничества разведки и правительства США с нацистскими преступниками, а также укрывание их от трибунала. Рассекреченные бумаги проливают свет на многие тайны Третьего рейха и распределены на несколько групп. В первой содержатся данные ФБР о переехавших в США и использовавшихся разведкой нацистах, принимавших у себя на родине участие в массовом уничтожении представителей различных народностей: славян, цыган и евреев. В докладе не говорится, сколько нацистов нашло себе прибежище в Америке. Однако отмечается, что не менее трехсот особо опасных преступников в ходе деятельности Службы специальных расследований были лишены гражданства и депортированы. Во второй группе – папках ЦРУ – содержатся документы, связанные с использованием бывших нацистов во времена «холодной войны» в работе против Советского Союза и других государств восточного блока. Согласно докладу двадцать три международных преступника попали в сферу интересов американских спецслужб. Третью группу содержат документы о послевоенной деятельности разведслужб Западной Германии, финансирование которых осуществляли США. А во главе их стоял Рейнхард Гелен – руководитель разведки Вермахта на восточном фронте.
Даже по упомянутым фактам можно предполагать о том, насколько тесными были связи спецслужб Соединенных Штатов с нацистами. В документе говорится, что ЦРУ работала как минимум с пятью сподвижниками оберштурмбанфюрера СС Адольфа Эйхмана – руководителя «еврейского отдела» и одного из самых кровавых палачей в мировой истории. Более того, американская и западногерманская разведки не стали задерживать самого Эйхмана из-за опасений, что в случае ареста он сможет рассказать о нацистском прошлом главы секретариата Конрада Адэнауэра – Ганса Глобке. Документально засвидетельствовано, что многие офицеры СС после окончания войны были завербованы американской разведкой и, став гражданами США, работали на ЦРУ. В зоне их ответственности была заброска шпионов на территорию Советского Союза и организация в Западной Германии сетей немецкой агентуры.
Документ Министерства юстиции был готов в 2006-ом году. Поскольку в докладе отмечалось, что правительство США, зная о прошлом нацистов, сознательно разрешало им въезжать в страну, власти сопротивлялись обнародованию бумаг более четырех лет. В 2010-ом под угрозой судебного иска в отредактированном варианте бумаги увидели свет. По некоторым данным правительство убедило исключить упоминания о связях американских властей с наиболее одиозными фигурами Третьего рейха. После грянувшего скандала ЦРУ пришлось признать отдельные факты сотрудничества. Например, о том, как сотрудники данного управления эвакуировали коллаборационистов и военных преступников в Южную Америку через юг Европы, что позволило им избежать международного трибунала. Также был признан факт использования военнослужащих Третьего рейха в качестве источников информации и агентов в государствах восточного блока. А также для тренировок и обучения сотрудников спецслужб США. Многие сведения, до сих пор считающиеся государственной тайной, остались неразглашенными.
Странно и удивительно, но радикальные изменения в плане попыток решить расовые вопросы недавно поддержали и отдельные представители протестантской церкви, церкви, насчитывающей более пятидесяти процентов последователей среди всего населения Америки. Особо отличились сторонники популярной баптистской церкви (одной из ветвей протестантизма). Известны случаи, когда прихожане из числа белых людей запрещали пастору проводить церемонию бракосочетания чернокожих супругов. А ведь совсем не так давно баптистская церковь, благодаря стараниям Мартина Лютера Кинга, выступала за расовое равноправие. Выходит, что сегодня в США из-за действий определенных сил сводится на нет сама идея социального христианства.
А вот еще интересные данные – теория высшей расы была сформулирована не Гитлером. Основы евгеники были разработаны и опробованы в США на пару десятилетий раньше его прихода к власти. Еще в 1904-ом году ученый Дэвид Старр Джордан, являвшийся президентом Стэнфордского университета, в работе «Кровь нации» заявил, что положение человека, его качества и таланты передаются по крови. В начале двадцатого века в двадцати семи штатах Америки евгеника была национальной политикой. Центром движения стала Калифорния. Планы найти умственно-неполноценных и остановить их размножение поддержали Американская медицинская ассоциация, Национальная академия наук, Национальный научно-исследовательский совет. Подобные взгляды нашли широкую поддержку общественности. Писатели Джордж Шоу и Герберт Уэллс заявляли, что евгеника спасёт мир, селекционер и садовод Лютер Бербанк призывал «запретить слабовольным и уголовникам иметь детей», даже Рузвельт как-то проговорился, что «общество не может позволить дегенератам воспроизводить себе подобных». Даже Верховный суд США поддерживал подобные взгляды. В 1927-ом году судья Оливер Уэнделл Холмс писал: «Для всего мира будет лучше, если мы не станем ждать, пока дегенераты утопят нас в преступности. Мы не позволим им упиваться своим слабоумием, общество может остановить размножение тех, кто не пригоден для этого». Спустя много лет во время Нюрнбергского процесса слова Холмса цитировали нацисты в попытках оправдаться. Философия отбора людей соответствующих заданному типу подкреплялась в Америке законами о принудительной стерилизации и сегрегации людей, насильственном выселении в «колонии», ограничениях для въезжающих в страну, а также запретах на смешанные браки между представителями различных рас и национальностей. Тысячи неполноценных людей подверглись преследованиям способами, которые выясняются до сих пор. Самой суровой политической акцией данного течения стало официальное разрешение на принудительную стерилизацию, куда в основном отправляли умственно отсталых и заключенных. Ученые-евгеники из таких оплотов науки, как Принстон, Гарвард и Йель, не продвинулись бы дальше своих разговоров, если не имели мощной финансовой поддержки со стороны различных организации филантропов, в частности, фонда Рокфеллера, института Карнеги и компании железнодорожного магната Гарримана. Институт Карнеги построил лабораторию в Колд-Спринг-Харбор, в которой была создана подробная картотека, содержащая информацию по каждому американцу.
Эти разработки, но в более широких масштабах (только 350 тысяч стерилизованных) позднее применялись в нацистской Германии. Похоже, что Гитлер хорошо знал американские евгенические законы, например, в «Майн кампф» цитируются целые положения данной идеологии. Сформулированные в Америке основы евгеники дали ему готовые, привлекательные медицинские и псевдонаучные аргументы, дабы утвердить в правах свой антисемитизм и расовую ненависть, а также привлечь последователей из рациональных немцев. В первое десятилетие Третьего рейха американские евгеники приветствовали планы фюрера, видя в них продолжение своих исследовательских трудов. Однако этим дело не ограничилось. Америка помогала нацистам создавать собственные евгенические институты. Фонд Рокфеллера пожертвовал несколько миллионов долларов (в современном эквиваленте) германским исследователям, субсидировал жуткие исследования Менгеле в Освенциме. В течение нескольких лет, начиная с мая 1926-го года, этот же фонд выдавал гранты на развитие Института психиатрии кайзера Вильгельма. В данном научном комплексе был построен институт исследования мозга, который позднее стал центральным полигоном для смертельных опытов, проводившихся на цыганах, евреях и представителях других народностей.
Если американские ученые десятилетиями не могли получить права на проведение определенных исследований, то германские институты получил возможность на них в беспрецедентных масштабах. Американские евгеники, видя достижения своих немецких коллег, также не сидели, сложа руки. В США устраивались нацистские научные выставки, переиздавались пропагандистские материалы, проводились ежегодные собрания, на которых ученые двух стран награждали друг друга. В 1936-ом году руководитель Eugenics Record Office, самого крупного института Америки, занимающегося данной тематикой, получил докторскую степень в Гейдельбергском университете за «the science of racial cleansing», то бишь «науку о расовой чистке».
В 1939-ом году в Америке, наконец, осознали во что превратилась гитлеровская Германия. Большинство положений евгеники признали ложными и дискриминационными, ведущие институты закрыли. А после окончания войны вообще оказалось, что подобного движения нет и никогда не существовало. Евгеника больше не преподавалась как отдельный учебный предмет в колледжах, а в биографиях знаменитостей были вычеркнуты все упоминания об их заинтересованности в данной области.
И администрация Соединенных Штатов, и законодательная-исполнительная власть, и обе партии (Демократическая и Республиканская) говорят о свободе и правах человека. На деле же за все время существования государства, США занимается истреблением других народов и захватом стран, не согласных с ее «ковбойским» менталитетом. В 1846-ом году на заседании Сената Харт Бентон сказал: «Судьба Америки – это завоевания и экспансия…». В 1900-ом году сенатор Альберт Бифридж добавил: «Господь выбрал американский народ для того, чтобы управлять миром и спасти его от зла». Начало было положено истреблением в Северной Америке десятков миллионов индейцев. Через несколько веков американцы сотворили ужас в Хиросиме, странах Латинской Америки, Вьетнаме, Афганистане, Палестине, Ираке. Двадцать первый век начался с жестокой гегемонии США, диктующей свои условия странам ООН и развязывающей превентивные войны. По всему миру американские власти продвигают самую, что ни на есть настоящую политику государственного превосходства. Социально, политически и эмоционально такая политика поддерживается национализмом двух видов. Во-первых, это ущемленный шовинизм, значительно подогретый событиями 11 сентября. Во-вторых, идеологический национализм, основанный на базовых идеях американского общества: веры в свободу слова, демократию, индивидуализм, справедливость. Из изначальной протестантской идеи «города на холме», определявшей Америку в качестве примера для остальных стран, данная теория приняла экспансионистский характер. А так как эта вера заложена в систему образования и воспитания, пронизывает всю культуру, присутствуя даже в церковных песнопениях, то американцы вырастают вдохновленные ею. Тесное переплетение национализма и идеологии приводит к тому, что они не могут разделить, что относится к американским интересам, а что нет. Они убеждены, что являются главными носителями идей демократии, которую должны сеять повсеместно и вне зависимости от желания той или иной страны или народа.
Тексты и призывы, с которыми в последнее время американские политики обращаются к нации перед развязыванием очередной войны, странным образом, очень похожи на лозунги Третьего Рейха. Простому американскому гражданину вступление в войну преподносят как объективную необходимость защиты от внешних врагов. Но цель, как ни крути, всегда одна – прибрать к рукам новые территории, овладеть ресурсами, захватить власть…. Как раз в этом, в итоге, и содержится основной принцип национальной, расовой, государственной и религиозной нетерпимости.
Источники информации:
http://www.sdelanounih.ru/tag/fashizm-ssha/
http://www.usinfo.ru/fashyzm.htm
http://patriotka.livejournal.com/12802.html
http://www.ng.ru/dipkurer/2006-10-23/23_usa.html