Президентская избирательная кампания на Украине начнётся ещё относительно не скоро. Даже неофициальный старт состоится только в феврале 2014 года (после новогоднего праздничного затишья). До официального же начала избирательной гонки остаётся ещё около года. Тем не менее, основные участники уже явно определились со стратегическими планами, которые должны принести им победу.
Самые простые и эффективные, на данный момент, стратегии приняли команды Кличко и Тягныбока. Оценивая данные социологических опросов за последний год не трудно констатировать позитивную динамику рейтингов обоих политиков. Причём рост их рейтингов обеспечивался не столько их собственными усилиями, сколько ошибками оппонентов.
Тягныбок прочно и монопольно занимает крайне правую радикально-националистическую нишу в расколотом обществе, противостоящие части которого (русская и галицийская) стремительно радикализируются. Таким образом, лидер «Свободы», не опасаясь конкуренции, собирает постоянно увеличивающийся правый радикально-националистический электорат. Вопрос, хватит ли этого для победы и нужна ли она Тягныбоку в принципе, пока не стоит. Очевидно, его амбиции и поведение могут и будут меняться, в зависимости от того, насколько серьёзной окажется его поддержка избирателем к началу 2014 года. Если Тягныбоку удастся выйти на второе место (в четвёрке претендентов: Кличко, Тягныбок, Янукович, Яценюк) или хотя бы закрепиться на третьем, с небольшим (символическим) отставанием от второго, он вполне может активизироваться. В случае же, если его рейтинг будет устойчиво третьим, среди трёх лидеров оппозиции, он постарается и дальше совмещать неявное сотрудничество с властью, раскручивающей его в качестве фашистской опасности для спарринга с Януковичем в третьем туре и, при этом, до последнего сохранять единство оппозиции. Впрочем, это не должно помешать Тягныбоку в последний момент выступить альтернативным оппозиционным кандидатом. В целом его дело наращивать рейтинг и спокойно ожидать развала системы, когда его партия окажется единственной организованной, опирающейся не только на разветвлённую партийную структуру, но и на отряды боевиков, а также существенную поддержку идеологизированного электората политической силой, способной претендовать на власть если не в масштабах страны, то на значительной или большей (включая столицу) её части.
Позиция Кличко также объясняется тем, что рейтинг его растёт без видимых усилий и даже скорее благодаря тому, что он молчит, избегая тем самым невыгодных для себя сравнений и грубых политических ошибок. Для Кличко и его «УДАРа» идеальный вариант – сохранение относительной стабильности до самых выборов, но при условии, что кризисные явления будут нарастать. Это обеспечит отток к нему голосов Януковича, а также Яценюка. При чём, чем больше последний будет терять радикалов в пользу Тягныбока, тем больше у умеренного националистического избирателя будет стимулов голосовать за Кличко, как единственную альтернативу и Януковичу, и Тягныбоку. Проиграть Кличко может только в случае резкого изменения ситуации (в сторону ли преодоления кризиса или в сторону его резкого углубления), а также, если социальный взрыв произойдёт до выборов. Ни лидер «УДАРа», ни сам «УДАР» не готовы возглавить революцию. Ещё меньше они готовы к оперативному реагированию на неожиданные решения оппонентов (начало активной кампании по дискредитации Кличко или, например, резкого изменения внешнеполитического вектора и ускоренного вступления в Таможенный союз). Впрочем, нынешняя ситуация делает данные риски для Кличко скорее теоретическими, чем практическими. Главное же, что даже при их переходе в практическую плоскость ни сам Кличко, ни его команда ничего не способны им противопоставить.
Яценюк, собирая все возможные регалии формального лидера оппозиции и наследника-местоблюстителя Тимошенко, проигрывает борьбу за реальную поддержку избирателей. И эти вещи взаимосвязаны. Он и был избран в квази лидеры «Батькивщины» потому, что в силу своей амбициозности, безапелляционности, отсутствия харизмы, не умения работать с информационным пространством и неспособности организовать работу собственного штаба, представлял наименьшую опасность и для Тимошенко, и для её бывших соратников, стремившихся получить контроль над партией, но так, чтобы не быть обвинёнными в предательстве своего отбывающего заключение лидера. Однако, то, что устраивало Тимошенко и партийную бюрократию (хоть и по разным причинам), делало Яценюка совершенно непродаваемым избирателям. Тягаться с Януковичем в качестве единого кандидата от оппозиции он бы смог, но убедить избирателей, что он лучший единый кандидат он не в состоянии.
Сложившаяся ситуация привела к тому, что Тягныбок и Кличко в принципе не заинтересованы в определении единого кандидата, пока нет 100%-ной гарантии для любого из них, что это будет именно он. Их позиция (озвученная Тягныбоком и молчаливо поддержанная Кличко) – пусть единого кандидата определит первый тур. При сохранении сегодняшних тенденций, Яценюк во второй тур не проходит. Тягныбоку всё равно проходит он или нет, поскольку затащить его туда – проблема Януковича, желающего именно Тягныбока иметь своим спарринг партнёром. Кличко имеет неплохие шансы пройти и дальше уже требовать от бывших партнёров-конкурентов, чтобы они публично поддержали его во имя «победы над преступным режимом».
Отметим, что ни один из оппозиционных лидеров не управляет ситуацией. Все они пытаются вписаться в существующие на сегодня тенденции и выиграть внутриоппозиционную борьбу за лидерство исключительно путём навязывания своим партнёрам-конкурентам лично им выгодных правил игры. Естественно, что никто не соглашается принимать заранее проигрышные для себя правила, честно играть тоже никто не хочет. Поэтому их рейтинги и перспективы больше зависят от решений внешних сил, а также от непрогнозируемого развития ситуации, чем от их собственных решений и стратегий.
Несколько иная ситуация с Януковичем и Партией регионов. Формально в их руках сосредоточены все рычаги, позволяющие управлять ситуацией. Они практически ничем не ограничены ни во внутриполитических инициативах, ни во внешнеполитическом выборе. Тем не менее, их стратегию можно назвать либо стратегией поражения, либо (пока поражение ещё относительно далеко и что-то можно изменить) стратегией потерь.
Во-первых, как известно, и во внутренней, и во внешне политике Янукович и ПР отказались от исполнения обещаний, данных своему электорату, чем существенно сократили собственную поддержку. Тем не менее, несмотря на то, что три года подряд данные социологов свидетельствуют, что единственный шанс вернуть голоса избирателей – начать выполнять свою собственную программу, Янукович и его команда ищут любые, под час самые экзотические способы сохранить шансы на победу на выборах, лишь бы не поворачиваться лицом к своему избирателю.
Во-вторых, результатом отказа от вступления в Таможенный союз и ориентации на «евроинтеграцию» стал экономический крах Украины, со всеми вытекающими социальными последствиями. То есть, социально-экономические проблемы, накладываясь на политико-идеологическое предательство собственных избирателей делают голосование за Януковича и ПР просто бессмысленным.
В-третьих, ставка на раскрутку фашистов для последующей победы под антифашистскими лозунгами ещё больше дискредитирует партию и президента в глазах избирателей, поскольку большинству хорошо понятно, что фашисткой опасности можно было просто не допустить, применяя закон. Пока же фашисты вольны безнаказанно заниматься уличным хулиганством, а их оппонентов могут посадить даже за самозащиту, регионалы и Янукович выглядят как клоун, добросовестно имитирующий на арене цирка «борьбу», в то время, как зрители изначально знают, что это не более, чем имитация.
Фактически, если сегодняшний план команды Януковича сработает и Тягныбок окажется во втором туре, ситуация резко изменится. Если сейчас от самого Тягныбока мало что зависит и он просто пытается сполна использовать ситуацию, благоприятно для него складывающуюся, усилиями Януковича, то, с момента выхода во второй тур, ситуацию уже полностью будет контролировать Тягныбок и только от него будет зависеть: выиграть выборы или проиграть их, а проиграв, признать поражение или бросить своих боевиков на штурм правительственных зданий, которые никто не будет защищать (поскольку уже сейчас власть учит всех, в том числе и силовиков, не мешать фашистам).
Таким образом, единственная сила, способная применить накануне выборов управляемую стратегию, сама себе готовит поражение. Потенциальные же победители не могут, не умеют или не хотят по конъюнктурным соображениям управлять обстоятельствами, предпочитая выжидать.
Естественно, такая ситуация делает украинские выборы непредсказуемыми, зависимыми от любой случайности, а также от вмешательства извне, которое может склонить чашу весов в пользу любого из кандидатов, в том числе пятого (пока никому не известного).
Ростислав Ищенко
Центр Региональных Исследований