Россияне и украинцы всё меньше мечтают жить в едином государстве
По данным социсследования, проведенного совместно Киевским международным институтом социологии (КМИС) и российским «Левада-центром», лишь 15% жителей России и 14% жителей Украины хотят объединения двух стран. Об этом сообщает ИА REGNUM со ссылкой на пресс-службу КМИС.
Однако большая часть граждан обеих стран по-прежнему хочет жить в независимых странах, но с открытыми границами и без визового режима. На Украине за такой сценарий высказывается около 72% опрошенных, а в России - 58% респондентов. Симпатизантов России среди украинцев больше, чем среди россиян - Украины. 81% украинских респондентов положительно отзывается о России, еще 10% - критически настроены по отношению к нашей стране. В то время как 72% россиян положительно воспринимают Украину, а 18% - негативно.
Данный опрос недвусмысленно свидетельствует, что Украина, которая ещё четверть века назад воспринималась большинством жителей РСФСР как неотъемлемая часть российского государства, становится нам всё более «чужой». Так же, как и Россия для украинцев. Будет ли продолжаться ментальное расхождение между народами, которые и сейчас ещё иногда называют братскими?
- Я не убеждён в репрезетативности опроса, на который ссылается ИА REGNUM. Украинцам уже задавали вопрос на референдуме в декабре 1991 года таким изощрённым способом, что многие, до конца не понимая этого, проголосовали за выход республики СССР. – Рассуждает директор Института стран СНГ Константин Затулин. – Очень легко запутать неискушённых в политике и социологии людей, чтобы они отвечали так, как это надо авторам вопросам.
Однако, безусловно, число людей, испытывающих «братские чувства» по отношению к соседям, в обоих народах сокращается. Это происходит как в связи с постепенных уходом поколения, жившего в СССР, так и в связи с теми взаимоотношениями наших стран, да и всех стран СНГ в последние десятилетия.
Сказывается и линия, которую ведут те представители украинского государства, которые отстаивают место Украины на современной карте и в истории. Ясно, что они не могут иначе пропагандировать «украинский проект», кроме как представляя в мрачных красках совместное прошлое с Россией. Иначе у них будет мало аргументов против объединения с Россией.
Кроме того, надо учитывать, что данные опроса в целом по Украине не учитывают фактора сосуществования нескольких цивилизационных «украин». На самой Украине уже давно опросы ведутся по территориально-ментальным кластерам – Запад, Восток и Юго-восток страны. По их результатам становится ясно, что жители Западной Украины возражают против любой перспективы союзного государства с Россией. А на Востоке страны гораздо большее число людей готово жить с Россией или, по крайней мере, не отрицают с ходу такую возможность.
«СП»: - Можно ли сказать, что наши страны и дальше будут удаляться друг от друга, или возможны варианты?
- Это зависит от многих обстоятельств, в том числе и от того, как будут разрешаться текущие коллизии между нашими странами. Например, решится ли Украина вступить в Евразийский Союз или будет по-прежнему стучаться в Евросоюз, продолжится ли притеснение русского языка по инициативе государства на Украине, или он станет вторым государственным, как решится вопрос газового транзита в Европу и т.д. Многое зависит и от того, будет ли Януковичем реализовано обещание создать федеративное государство на Украине. До нынешнего времени тон в идеологии, политической сфере на Украине задаёт её западная часть. Особенно, когда дело касается вопросов культурных, исторических. В условиях федеративной Украины гораздо больше возможностей появляется у более экономически развитых восточных регионов, которые, как правило, оплачивают ту «музыку» в идеологии, политике, культуре, которую они не заказывали.
«СП»: - На ваш взгляд, экономические льготы и дотации со стороны России могли бы увеличить симпатии украинцев к нашей стране в целом и к идее создания общего государства в частности?
- Ради того, чтобы выросли рейтинги любви к России на Украине, снижать цену на российский газ, может быть, и не стоит. А вот «спакетировать» скидки на газ с принятием Украиной важных политических шагов в сторону России, это, собственно, та задача, которую наша страна и пытается решить. Украина же всячески избегает сближения с Россией, но при этом требует снижения цены на газ. Вот так обычно мы и приходим в «сезонный тупик» во взаимоотношениях между нашими государствами. Мы и так делаем определённые уступки. Причём иногда их не совсем адекватно воспринимают на самой Украине. В частности, Россия долго не соглашалась на то, чтобы в Евразийском экономическом союзе (ЕЭС) были государства со статусом наблюдателей. И вот, как было заявлено в мае этого года на встрече президентов четырёх постсоветских стран в Астане, этот статус Украина может получить. Я лично рассматриваю это как некую уступку президенту Януковичу, который традиционно пытается усидеть на двух стульях. Он давно уже предлагал схему взаимоотношений между Таможенным союзом и Украиной, как 3 плюс 1. Мы говорили, что это невозможно, но в некоторым смысле всё-таки пошли навстречу Януковичу, который теперь во внутриполитических целях может на Западе Украины рассказывать, что мы ничего существенного с Таможенным союзом не имеем, статус наблюдателя ни к чему нас не обязывает, а на Востоке говорить потенциальным избирателям, что мы делаем гигантские шаги навстречу экономическому союзу с Россией, Белоруссией и Казахстаном, и вот уже стали наблюдателям.
Такой подход ему очень удобен в связи с предстоящими в 2015 году президентскими выборами. России же сейчас статус Украины как наблюдателя Таможенного союза и в перспективе Евразийского экономического союза особенно не нужен. Между тем, в «незалёжной» есть целый ряд СМИ, которые пытаются представить этот шаг Януковича как уступку Москве.
Директор украинского Института политического анализа и международных исследований Сергей Толстов считает, что многое в дальнейших взаимоотношениях России и Украины зависит от того, сумеет ли последняя решить проблему самоопределения общества.
- Появление и исчезновение государств – процесс во многом мистический и загадочный. В начале XIX века в Европе было около 200 государств. Теперь же в пространстве ОБСЕ их от 56 до 60, в зависимости от того, как считать. А ещё четверть века назад их было и того меньше. Что касается России и Украины, те факты, что у нас в значительной мере общее прошлое, пересекающиеся во многом исторические традиции, никуда не делись. Но реальность сегодняшнего дня такова, что у нас разные политические системы, разные политические реальности, разное самоощущение себя в мире. Я вижу, что российский средний класс утрачивает элементы закомплексованности и начинает проявлять себя как вполне самодостаточный субстракт. Для Украины это даже трудно представить, потому что у нас разделённое общество. В разных частях страны разные политические, культурные акценты, разные лидеры. В этом смысле чем дальше Россия и Украина находятся в разных политических реалиях, тем меньше между ними остаётся сходства. Если 20 лет назад разговор между украинцами и россиянами одной социально-возрастной категории касался общих, понятных и знакомых друг другу тем, то сейчас в начале общения начинаются вопросы: а что актуально сейчас для вас?
Перспектива российского государства гораздо более определённая. На Украине не решены очень многие проблемы самоопределения общества. Как сложится судьба нашей страны – большой вопрос. С ней могут произойти такие вещи, которые на сегодняшний день предсказать трудно. Может быть серьёзно изменён вектор развития страны в зависимости от того, кто будет ей управлять. Как всерьёз шутят у нас, либо Украина расколется, либо придёт волевой президент, который включит её в Таможенный и далее – Евразийский союз на каких-то приемлемых условиях. По крайней мере, не хуже, чем у Белоруссии и Казахстана. Существенных дивидендов и перспектив нынешняя политическая ситуация на Украине не обещает. А если возникнут дополнительные политические и экономические издержки, которые ударят по благосостоянию и самоощущению украинцев – это может привести к дальнейшей радикализации общества. Что с нами будет дальше – вопрос открытый.
Фото: Григорий Василенко/ РИА Новости
СП, Алексей Полубота