Украинское государство, власть и общественность страны оказались на распутье, и от выбора, который будет сделан, зависит, что ждёт всех нас в ближайшие годы. Об этом читателям «ДК» рассказывает сегодняшний гость редакции - руководитель отдела по связям с Русской православной церковью и православным сообществом за рубежом Института стран СНГ, глава Ассоциации православных экспертов и Корпорации православного действия Кирилл ФРОЛОВ.
- Самые главные проблемы - цивилизационные, из которых истекают и экономические, и политические, - говорит Кирилл Фролов. - Речь идёт о том, будет ли реализован вековой антироссийский проект «Украина как анти-Россия» и для этого надо будет сменить веру и язык, либо Украина вернётся туда, чему она дала жизнь: в православный русский мир, матерью которого по сути является. С этой точки зрения празднование 1125-летия крещения Руси - это точка бифуркации: курс на ЕС и даже на ассоциацию с ним - это цивилизационное предательство. Надо понимать, что современный Евросоюз - постхристианское государство, и события во Франции это наглядно показали: легализация однополых браков - тому свидетельство. Если Украина туда стремится, то она идёт в формирующееся сверхгосударство, идеологией которого является антихристианство. Если раньше противоборство между Русью и Польшей было борьбой между православием и католицизмом, сегодня ситуация изменилась: католицизм отошёл на вторые и даже на третьи роли, а главной угрозой стало насаждение секулярного тоталитаризма как основы государственной политики. Таким образом, евроинтеграция Украины - это преступная идея усидеть на двух стульях: невозможно ратовать за православные ценности и проводить гей-парады одновременно. Даже при всей символичности ассоциации с ЕС такой шаг станет точкой бифуркации, и эти вредоносные «цветочки» в виде маршей в защиту наркотиков и половых извращений превратятся в очень ядовитые «ягодки».
- Кирилл Александрович, возможен ли отход Украины от русской цивилизации?
- Страна находится на пограничье двух цивилизаций, и она либо найдёт силы вернуться в лоно русского мира, либо растворится в Евросоюзе. Здесь многое зависит от воли самой Москвы, в своё время ставшей преемником Киева: если нынешний президент России, тезоименитый Владимиру Крестителю, проявит эту политическую и духовную волю, то он определит не только контуры российской внешней, но и цивилизационной политики. Не стоит забывать, что Россия сейчас тоже находится на своеобразном переломе: либеральная идея, которая воплотилась в «болотном» покушении на державу, провалилась, и теперь страна имеет уникальный шанс вернуться на путь более чем тысячелетней православной национальной великой имперской истории. Ещё существуют сторонники возвращения России на волне антилиберализма в неокоммунистический проект, но он очень поверхностный, нестойкий и не спасёт нас. Как только Россия вернётся на православный имперский путь, вопрос об Украине встанет во главу угла: отечественная история немыслима без Херсонеса, где крестился Владимир Великий, без Киева - первой русской столицы, центра русского языка, письменности и науки. В этом году исполняется 950-летие «Повести временных лет». Вспомним, откуда пошла земля русская: об Украине там ни слова! Русский язык впервые начал кодифицироваться православными интеллектуалами Киева ещё в домонгольскую эпоху, а в последующие столетия малороссы активно боролись за право считаться русскими. Поэтому националистический «самостийнический» проект - затея антинациональная, устраиваемая ради цивилизационной и этнической аннигиляции юго-западной Руси.
Стоит отметить, что удары подобного рода продолжают наноситься по России до сих пор: существует принятый Конгрессом США закон о порабощённых нациях, к их числу относятся не только украинцы и белорусы, но также некоторые части русского этноса. Так, при помощи американцев в Иркутске недавно прошёл семинар сибирских сепаратистов, а поморство в Архангельской области формируется по той же схеме, что и некогда украинство Австро-Венгрией с целью отделить часть русского народа по географическому признаку. А ведь сепаратизм на Русском Севере - это выстрел в наш народ: именно там сохранились былины - национальный эпос, вобравший в себя память о Киевской Руси. Все эти проекты должны быть пресечены православной русской волей, для которой мощным соединительным канатом является идея русского мира: её отстаивает духовный вождь всех великороссов, малороссов, белороссов и карпатороссов - святейший патриарх Кирилл, а возглавляемая им церковь позиционирует себя как церковь всея Руси, как собирательница народа в прошлом и настоящем.
- Недавно в Донецке увидела свет книга Алексея Иванова и Сергея Бунтовского «Донбасс: Русь и Украина. Очерки истории», авторы которой рассматривают этот макрорегион как потенциальный бастион русского влияния...
- Согласен с авторами, хотя здесь важна вся Новороссия, в которую входит Донбасс - русский промышленный регион, обладающий мощным политэкономическим кланом. Беда этого самого клана в том, что он боится опереться на мессианскую идею, и в излишнем прагматизме, из-за которого он проигрывает галичанам: будучи промышленным регионом, у вас основной вес имеет техническая интеллигенция, у которой гуманитарная составляющая развита не так сильно, как на Западе Украины. Но это всё исправимо: надо обратиться к истории Новороссии, вспомнить мессианских идеологов, таких, как, например святитель Иннокентий Херсонский или ныне здравствующий митрополит одесский Агафангел - фактически её духовный вождь, который отстаивает единство двух братских народов и выступает за равный статус двух основных языков Украины, вызывая страшный гнев русофобов. Вся Новороссия выстроена на православной сакральной географии: это территория, где мать-Россия предоставляла земли гонимым православным народам, а Новая Сербия и Новая Греция как раз находятся на территории нынешних Донецкой и Луганской областей. Нельзя забывать и то, что для всех нас сделал схиархимандрит отец Зосима (Сокур): этот современный подвижник есть символ Донбасса - живой святой нашего времени, и надеюсь, что созданный им мужской монастырь когда-нибудь станет лаврой. Что интересно, у него и патриарха Кирилла был общий духовник - митрополит Никодим (Ротов). Проблема самоопределения современной Украины в том, сохранит ли глава государства преданность своему духовному наставнику: отец Зосима, отходя в мир иной, оставил завещание, согласно которому УПЦ должна оставаться в составе Московского патриархата, а Украина - быть вместе с Россией, поэтому переговоры о евроинтеграции есть не что иное, как отступничество от его воли. Донбасс - это место, где Россия выполняла свой исторический православный долг, поэтому регион вырастил такого великого человека и сможет стать центром русской Украины, только если будет верен его завещанию и своим святыням.
Новороссия - это православный имперский проект, решавший политические и экономические задачи, при этом экономика и духовность друг другу не противоречат. Даже вопросы рекреации могут служить высоким целям: в царское время даже выходил журнал «Отдых христианина», а в том же Крыму мы оздоравливаемся у святынь.
- Каков ваш прогноз для Украины?
- Её ждёт окончательное самоопределение: либо домой, в русский мир, либо поглощение Евросоюзом. На эту тему я всегда спрашиваю галичан: «Зачем лицемерить? Вы говорите, что за традиционные ценности, но сами тянете Украину в эти самые гей-парады, которые стали символом ЕС. Ваша религия есть не что иное, как сатанизм: хоть с бесами, но против Москвы!» А с лукавым шутки плохи, ибо он обманщик, и заигрывания с ним окончатся неизбежным крахом. Пора понять, что главные сепаратисты, раскалывающие Украину на части, - это прозападная часть элиты и бандеровский кластер, который хочет увести страну от своих корней. Удастся ли им это? Зависит от вас!
Беседовал Александр ДМИТРИЕВСКИЙ,
собкор «ДК» в России
Москва