Если внимательно проанализировать ситуацию в среде татар проживающих в Тавриде (самоназвание татары Крыма, крымские татары), а также те вопросы, которые пытаются лоббировать националистические татарские лидеры, то сразу бросается в глаза, что их важнейшей стратегической целью является создание в Тавриде татарской этнической автономии. Необходимость решения данной задачи сформулирована в «Декларации о национальном суверенитете крымских татар» принятой на 2-м Курултае 26-30 июня 1991 года
«...Крым является национальной территорией крымско-татарского народа, на которой только он обладает правом на самоопределение», «политическое, экономическое, духовное и культурное возрождение крымско - татарского народа возможно только в его суверенном государстве»,
«В случае противодействия государственных органов или каких-либо сторон достижению целей, провозглашенных Курултаем и настоящей Декларацией, - говорится в документе, - Курултай поручает Меджлису добиваться признания за крымско-татарским народом статуса народа ведущего борьбу за свое национальное освобождение и действовать согласно этому статусу.»
Стремление руководства татарских националистов (это относится не только к Меджлису)* к достижению данной цели вызывает обоснованную тревогу у представителей других этносов, проживающих в Тавриде, и явно не способствует формированию на полуострове более тёплых межнациональных отношений.
Упорное и непрерывное требование татарскими радикалами создания тюркской топонимики на всей территории Тавриды, это не просто лингвистические выверты меньшинства, это один из важных стратегических этапов по созданию татарского этнического государства. Переименование станет доказательством обоснованности и правоты требования независимости в глазах международного сообщества. Все это отлично понимали «оранжевые» авторы законопроекта «О восстановлении исторической топонимики Автономной Республике Крым». В нем предусматривалось восстановление топонимики, «которая была практически ликвидирована серией сталинских указов 1944-1948 гг.», и, по мнению инициаторов закона, принятие законопроекта «способствовало бы восстановлению и сохранению прав крымско-татарского народа, «коренного населения полуострова Крым».
Авторы законопроекта планировали переименовать населенные пункты Тавриды. Смена названий охватила бы до 95% населенных пунктов в некоторых районах автономии. Истинная цель законопроекта - не восстановление тюркской топонимики, якобы в интересах всего лишь 12% особенно «коренных» жителей Тавриды, а полная ликвидация русских и советских топонимов.
К примеру требовали переименовать села: Краснофлотское (с. Кайнаш), Красный Партизан (с. Борагнар), Чапаево (с. Нейшпроцунг), Куйбышево (с. Исар), Фронтовое (с. Кой-Асан), Фрунзе (с. Багайли), Пушкино (с. Эсен-Эки), Чайковское (с. Тиркэ) и многие другие. Переименованию подлежат села, названные в честь героев Советского Союза Н. Токарева, Е. Лобанова, И. Яковенко, И. Громова, И. Перова, К. Денисова, Т. Костыриной, Н. Самохвалова, командующего 51 армии генерал-лейтенанта В.Н. Львова и других. Любопытно видеть, как укрофильские ушки торчат при некоторых переименованиях, например, село Жемчужина меняется не татарское Чоты а на украинское Перлына, село Каштановка - на село Каштанове, что как вы видите вообще не имеет отношения к таврическим татарам. Я уже не говорю, что в татарских СМИ (кстати, выпускающиеся на государственные средства) Симферополь упорно называется Акъмесджит, а Севастополь – Ахтияром, Феодосия - Кефе, Евпатория - Гезлев. Правда, почему Черноморское пишется Акъмечит, совершенно непонятно, ведь в переводе с татарского оба названия переводятся как «белая мечеть». Темна вода в облацех татарской грамоты…
Это же относится и к требованию празднования мусульманских праздников всеми жителями Тавриды. С 1993 г. парламент автономии определил нерабочими днями исламские праздники для мусульман. Как выяснилось, меджлису этого оказалось мало. 19 ноября 2008 года Верховный Совет Крыма инициировал внесение изменений в трудовой кодекс Украины с целью объявления мусульманских праздников Курбан-байрам и Ораза-байрам нерабочими днями для всех жителей Тавриды. «Нашему бы теляти да волка съесть!» решили братки из вышестоящей ВР Украйны и тихэхэнко похерили данный перл законотворчества… редчайший случай адекватной реакции укродепутатов!
Кроме того, специалисты, внимательно вглядывающиеся в этнополитическую ситуацию в Тавриде, высказывают предположение, что национальная автономия татар Тавриды - это только первый шаг, своего рода «программа минимум» на пути к более существенной цели - созданию собственного этнократического исламского государства. В пользу данной версии свидетельствует целый ряд фактов. Прежде всего, обращает на себя внимание настойчивая и целенаправленная работа татарских националистических лидеров по созданию параллельной системы власти на полуострове.
Основу данной системы составляют центральный «Меджлис крымско-татарского народа»** и сеть подконтрольных ему региональных (городских, районных, межрайонных, сельских) «меджлисов». Благодаря усилиям татарской националистической элиты и, прежде всего, Мустафы Джемилева в Крыму сложилась совершенно идиотская юридическая ситуация: «Меджлис», не имеющий никакого официального статуса, выступает на международной арене как выразитель интересов всего «крымско-татарского народа» и как его единственный легитимный представитель. Аналогичное положение складывается и внутри автономии. Несмотря на наличие в структуре исполнительной власти органов, на которые возложена задача решения проблем депортированных граждан **, (комитеты, отделы по делам депортированных при райгосадминистрациях и горисполкомах), их функции в большинстве регионов Крыма сконцентрированы в руках руководителей местных «меджлисов».
Для усиления влияния на процессы в политической, экономической и социальной сферах Автономной Республики Крым националистические лидеры татар Крыма в свое время добились создания «Совета представителей крымско-татарского народа при Президенте Украины (СПКН)», фактически легализовав таким образом «Меджлис», все члены которого вошли в состав Совета (СПКН). Аналогичные структуры с достаточно широкими полномочиями предполагается, созданы и на местах, что привело к весьма существенному укреплению формируемой «Меджлисом» вертикали параллельной власти.
О далеко идущих планах руководителей «Меджлиса» свидетельствует активное лоббирование ими на государственном уровне принятия ряда Законов Украины («О статусе крымско-татарского народа», «О реабилитации и обеспечении прав лиц из числа национальных меньшинств, которые подверглись репрессиям и были депортированы с территории Украины», «Концепция государственной этнонациональной политики Украины» и т.д.). Анализ указанных законопроектов показывает, что их принятие способствовало не интеграции татар Тавриды в гражданское общество автономии и Украины, а напротив, их обособлению через получение неоправданных привилегий и преимуществ перед другими этническими группами полуострова.
Кстати, история ЮАР показала, что политика апартеида бесперспективна для нормального государственного существования, а печальный опыт Ливана с квотированием по религиозному признаку раскрыл, что рано или поздно это приводит к гражданской войне, но история - не конёк вожаков «Меджлиса».
Успешному продвижению националистической татарской элиты к намеченной цели во многом способствует достаточно активная поддержка многих их начинаний со стороны националистических партий Украины в ВР Украйны и в центральных органах власти Украйны. В определенной мере такая поддержка нынешнего государства объясняется тем, что лидеры «меджлиса» заявляют о своей антирусской, проукраинской и «прогосударственной» позиции. Однако, характер взаимоотношений «Меджлиса» с крымским правительством и анализ критических заявлений националистических лидеров татар Тавриды в адрес киевских властей, в том числе и на международном уровне, говорит о том, что лояльное отношение руководства «меджлиса» к украинскому государству будет иметь место ровно до тех пор, пока их требования хоть каким-то образом можно вписать в правовое поле Украины. Необходимо отметить, что такая политика, проводимая «Меджлисом» не способствует становлению доброжелательных межнациональных отношений в АР Крым и способна спровоцировать широкомасштабный межэтнический конфликт, в который может быть вовлечен весь циркумпонтийский (причерноморский) регион. Я не отношу себя к сторонникам «щирости и свидомости», никогда не ставил своей целью борьбу за «незалэжность», но, тем не менее, мне надоело жить в «интересный исторический период» и как большинство крымчан, поддержу ту силу, которая наведет порядок на окраинах Руси, не даст деструктивным силам попытаться создать государство меньшинства.
Евгений Попов
*Выступает ли Милли Фирка за восстановление в Крыму национальной государственности? Да. Больше того, это - одна из главных стратегических целей организации. В этом смысле член Политсовета Милли Фирка Недим Велилаев эту цель сформулировал безупречно: «Для нас, крымских татар, - это идея национальной государственности», еще раз напомнил об этом тем, кто еще сомневался в наших устремлениях или стал забывать о том, к чему всем нам, жителям Крыма, надо бы стремиться. Согласно основополагающим принципам ООН, каждый народ на земле обладает неотъемлемым правом на самоопределение, в том числе и на эту самую государственность. Одни народы это право реализовали, другим - еще предстоит пройти нелегкий путь признания. Для цивилизованных наций и государств, членов международного сообщества, нормы международного права являются обязательными и превалирующими над нормами национального законодательства. Недим Велилаев «ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ВЫСТУПАЕТ за необходимость реализации идеи создания КРЫМСКОТАТАРСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ», но... «в рамках законодательства Украины». [Блажен, кто верует – тепло ему на свете… Авт.]
(сайт milli-firka.org)
** «Меджлис» — незаконная общественная татарская националистическая организация, которая не зарегистрирована в установленном Законом порядке по причине выставления требований противоречащих Конституции Украины. «Меджлис» требует признания его в качестве параллельного представительного органа власти.
*** Татары Крыма были принудительно переселены в 1944 году с территории одной республики (РСФСР) в другую (УзбССР) в пределах одного союзного государства, что не является депортацией в юридическом смысле этого слова.
При переселении татары имели право на беспроцентную ссуду в 5000 рублей с рассрочкой выплаты для строительства жилья. Кто из граждан СССР пострадавших от войны на Смоленщине или Киевщине имел это?