28 апреля текущего года в Центре евразийских исследований филиала РГСУ в г. Минске состоялась международная научная конференция «Войны и идентичности в Восточной Европе в XIX –XXI в.». К концу 2013 года планируется выход сборника с материалами конференции. В силу этого после издания сборника будут выложены также и тексты докладов, которые, как правило, из-за регламента времени, по объему значительно превосходят сами выступления на подобных мероприятиях.
Проблема «национальной идеи», и соответственно национальной идентичности уже много лет является одной из самых обсуждаемых в постсоветских государствах. И если в странах Прибалтики, Закавказья и Средней Азии после распада СССР этот вопрос для титульных народов не вызвал особых затруднений поскольку еще Советская власть установила границы новым нациям, и всячески помогала их формированию, то на Украине, в Республике Беларусь и в Российской Федерации до сих пор не найдена, удовлетворяющая все слои общества, стратегия развития, или так называемая, «национальная идея», в основе которой лежит национальная идентичность. Это связано с тем, что для Компартии Советского Союза не хватило семи десятилетий чтобы окончательно демонтировать русский православный этнос, живший и боровшийся за свои традиции на протяжении тысячи лет, и «русский вопрос», как один из главных, остался в наследство политическим классам и Российской Федерации, и Республики Беларусь, и Украины.
Российская Федерация так и не решается назвать русских, составляющих 80% ее населения, государствообразующим народом, и во многом продолжает советскую политику «нациобилдинга». На Украине невозможно игнорировать, большинство населения сохраняющего русскую самоидентификацию. В Республике Беларусь в самом ее названии присутствует корень «Русь», со всеми вытекающими из этого проявлениями «русскости» у белорусов. И как не будет стараться например самый крайний украинский или белорусский националист в борьбе с самим собой, но он полностью сможет избавиться от своей русскости, только после того, как перестанет говорить на украинском или белорусском языке (языках русского корня), откажется от православия и даже униатства в пользу католичества, протестантства или мусульманства, и покинет свою землю, потому что земля, на которой он живет – русская, и пронизана свидетельствами русской истории и традиции. Россия – это не только Российская Федерация. Это чистая условность, что РФ в 1991 году объявила только себя правоприемницей России. Историческая Россия, как неустанно повторяет Патриарх Кирилл, это вся Святая Русь - Россия, Украина и Беларусь.
От вопроса идентичности не сможет сейчас уйти Украина, решившая выбрать путь интеграции с ЕС. Функционеры из Брюсселя потребуют от украинцев отказаться от ценностей русской православной цивилизации, поскольку они не совместимы с либерал-социализмом западноевропейского разлива, который ничем не лучше ленинско-сталинского социализма советского периода. Невозможно также успешно решить все вопросы создания Евразийского Союза если Российская Федерация и Республика Беларусь не будут в первую очередь строить свое Союзное государство, наполняя его идеей развития Русской православной цивилизации, как станового хребта Евразии, а все ресурсы направят на формальное экономическое объединение постсоветского пространства, единственным идейным обоснованием которого будет гумилевщина в трактовке Дугина и его "казахских коллег".
Известно, что вопрос национальной самоидентификации актуализируется в годы социальных потрясений, и особенно во время войн, когда всему обществу становится очевидно разделение противоборствующих сил, требующее от каждого бескомпромиссного выбора. Этому вопросу идентификации восточноевропейских народов в условиях войны и была посвящена конференция в Центре евразийских исследований.
Общение после конференции