Русское Движение

Процедура забоя свиней для ЕС важнее, чем права нацменьшинств: обзор СМИ Румынии

Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 

"Венгерский вопрос": "ЕС до мелочей регламентирует процедуру забоя свиней, но не желает вникать в тему соблюдения прав национально-исторических меньшинств"

25 мая в Меркуря-Чук состоялся XI съезд Демократического союза венгров Румынии (ДСВР), на котором союз провёл оценку своей деятельности за последние два года и наметил планы на краткосрочную и среднесрочную перспективу, пишет Contributors. Какое значение несет это политическое событие с точки зрения развития ДСВР, положения венгерской общины и межэтнических отношений в Румынии?

Съезд ДСВР отмерил два года с момента смены поколений, состоявшейся в верхах организации, и предоставил возможность для анализа результатов, полученных под руководством Келемена Хунора (избран председателем ДСВР в 2011 году - прим. ИА REGNUM), продолжает Contributors. Получив партию, находившуюся в сложных коалиционных отношениях в условиях кризиса и политической нестабильности, Хунору удалось сохранить ДСВР в качестве главной организации, представляющей интересы венгерской общины в Румынии, и получить заслуженный результат на прошлогодних местных и парламентских выборах, а если учесть политический контекст в Венгрии (на парламентских выборах в Румынии 2012 года Будапешт открыто поддержал конкурента ДСВР - Венгерскую народную партию Трансильвании - прим. ИА REGNUM) и дисбаланс политических сил во власти в Румынии, то можно сказать, что результаты ДСВР очень хороши.

Смена поколений и иное видение развития венгерского сообщества открывают новую главу в жизни ДСВР, пишет Contributors. Во-первых, мы являемся свидетелями постепенной смены поколений, поэтапного ухода лидеров, дебютировавших в ДСВР в начале 90-х годов прошлого века. За прошедший период ДСВР управлялся группой политиков из Тыргу-Муреш (Марко БелаГиорги ФрундаЛасло Борбей) - группы, которая соблюдала баланс представительства между сообществами компактного большинства и меньшинства: центр власти союза был в Тыргу-Муреш, представительство достигалось путем диалога, наличием парламентариев от каждого района проживания венгров и особенно путём сохранения единства союза и его беспристрастного отношения к любой внутренней или внешней политической силе.

Одно из наиболее важных достижений ушедшего поколения - это решающий вклад в интеграцию Румынии в евроатлантические структуры, продолжает Contributors. Диалог между румынским большинством и венгерским меньшинством в Румынии осуществлялся под эгидой компромисса во имя достижения общей цели обеих общин: евроатлантической интеграции. Это был ключ к успеху. В ходе этого процесса была принята нормативно-правовая база относительно прав национальных меньшинств. Конечно, внедрение законодательства весьма затруднено в Румынии, и соблюдение прав меньшинств переживает некоторые моменты регресса, что несомненно генерирует напряжение. Помимо фактора защиты прав национальных меньшинств, ДСВР стал фактором модернизации и демократизации Румынии. Те, кто не признаёт или недооценивает вклад старого поколения из ДСВР, упускает из виду реалии венгерской общины в Румынии, а также региональные вызовы последних 23 лет.

Управление процессом смены поколений является трудной задачей для председателя Келемена Хунора, пишет Contributors. Эта ситуация вызывает напряжение, обуславливает изменение организационной культуры и внутрипартийных отношений. Центр власти ДСВР сместился в Секуйский край, ряд территориальных организаций, находящихся за пределами этого региона, проигрывают по электоральным результатам и в общественном восприятии. Национальные лидеры нового поколения происходят исключительно из Харгиты и Ковасны (два из трех уездов непризнанного Бухарестом Секуйского края с максимальным процентом венгерского населения - прим. ИА REGNUM). Изменение устава ДСВР подверглось критике со стороны некоторых делегатов, и было квалифицированно, как мера в направлении централизации управления. Вертикализация управления cоюзом является необходимой на данном этапе смены поколений, однако новые уставные рычаги необходимо использовать умеренно и обдуманно. Союз и его новое поколение лидеров должны выработать новое видение по развитию венгерского сообщества. Такая необходимость возникает ввиду достижения таких целей, как евроатлантическая интеграция Румынии, принятие нормативно-правовой базы по защите прав национальных меньшинств в Румынии.

Евроатлантическая интеграция принесла преимущества всем жителям Румынии, однако к венгерской общине пришло осознание, что ЕС, например, вплоть до мелочей регламентирует процедуру забоя свиней, выращенных в домашнем хозяйстве, но никоим образом не желает вникать в такую тему, как соблюдение прав национально-исторических меньшинств в государствах-членах, продолжает Contributors. Венгры поняли, что никому нет до них дела, даже если Румыния находится в составе ЕС. Фактически, мы наблюдаем регресс в отношении внедрения, исполнения и соблюдения прав венгерского меньшинства в Румынии. Не происходит мониторинга государства в том, что касается соблюдения прав меньшинств. Имеется целый ряд инцидентов с использованием родного языка в местных органах власти и осуществлением права на образование на родном языке. Проявление миноритарной национальной идентичности (например, использование секуйского флага) подвергается нападкам и запугиваниям.

Реплики лидеров румынского большинства вписываются в шаблонную схему: "чего ещё венграм надо, Румыния является европейской моделью в том, как был разрешён вопрос прав национальных меньшинств", пишет Contributors. Это, как минимум, ошибочный подход. Соблюдение прав национальных меньшинств является постоянным сюжетом. В рамках этой темы имеется законодательный аспект, в котором Румыния имеет значительный опыт, но также имеется и практический аспект по введению правовых норм. Здесь Румыния отстаёт. Де-юре, мы являемся примером хороших практик, де-факто нам еще много предстоит сделать в этом направлении. Это реальное положение дел и отражается в конкретных требованиях территориальной и культурной автономии, сформулированных венгерскими лидерами из Румынии.

Новой целью венгерской общины Румынии должно стать фактическое внедрение правовой базы в отношении прав национальных меньшинств, то есть придание практического содержания юридическим нормам, продолжает Contributors. Практическое применение законов является главной обязанностью румынского государства, а в отношении венгерского национального меньшинства применение всех норм является стратегической необходимостью.

Новое поколение лидеров ДСВР должно принять на себя обязательство по созданию современной и конкурентоспособной венгерской общины, пишет Contributors. Это видение может стать общей целью румынского большинства и венгерского меньшинства. Сюда можно включить вопросы, связанные с пересмотром конституции и регионализации. По последней теме большинство румын отвергают аргументы венгерского меньшинства, утверждая, что регионализация не должна быть проведена на основании этнической принадлежности. Снова ложь. Предложение провести административно-территориальную реорганизацию на основании 8 регионов предполагает этническую составляющую, и она однозначно не благоприятствует венгерскому сообществу (являясь 80-процентным большинством в ряде нынешних регионов, они становятся менее чем 30-процентным меньшинством в каждом из предложенных вариантов регионализации).

Статус венгерского большинства в местных административно-территориальных единицах воспринимается ими как гарантия против ассимиляции, а румынами - как источник опасности, продолжает Contributors. Положения, принятые на съезде ДСВР являются краткосрочными и среднесрочными приоритетами, инструментами, с помощью которых организация стремится обозначить своё новое видение, своего рода месседжем для венгерского сообщества Румынии. Ценности и цели же остаются теми же, что декларировались старым поколением: сохранение самобытности и развитие идентичности венгерского меньшинства Румынии, предотвращение ассимиляции, подводит итог издание.

Когда мы писали о румынской девушке-подростке, "провокаторше", которая позволила себе в своей стране повязать на голову трёхцветную ленту в день Венгрии (15-летняя ученица 9 класса школы в преимущественно населенном венграми городе Ковасна Сабина Елена в день венгерского национального праздника 15 марта пришла в школу с ленточкой, повторяющей цвета румынского флага, за что получила многочисленные угрозы и оскорбления в свой адрес со стороны коллег и учителей-венгров. Данный инцидент спровоцировал политический скандал, а румынские СМИ назвали Сабину Елену "национальным героем" и "символом национального сопротивления румын Секуйского края". В интервью румынским СМИ Сабина Елена тогда заявила следующее: "Я ненавижу венгров. Это правда. Я презираю их и не ищу себе оправданий" - прим. ИА REGNUM), свободомыслящие румыны, с пониманием относящиеся к федерализации Румынии, нас заклеймили, пишет Gandul. Они называли нас "националистами", даже экстремистами, "зомбированными", "неуравновешенными". А теперь самое время их спросить: встречали ли они когда-нибудь ещё таких двух шутов румынской политики - премьера Понту и второго человека в государстве, председателя Сената Антонеску, следующего президента Румынии (при создании Социал-либерального союза Крин Антонеску был заранее объявлен кандидатом в президенты Румынии от СЛС на намеченных на 2014 год выборах - прим. ИА REGNUM), которые вели бы себя столь по-дурацки во время съезда ДСВР, перед лицом тысячного плотного ряда венгров, открыто провозглашающих свою единственную цель - "достижение культурной и территориальной автономии". Являлись ли они когда-нибудь свидетелями столь громкой пощечины, отвешенной самым важным лицам в государстве?

Складывается впечатление, что прямо на наших глазах вводится в действие стратегия по разрушению румынского государства, в то время как в антракте два шарлатана прыгают сквозь огненные обручи, ходят по битому стеклу и бьются на бумажных мечах на потеху участников форума, продолжает Gandul. Более того, в то время, как Келемен Хунор непреклонно заявлял, что исключение слова "национальное государство" в статье 1 Конституции Румынии, "не подлежит обсуждению", Виктор Понта, прогнувшись, заверял, что попытается найти подходящую формулу, чтобы "гарантировать венграм, что они являются частью нации" - как будто кто-то утверждал обратное - а Антонеску пафосно добавлял, что "сильная Румыния означает сильный ДСВР".

От лица "сожительствующей нации" хотим обратить внимание, абсолютно объективно и беспристрастно, что в той же самой конституции, в статье 152 (ч. 1) предусмотрено следующее: "Положения настоящей конституции, касающиеся национальгоно и независимого единого и неделимого характера румынского государства, республиканской формы правления, территориальной целостности, независимости судебной системы, политического плюрализма и официального языка, не подлежат пересмотру". Так что, подобный подход - "посмотрим, мы ещё подумаем" - является незаконным и неконституционным, подводит итог издание.

Организованный по этническому признаку Демсоюз венгров Румынии представляет собой формирование, которое, провозглашая борьбу за права венгров нашей страны, преследует единственную цель - получение территориальной автономии по этническому признаку, пишет Ziare.com. И тот факт, что за последние 23 года они непрерывно находились в правительстве, указывает на средство, с помощью которого они собираются осуществить свою мечту оказаться правителями на собственной земле. Даже позитивная дискриминация, достигнутая в областях проживания венгерского большинства, не усмиряет лидеров ДСВР, им нужна полная победа, иначе невелико достижение.

ДСВР, оставленный Социал-либеральным союзом (СЛС) за бортом после выборов в декабре прошлого года (В начале января текущего года лидер ДСВР Келемен Хунор представил общественности подписанное накануне выборов соглашение между Демсоюзом венгров и лидерами СЛС, согласно которому стороны обязались после выборов, независимо от их результатов, создать правящую коалицию, в рамках которой ДСВР должен был получить, в том числе, ряд мест в правительстве. Однако, по словам Хунора, после выборов венграм были неожиданно выдвинуты два условия - поддержка кандидата от СЛС на президентских выборах и отказ от внесения изменения в первую статью конституции, согласно которой Румыния является национальным, унитарным и неделимым государством. При этом, по словам Хунора, ДСВР был согласен на первое условие. А что касается второго пункта, то, как заявил политик, Демсоюз венгров ни при каких условиях не признает национальный и унитарный характер румынского государства, каковым оно является "разве что в мечтах некоторых румынских политиков". Хунор завил, что именно принципиальность по данному вопросу стала причиной невключения Демсоюза венгров в правящую коалицию - прим. ИА REGNUM), сомкнул ряды и ещё сильнее радикализировал свой дискурс, продолжает Ziare.com. Дошло до того, что союз поставил в прямую зависимость от своего присутствия в правительстве соблюдение демократических ценностей и принципов. Огромный результат, полученный СЛС на выборах, позволил либералам отказать венграм в присутствии в правительстве, несмотря на то, что Виктор Понта пригласил венгров разделить власть с СЛС прямо в день объявления результатов выборов. После пяти месяцев кризиса и еженедельных скандалов, лидеры Социал-либерального союза вернулась к тому, с чего начали. Виктор Понта открыто выразил сожаление, что не находится во власти плечом к плечу с ДСВР и пообещал венграм, что во время пересмотра конституции "мы отыщем формулу, которая будет вам гарантировать, что вы являетесь частью нации, законной частью этой страны, и что это ваша страна, так же, как она является страной всех румын".

Тот факт, что Виктор Понта предоставил венграм обещания, связанные с пересмотром конституции, чем занимается непосредственно Крин Антонеску, является ещё более точечным и сильным ударом, чем выражение ностальгии по поводу нахождения ДСВР в правительстве, пишет Ziare.com. Даже если не взирать на становящиеся постоянными стычки между двумя лидерами СЛС, единственная мысль, которая вряд ли может быть вытеснена из всеобщего сознания: долго СЛС не протянет, если он конечно уже не скончался, пока мы тут обсуждаем его шансы на выживание. По крайней мере, факт состоит в том, что причин сохранять СЛС сплочённым сегодня остается куда меньше, нежели оснований и интересов, разделяющих две партии СЛС и их лидеров. И раз уж Траян Бэсеску больше не является общим врагом, находясь во все более плотном сотрудничестве с Понтой, в то время как Антонеску далек от взаимопонимания с обоими дворцами - Котрочень и Виктория (соответственно, президентский и правительственный дворцы в Бухаресте - прим. ИА REGNUM), все расчеты в настоящее время производятся в тесной связи с ожиданием момента распада СЛС и особенно с тем контекстом, в котором будет объявлено об этом разрыве. Очень важно, кто останется с имиджем предателя, кто будет представлен безответственным, и кто пожнёт плоды фрустраций, разрывающих сегодня правительство СЛС. Остальные закулисные игры связаны с подготовкой к формированию будущего большинства, переговорами относительно поддержки на президентских выборах и удержанию большего числа потоков финансирования, подводит итог издание.

Справка ИА REGNUM: До 1918 года Трансильвания была частью Австро-Венгрии. Венгрия уступила Трансильванию Румынии по Трианонскому договору 1920 года со странами-победительницами в Первой мировой войне, потеряв таким образом 23 территории и населения. Сегодня в Румынии проживает около 1,5 млн венгров, что составляет около 6,6% населения страны. Основная часть венгерского меньшинства проживает на территории Трансильвании и имеет самоназвание секуи. 5 сентября 2009 года прошедший в городе Одорхейул Секуеск съезд представителей местных органов власти Секуйского края провозгласил создание Секуйской автономии, в которую вошла большая часть территории уездов Ковасна, Харгита и Муреш. На съезде были утверждены гимн, флаг, герб и административная карта новообразованной Секуйской автономии. 12 марта 2010 года в городе Сфынту Георге состоялся второй съезд мэров и советников Секуйского края. Главным решением участников съезда стало придание венгерскому языку официального статуса на региональном уровне. Со своей стороны центральные органы власти Румынии не признали законности решений обоих съездов. Несмотря на это, в конце мая 2011 года группа румынских европарламентариев от Демократического союза венгров Румынии во главе с вице-председателем Европарламента, одним из лидеров трансильванских венгров Ласло Токешем открыла в Брюсселе представительство Секуйского края при Европейском парламенте. В связи с этим МИД Румынии распространил заявление, в котором выразил сожаление в связи с "учреждением некоего "представительства" так называемой административно-территориальной единицы" Румынии, которая не существует и не имеет под собой ни конституционных, ни законных оснований". А в самой Венгрии в 2010 году было принято и вступило в силу 1 января 2011 года новое законодательство о предоставлении второго венгерского гражданства представителям диаспоры, которое предоставляет им те же избирательные права, что и гражданам в самой Венгрии. Документы на получение венгерского гражданства, по информации Будапешта, уже подали тысячи румынских граждан. Аналогичную венгерской политику по "воссоединению нации", направленную, в первую очередь, против Молдавии и Украины, проводит и Румыния с 1990-х годов.

Политика: Правящему Социал-либеральному союзу "осталось недолго"

Ряд взаимных обвинений и оскорблений со стороны парламентских представителей Национал-либеральной и Социал-демократической партий, входящих в СЛС, едва не спровоцировал раскол в рядах правящей коалиции, пишет Realitatea. Взаимные обвинения не остановились даже после соответствующих призывов лидеров политических формирований. Дошло до того, что лидер социал-демократов, премьер-министр Виктор Понта заявил о приостановлении действия соглашения о создании правящей коалиции. По его словам, конфликт перешел в стадию, когда в силу должен был вступить пункт 1.1.4 соглашения о создании Социал-либерального союза, согласно которому, участники воздерживаются от взаимных нападок или обвинений. "Это официальное обязательство. Но оно не применяется. Это означает, что не применяется все соглашение. Я не знаю, какие нужны гарантии для выполнения, письменные или устные. Но сейчас соглашение нефункционально. Сейчас речь идет о необходимости принятия реальных и искренних решений от коллег - национал-либералов. Сейчас соглашение, получается, приостановлено", - сказал он.

Позже Понта смягчил позицию, отметив, что соглашение о создании коалиции с национал-либералами приостановлено, но не разорвано и будет в дальнейшем изменено, чтобы соответствовать реалиям: "Никто не ставит проблему разрыва протокола ни на миг. Рассматривается проблема, что мы должны создать команду переговорщиков и обсудить протокол, добавить в него новые положения. В нем есть и вещи, которые не являются обязательными. Думаю, что мы должны пересмотреть протокол".

Общество давно устало от боев внутри Социал-либерального союза (СЛС) и, тем более, от постоянных дискуссий "затрещит союз по швам или нет", пишет Evenimentul Zilei. Нет, пока "не затрещит", правда, осталось ему ещё недолго. Без сомнений, напряжение непрерывно нарастает, и нам ещё предстоит наблюдать многочисленные кризисы в отношениях союзников. И даже если в конечном итоге СДП и НЛП пойдут врозь, то от этого, по словам Виктора Понты, в правительстве ничего не изменится. Национал-либералы не будет изгнаны из правительства, не попадут в оппозицию и будут продолжать поддерживать правительство. Кроме того, премьер-министр заявил, что в любом случае будет поддерживать Антонеску на президентских выборах. Конечно, это временно. Пока он не решит, за несколько месяцев до президентских выборов, позволяет ли баланс в правительстве ему самому баллотироваться в президенты или поддержать кого-то другого.

На сегодняшний день ни одну из двух сторон нельзя заподозрить в том, что она действительно хочет пойти своим путём, продолжает Evenimentul Zilei. Не доработаны стратегии, да и время не совсем подходящее для обоих. Национал-либеральная партия могла бы "кинуть" СДП в момент, когда дела в правительстве пойдут не так. Вместо этого, НЛП сама отстраняется практически от всех рычагов власти. Национал-либералы совсем погрязли в риторике анти-Бэсеску. Хотя все опросы показывают, что румыны устали от скандалов и оценили достижение негласной договорённости о сосуществовании Понты-Бэсеску, национал-либералы решили плыть против течения.

Понта уже угрожал НЛП разрывом как раз потому, что СДП беспокоит именно тот факт, что либералы пытаются уйти от ответственности за правление, пишет Evenimentul Zilei. С другой стороны, СДП не может рисковать уходом НЛП в оппозицию. Это будет означать, что тогда у СДП появится настоящая оппозиция. Национал-либералы попытаются объединиться с тем, что ещё осталось от Либерально-демократической партии (ЛДП) и, помимо правительственных проблем, СДП придётся бороться с бывшими коллегами по альянсу всего за несколько месяцев до выборов в Европарламент и президентских выборов. Так что, по крайней мере, ещё некоторое время они побудут вместе. Пока один из них не найдет стратегию ухода, которая позволила бы ему оставаться на ногах, подводит итог издание.


regnum.ru