Все чаще в последнее время слышу словосочетание «русский культурный код». А вот если разобраться – что это?
Каждая нация обладает не только своим уникальным стилем мышления, то есть менталитетом, но и характерными чертами, которые этот менталитет, вкупе с историей и культурой, рождает. В мире традиционно принято сводить это к анималистике: русские – медведи, американцы – ястребы, англичане – львы и т.д. Конечно, не каждый русский в душе – медведь, равно как и не каждый англичанин – лев. Но в общей массе все мы с самого детства учимся уже хотя бы по данным аналогиям примерно представлять, чего можно ждать от представителя другой нации.
Но вопрос не в этом. Вопрос в том, кто мы. Правда ли мы – медведи и что это у нас за особый код? Давайте попытаемся рассмотреть вопрос предельно честно и конкретно.
Что мы имеем? Мы – это огромная и многонациональная страна. Нашей истории больше тысячи лет и мы славные наследники древних славян, византийцев, римлян и греков. По крайней мере, в культурно-цивилизационном отношении. Так что же мы делаем не так, как остальные? Начнем с наших сильных сторон:
Мы самые сильные на войне. Это качество мы выстрадали десятками войн и сотнями битв. Нет, у нас нет неуязвимости, и подтверждением тому – наши поражения. Но все в мире до сих пор признавали и признают самые высокие морально-волевые качества нашего народа, великолепное качество оружия и нечеловеческую стойкость характера.
Мы всегда на переднем крае науки. Причем почти любой. Да, мы не первые, но в первых рядах. Да, не во всех науках, но за всеми ещё никто не угнался. Да, советская научная школа почти развалена, но даже её труп умудряется благоухать не хуже цветов многих других научных школ.
Масштабность нашего мышления. Наши просторы и наша история всегда заставляли нас мыслить широко, всегда быть готовыми к грандиозному. К грандиозным стройкам, к сверхдальним полётам, к нечеловеческим испытаниям. Мы не одни такие – отдадим дань уважения хотя бы нашим противникам – американцам – они тоже умеют мыслить масштабно. Однако, не имея соответствующего исторического опыта, они рискуют напороться на традиционные проблемы людей, не способных соотносить масштабы своих желаний и возможностей. То есть, как говорят в народе, рискуют «откусить больше, чем смогут проглотить». Мы же этим уже не страдаем – наша история научила несколько ограничивать желания.
Я бы хотел ещё вписать в этот список культуру и духовность народа, но это те вещи, которые совершенно нельзя сравнивать.
Теперь – минусы:
Огромная инертность. Инертность во всём: в работе, в управлении, в скорости реакции на окружающий мир (подчеркиваю, я не имею в виду конкретных людей). Мы, правда, этим страдаем. Мы часто отказываемся принимать изменившиеся условия, как в 91, 92 и 93-м отказывались верить в то, что Союза больше нет. Мы часто ленимся и работаем спустя рукава. Мы не привыкли ждать скорой реакции нашей власти на какие-то события в обществе, и потому часто считаем, что лучше «самим разобраться». Мы слегка «подмороженные», грузные. И в этом, бесспорно, минус.
Мы не предприимчивые. Это не значит, что мы разгильдяи или транжиры – среди наших соотечественников очень много людей с крепкой хозяйственной жилкой. Но, в массе своей, мы, как шутил М.Н. Задорнов, «даже на балконе разгрестись не можем», чего уж говорить о том, чтобы организовать не только себя, но и окружающих.
Извинительный тон. Частенько наше воспитание и самосознание играет с нами злую шутку, что на уровне человека, что на уровне государства. И когда мы начинаем извиняться за то, чем надо бы гордиться – это уже даже не глупость, это форменный мазохизм. Тоже бесспорный минус.
И что же в итоге? Мы – сильный, умный и очень могучий, но инертный и излишне вежливый народ. В принципе – да, мы и есть медведи. Такие же сильные, умные и немного ленивые, когда поднаберём чуток жирка. Но в этом и кроется наша сила. Нам надо ощутить её, понять, что мы хозяева своей страны и своей исторической судьбы, как и наши животные-талисманы медведи – хозяева леса.
Однако между нами и медведями осталась одна большая разница. Они, медведи, знают свою реальную силу и при необходимости легко могут её показать. А что же мы? Почему давно не слышно о громких победах? А ответ прост – силу своего внутреннего «медведя» мы сейчас не чувствуем, она «спит». Чтобы её ощутить, одного человека недостаточно. Мало будет и кружка по интересам. Необходимо, чтобы весь народ или хотя бы подавляющая его часть сплотились и воспряли духом, как единое целое.
На протяжении всей истории человечества известно всего два способа сплотить нацию и сделать резкий рывок вперёд. Первый – перед лицом опасности, войны или катаклизма, когда под угрозой само выживание. Второй – путем понимания народного единства, народной силы и включения глубинных механизмов народного самосознания.
С первым у нас никогда проблем не было. И в этом наш плюс. А со вторым периодически были проблемы. И тут, как говорил Ф.Э.Дзержинский, наша недоработка.
И вот здесь стоит особенно сказать про величайший праздник в истории нашей Родины – 9 мая. Конечно, не стоит забывать, что эта победа стоит в одном ряду и с победой над Наполеоном, и с победой над смутой (конкретно над интервентами), и с победой над татаро-монголами. Всё это – победы в страшнейших испытаниях, где решалась судьба нашего народа и нашего государства.
Но победа над фашистами и конкретно её символ – 9 мая – сияют в этом ряду ярче всех. Во-первых, потому, что ещё не забыто. Во-вторых, потому, что именно эта война и эта победа по-настоящему родила Союз и сделала понятие «советский человек» родным каждому в любой из советских республик. Потому что бессмысленно делить на национальности людей, которые вместе с тобой победили главного врага – смерть, одним из ликов которой, как известно, является война.
Именно Великая Отечественная смогла не только сплотить народ перед лицом опасности, но и после победы дать народу то самое осознание своего величия и настоящей народной могучести, толкнувшее страну резко вперёд. И в этом смысле мы просто не имеем права не вписать эту победу в наше сознание и в сознание наших детей золотыми буквами на самой почётной странице.
Так что же случилось сейчас? Почему после таких грандиозных побед, после освоения космоса, да и, на худой конец, даже после падения «железного занавеса» мы всё равно не можем не то что страну собрать, а даже самих себя? Почему в нашем собственном обществе «кто в лес, кто по дрова»?
Все дело в том самом «культурном коде». Я не совсем понимаю, что сейчас пытаются с ним сделать. То ли его пытаются найти, то ли создать, то ли откуда-то взять или подвести под него какие-то конкретные вещи. А наш культурный код – это мощь природы, заключённая в людях, в нашем народе. Это сила и спокойствие, взвешенность и справедливость, сдержанность и воля, отлитые в нас так же точно и филигранно, как льют знаменитый каслинский чугун. Это то, что всегда помогало нам выигрывать битвы и строить грандиозные монументы. Это – наш народный дух.
Я не верю что это пропало. Ни в моем поколении, ни в старших, ни в младших. Просто в сложные перестроечные времена мы об этом забыли, как можно забыть таблицу умножения или законы Ньютона. Но ведь они не пропадают из головы, и при некотором усилии воли и ума все снова вернётся и всплывет в сознании.
Также и с культурным кодом. Осталось только вспомнить. И больше наших великих отцов и дедов, кровью отстоявших для нас наше Отечество, не подводить.
P.S.
Величайшая слава – не в том, чтобы никогда не ошибаться, но в том, чтобы уметь подняться каждый раз, когда падаешь.
Конфуций.
Денис Московских, ОДНАКО