«...Донбасс не потерял свою самоидентификацию, не была стерта память жителей нашего региона. Ведь Донбасс – это возможность, доказанная делом.
Так было, так есть и так будет!», – этими словами заканчивается довольно объемный и фундаментальный труд донецких журналистов и общественных активистов Алексея Иванова и Сергея Бунтовского. Книга посвящена их малой Родине и так и называется – «Донбасс: Русь и Украина. Очерки истории». Ее они и презентовали в Украинском филиале Института стран СНГ в Киеве 29 апреля 2013 года. Почти без журналистов...
И тот факт, что представителей СМИ было мало, и свидетельствует: книга актуальная и своевременная чрезвычайно. Как «вопросы противодействия фальсификации истории националистами», сказано в аннотации. «Донбасс забывают, а мы хотим, чтобы прошла амнезия», – сказал один из авторов Алексей Иванов.
И «амнезия» – это ничуть не преувеличение. Она, амнезия, в отношении Донбасса, даже на мой взгляд полтавчанина, который уже почти 40 лет киевлянин, и, как коряво, но точно говорит незабвенный Виталий Кличко, «объездил весь мир и много стран», существует и на государственном и, увы, на бытовом, чисто индивидуальном уровне. Тот же журналист и историк Иванов справедливо заметил, блуждая по печатной продукции, что даже название «Донбасс» пытаются не употреблять новоявленные «писцы» истории современной Украины. Употребляют любые названия, но только не Донбасс. Как боятся чего-то. Вроде бы само это слово их пугает...
А оно и неудивительно: конечно, современных «профессиональных патриотов» это слово пугает. И не зря. Донбасс – это сердцевина, экономический хребет юго-востока страны, который медленно и, увы, неотвратимо утрачивает свои позиции, но еще сопротивляется шароварно-вышиванчатой, замешанной на сале украинизации страны и «патриотизации» ее по галичанскому образцу. Со схронами, полными убийц, орущих «Гэть вид Москвы!» и только это и делающих по жизни, вместо шахт и шахтеров, добывающих «черное золото» для страны, для блага всех, в конце концов, – на вершине краеугольной шкалы общественных, политических, культурных и даже духовных предпочтений. «Донбасс, похоже, обвиняют в том, что он вообще есть», – резюмировал Иванов. И назвал стремление поломать сложившуюся ситуацию первой и главной причиной, побудившей их написать свою книгу.
Во-вторых, действительно так уж как-то сложилось, что Донбасс и Галичина стали регионами-антиподами в современной истории Украины. Теми «Схидом» и «Захидом», которые никак не хотят быть «разом». Основа бытия у них разная.Галичане, среди которых это «манечка» – быть тупым профессиональным «любителем Украины», получили на откуп всю гуманитарную сферу, контроль над СМИ и научно-культурным и духовным развитием, в то время как предприимчивые и упорные «доны» вместе с другими «деловарами» с юго-востока молча «осваивали» экономику на новый лад и подгребали под себя материальные богатства бывшей УССР. И таки подгребли, но в общественном мнении стараниями активных и агрессивно-наступательных крикливых галичан предстали некими «донецкими бандюганами», антиукраинскими «манкуртами-даунбасянами», «кротами» и т. д. Это и создало некомфортные условия для донецкой, если хотите, донбасской самоидентификации жителей этого региона. «Это уже какой-то комплекс: многие выходцы из Донбасса, переезжая в Киев или в другие регионы Украины, стараются забыть свое происхождение, открещиваются от него», – заметил Иванов.
> И это ведь притом, рассказали авторы, что, по их мнению и по их наблюдениям, Донбасс – самый «проамериканский» регион Украины. В том плане, что, как и американцы, дончане, вопреки слухам об их приверженности коллективизму, нередко грешат крайним индивидуализмом и ориентированы на личный успех. Благодаря своим способностям – упорству и предприимчивости. Более того, Донбасс вообще создавался и осваивался как и Дикий Запад США – с винтовкой и плугом в разных руках пионеров-первопроходцев, которые отвоевывали эти земли у кочевников. А потом с киркой, кайлом и отбойным молотком в руках – превращали в кузницу и кочегарку всей страны.
А я бы вообще добавил еще один замеченный мною во время общения с этими людьми момент: шахтеры, некогда основное население края, – это действительно особый народ, характер которого – бесстрашный, прямой, откровенный, бесшабашный, если хотите, – сформирован его профессией. Каждый день они спускаются в шахту и не знают, чем это закончится. Это вам не сало с беззащитной свиньи срезать, не беспомощный картофан выкапывать на дачке и не смерековые орешки собирать по деревьям, распевая «Нэсэ Галя воду». Тоже почетно и нужно, но шахты, недра земные безжалостны и коварны в отношении своих покорителей-шахтеров. Рисковать жизнью – это часть этой нелегкой профессии, что не могло не влиться в гены этих людей. Они и в жизни нередко такие, как в шахте, – торопятся жить и не любят, чтобы им перечили: им некогда, им нужно все и сразу, потому что завтра такой возможности может и не быть. Не зря же специалисты по Великой Отечественной войне заметили, что самыми бесшабашными на фронтах были бывшие беспризорники и шахтеры – их трудно было напугать смертью, с которой они «заякшались» запросто в прежней жизни...
В-третьих, соавтор книги, кандидат экономических наук Сергей Бунтовский, как по мне, отметил еще одно важное несоответствие сосуществования Донбасса и современной Украины – это масштаб, что ли, разная высота полета. По мнению Бунтовского, Донбасс либо выламывают из истории Украины, либо пытаются втолкнуть в современную украинскую парадигму развития.А он изначально осваивался и организовывался не как какая-то малая Украина, а как большой общий, имперский, центр – экономический, в первую очередь, но и культурный, духовный. И в современной Украине должны помнить, что одна из трех Лавр на ее территории – Святогорская – находится именно в Донбассе.
Но главное – экономика. Понятно же, что нынешней Украине, стремящейся якобы в Европу, но стремительно превращающейся даже не в аграрную страну, а в аграрный придаток европейских рынков, экономически развитый Донбасс не нужен. Более того, он ей уже фактически запрещен новыми хозяевами и кураторами из «брюссельского обкома». У них там, в Объединенной Европе, и у самих такого добра – хоть завались. «Но потенциал Донбасса еще сохраняется. Донбассу нужен новый проект, и мы еще способны удивить весь мир. Но мы не можем реализовать его в составе современной Украины. Националисты-уменьшители ставят перед нею иные задачи, ей ничего не нужно», – сказал Бунтовский. А я подивился – какое точное определение нынешних заправил в Украине, ее вдохновителей и закулисных сценаристов – «нацики-уменьшители»! Украина действительно сегодня мала, в первую очередь, по мечтам и замыслам – эдакий «садок вышневый коло хаты», которая, разумеется, «с краю»...
В-четвертых, из-за возникшего и крепнущего духовно-культурного дискомфорта, из-за забытья и демонстративно-насильственного игнорирования нужд и чаяний жителей Донбасса, по словам авторов книги, все больше и больше «донов» охвачены настроением «пора валить!». «Люди из Донбасса хотят выехать куда угодно, в Россию, в Европу, в Африку, в другие регионы Украины, а некоторые – даже во Львов, почти стокгольмский синдром какой-то», – грустно пошутили авторы. Ведь даже притом, что в Донбассе 68-72% опрошенного населения считает русский язык своим родным, там уже есть районы, где нет ни одной, повторяю, – НИ ОДНОЙ! – школы с русским языком обучения, нет русскоязычных вузов, а значит прежний духовный и культурный код людей хотят изменить на корню. И где? В этом многонациональном крае, где, заметили авторы книги, до сих пор смешанных браков в 4 раза больше, чем моноэтнических...
> И, конечно же, притом, что, сегодня так считается, именно «донецкие» – при власти. Во всяком случае, президент – дончанин. «А что будет, когда к власти в Украине придут те, кто не любит Донбасс? И такой вопрос задают себе все больше и больше дончан», – сказал Иванов...
...Впрочем, авторы, несколько раз подчеркнув, что «доны» – тихи и толерантны, спокойны и взвешенны, все же заметили: так бывает долго, но все же только до поры до времени. Они напомнили, что на рубеже 80-90-х годов прошлого уже века именно мощные и непредсказуемые организованные шахтерские волнения и бунты опрокинули в небытие Советский Союз, где откровенно попытались «положить с прибором» на шахтерские нужды. Уже в Украине в 1994 году именно шахтеры Донбасса «вынесли из кресла» триумфатора Беловежской Пущи Леонида Кравчука и приблизили досрочные президентские выборы.
Скажу честно: в последний намек-предупреждение верится с трудом. Уже – с трудом. Предательство даже малой Родины – это самая страшная ржа, которая разъедает и истончает металл любой крепости. А уж о душе человеческой, изъеденной забвением и изменой, обнадеженной конформизмом и приспособленчеством, и говорить не приходится. Да и где те шахтеры, которые под дружный перестук своих касок об асфальт легко и непринужденно спровадили грядущий «коммунистический рай» в безвозвратный ад небытия?
...Впрочем, может, я чего-то не знаю. Но по-любому книга Иванова и Бунтовского – чтиво, еще раз повторяю, архинужное. Для краеведов, научных работников, студентов, уверяют авторы. И не только для дончан. Ну, хотя бы в том же плане, что и наскальные рисунки древних людей в каких-нибудь забытых и заново открытых пещерах. Тех людей уже давно нет, но память о них живет. И восхищает: да, были, мол, люди в наше время, не то, что нынешнее племя...
Авторы книги (слева направо) – Алексей Иванов и Сергей Бунтовский на презентации в Луганске