Русское Движение

Ямал-Европа-2: Интеграционный проект для Белоруссии, оплеуха для Украины

Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 

Белоруссия гарантирует России поддержку строительства газопровода "Ямал-Европа-2", а власти Украины благодарят Польшу за отказ "подыгрывать" России в сложившейся вокруг проекта ситуации.

 

"Ямал-Европа-2" актуализирован по интеграционным причинам

Напомним предысторию: 3 апреля президент России Владимир Путин поручил "Газпрому" вернуться к "законсервированной" ранее из-за акцента на "Северный" и "Южный потоки" проработке проекта газопровода "Ямал-Европа-2" -- для повышения надежности поставок российского газа в Польшу, Словакию и Венгрию. В свою очередь, глава "Газпрома" Алексей Миллер заявил, что прорабатываются варианты строительства газопровода с территории Белоруссии -- "с пониманием того, что для нас самым эффективным с точки зрения логистики является именно этот маршрут поставок газа европейским потребителям". Уже 5 апреля Миллер и генеральный директор польской компании Europolgaz Мирослав Добрут подписали меморандум о намерениях строительства газопровода. Подписание этого документа вызвало серьезный внутриполитическийкризис в Польше.

Президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что если Россия начнет строить "Ямал-Европа-2" -- "на чем я постоянно на всех переговорах настаивал" -- Минск будет активным сподвижником, участником этого строительства:

-- Что касается Белоруссии, то мы - за, поскольку это рабочие места, высокотехнологичный проект, для которого есть все, начиная от фундаментов, компрессорных станций, производственных площадей, которые готовились на две нитки (Газопровод "Ямал-Европа-1" проходит по территории России, Белоруссии, Польши и Германии, его общая протяженность составляет более 2 тыс. километров. Строительство началось в 1994 году, в 2006 году трубопровод вышел на проектную мощность 32,96 млрд кубометров газа в год. По территории Белоруссии проходит 575 километров газопровода, здесь построены 5 из 14 компрессорных станций: "Несвижская", "Крупская", "Слонимская", "Минская" и "Оршанская" общей мощностью 752 МВт).

Лукашенко сослался на позитивный опыт продажи российской стороне белорусской ГТС, отметив, что сейчас "Белтрансгаз" является основным плательщиком налогов в стране, "никуда не исчез, не пропал", люди там работают, и получают еще большую заработную плату, чем раньше:

-- Так и Ямал-Европа-2. Мы обеспечим полностью всё необходимое для этого строительства, ещё и деньги за это получим.

Премьер-министр Белоруссии Михаил Мясникович акцентировал внимание на том, что реализация проекта принесёт экономическую выгоду как России, так и его республике:

-- Полагаем, что принято очень правильное решение. Это надёжность, экономическая выгода и, безусловно, рост объёмов перекачки газа через Белоруссию по прямому пути в Европу. Таким образом, это выгодно как российским компаниям, в первую очередь "Газпрому", так и нам, нашему бюджету.

Вместе с тем, чрезвычайный и полномочный посол Российской Федерации в Белоруссии Александр Суриков заявил, что вопрос о строительства новой ветки трубопровода актуализировался главным образом по интеграционным причинам:

-- Мы сегодня озадачены темой строительства нового интеграционного объединения… Газотранспортная система в этом контексте — это артерия, которая позволяет оказывать услуги по перекачке газа. В рамках единого пространства нас теперь ничто не может отторгать от Белоруссии.

Вторая причина такого решения, как отметил дипломат, это неустойчивое функционирование и безусловное старение украинской газотранспортной системы. Суриков напомнил, что состоянием на сегодняшний день ни в каком формате не получается решить вопрос по приведению в порядок, обновлению украинской ГТС, в связи с этим появились серьёзные опасения, что её функционирование может оказаться под угрозой:

-- Для России важна устойчивость транзита газа и уверенность в нём. Политическую и экономическую уверенность в этом транзите нам придает трехсторонний интеграционный проект. А устойчивость может придать либо модернизация украинской ГТС, но реализовать этот проект не удается, либо новая газотранспортная система, которую мы можем проложить сами.

Посол заявил, что сейчас идет подготовка технико-экономического обоснования по этому проекту, после чего будет "предметный разговор" с Белоруссией. Ориентировочно он может состояться в конце этого года, тогда и будут обсуждаться все нюансы — начиная от технических вопросов и заканчивая финансовыми — о размере платы за транзит. В любом случае, подчеркнул Суриков, реализация этого проекта принесет республике ощутимую выгоду, поскольку объём транзита увеличится на 15 млрд. кубометров.

Украина благодарит Польшу

Украинский премьер-министр Николай Азаров официально вынес благодарность своему польскому коллеге Дональду Туску за позицию относительно "Ямал - Европа-2". Ранее Туск выразился в том духе, что польская власть не поддерживает и никогда не поддержит идею строительства еще одного газопровода в обход Украины, который мог бы проходить через территорию Польши, а подписанные уже документы ни к чему конкретному Варшаву не обязывают.

-- Я ему сказал, что, господин Туск, искреннее вам спасибо за ту принципиальную позицию, которую вы заняли. Мы уже не раз говорили на эту тему, и Туск заверил, что Польша никогда не сделает ничего такого, что будет работать против Украины. Вы представляете, насколько для нас важна эта позиция? Польша ключевая страна, через которую можно обойти Украину.

Вместе с тем, не все на Украине разделяют такую позицию. Так, местный специалист, член наблюдательного совета Института энергетических стратегий Юрий Корольчук отмечает, что вопреки публичной риторике, меморандум всё-таки предусматривает конкретные обязательства сторон в вопросе именно строительства газопровода. По его словам, Польша пересмотрела свое отношения к подписанному меморандуму по "Ямал-Европа-2" после жесткой критики Еврокомиссии. Эксперт обращает внимание, что данная ситуация чётко показывает -- в энергетических вопросах Евросоюз готов подать голос и вступиться за Польшу, а за Украину -- нет:

-- Поэтому из-за такой позиции ЕС Украина будет вынуждена решать свои проблемы с «Газпромом» в одиночку.

  Алексей Беляев, ОДНАКО