Существует расхожее мнение о нерушимом оборонном триединстве балтийских государств – Эстонии, Литвы и Латвии. Все три страны состоят в блоке НАТО, вооруженные силы трех бывших советских республик регулярно участвуют в совместных учениях, обмениваются опытом, военно-политическое руководство стран совершает взаимные визиты, и все это "приправлено" громкими словами о защите суверенных балтийских народов от агрессии со стороны "восточного соседа".
Так ли много взаимопонимания между Эстонией, Литвой и Латвией (именно в таком порядке – прим. автора) на самом деле?
В середине октября 2012 года по другую сторону Балтийского моря - в Швеции - был обнародован доклад "Безопасность и обороноспособность прибалтийских государств", подготовленный группой экспертов по заказу шведского министерства обороны. В докладе был сделан вывод о том, что из трех балтийских государств лишь Эстония в определенной степени может считаться обороноспособной.
Разумеется, доклад был резко встречен в Латвии и Литве, однако в Эстонии пресса, естественно, благодушно приняла озвученные в докладе положения. Более того, в Таллине настолько воодушевились положительной оценкой шведских специалистов, что не постеснялись в выражениях и вовсе назвали армию Латвии "пустым местом".
Правды ради стоит отметить, что внушительный доклад министерства обороны Швеции содержит не только анализ обороноспособности прибалтийских республик – там есть достаточно много информации вплоть до оценки российской военной реформы и перспектив НАТО в случае "возможной агрессии с Востока". Понятно, что самостоятельно прибалтийские республики не в состоянии на равных воевать с Россией и напрямую зависят от поддержки альянса, однако тут, по мнению составителей документа, между ними есть существенные различия.
Самой боеспособной армией обладает Эстония. Ее вооруженные силы насчитывают 5500 военнослужащих, а в случае мобилизации могут быть увеличены еще на 30 тысяч человек, что позволяет полностью укомплектовать одну пехотную бригаду, четыре отдельных батальона и четыре оборонительных района.
Помимо этого, имеется 12000 человек в Союзе обороны Эстонии, так называемом "Кайтселийт" - добровольческом военизированном формировании, которое также подчиняется министерству обороны. На вооружении эстонской армии имеется около 100 БТР, 100 артиллерийских орудий, 230 минометов, некоторое количество ПТУР и ЗРК. ВВС состоят из двух транспортных самолетов и четырех вертолетов, а военный флот представлен катерами и четырьмя минными тральщиками.
В целом, говорится в докладе, эстонская армия является силой, способной внести свой вклад в обеспечение стабильности в регионе, и любой предполагаемый агрессор, решивший захватить республику "нахрапом", столкнется с серьезным сопротивлением.
На фоне такой лестной для эстонцев характеристики положение дел в Латвии выглядит плачевно. Вооруженные силы Латвии представляют собой около 5000 военных и 10000 резервистов. Армия сведена в два "не самых боеспособных" пехотных батальона и батальон "Земессардзе" - добровольческого военизированного формирования, входящего в структуру минобороны. При этом существующие в стране оперативные штабы состоят исключительно из административного персонала.
В случае всеобщей мобилизации Латвия получит еще 14 слабо вооруженных пехотных батальонов, один артиллерийский батальон, один батальон ПВО и несколько вспомогательных подразделений. Общей проблемой для армии является дефицит тяжелых вооружений - в частности, у нее нет ни БТРов, ни какой-либо другой бронированной техники, а также отсутствуют средства ПВО малой и средней дальности.
Как пишет эстонская газета "Postimees", силы обороны Эстонии и Латвии, двадцать лет назад стартовавшие с одной линии, сейчас оказались в диаметрально противоположном положении. Силы обороны Латвии совершенно не готовы к борьбе. Они не могут ни защищать свою страну, ни сотрудничать на международном уровне. Южная граница Эстонии беззащитна, а "в плане безопасности Латвия — пустое место", утверждает эксперт Международного центра оборонных исследований Каарел Каас. По его мнению, "в случае войны армия Латвии сможет где-нибудь в тылу охранять мешки с мукой и мосты, но для военных действий не годится".
Что касается, например, латвийского ополчения, то, по мнению полковника запаса эстонских сил обороны Лео Куннаса, заявленные в латвийском "Земессардзе" 10 тысяч человек "существуют только на бумаге".
Экс-командующий силами обороны Эстонии Антс Лаанеотс заявил, что финансирование армии как по общей сумме, так и в пересчете на процент от ВВП, и в Литве, и в Латвии значительно ниже эстонских. Так, в 2011 году расходы на оборону в Литве составили 0,91% от ВВП, в Латвии — 1,05% от ВВП, ну а Эстония потратила на своих солдат 1,73% от ВВП. "При этом в 2012 году эти расходы были увеличены до 2%", — сказал Лаанеотс. По его мнению, преисполнившиеся больших амбиций после вступления в НАТО, Латвия и Литва слишком рано перешли на модель профессиональной армии. В результате сложилась ситуация, в которой 59% от армейского бюджета Латвия тратит на зарплаты 4,6 тыс. своих военнослужащих, а 10,6 тыс. военных Литвы "съедают" 67% ее военного бюджета. Разумеется, что в такой ситуации о модернизации или закупке новых образцов техники и вооружения не может быть и речи.
"Если к расходам на зарплаты добавить расходы на участие в миссии в Афганистане, то ни у Латвии, ни у Литвы, по сути, не остается денег на развитие армии", — считает генерал. Что касается Эстонии, где большую часть армии составляют призывники, то здесь расходы на персонал не превышают 34,5% от общего военного бюджета.
Любопытно, что в Латвии предпочли ответить на критику, исходящую именно из страниц эстонской прессы, а не на опубликованный шведами доклад. По словам министра обороны Латвии Артиса Пабрикса, статья в "Рostimees" тенденциозна, она "накаляет атмосферу и не способствует единству стран Балтии", однако контр-аргументов у латвийской стороны нашлось не много.
Так, парламентский секретарь министерства обороны Латвии Вейко Сполитис, вероятно желая реабилитировать латвийских военных в глазах общества, вспомнил о том, что несколько лет назад вооруженные силы Эстонии одолжили у Латвии для учений танк Т-55, снятый с вооружения как не соответствующий стандартам НАТО.
Помимо прочих разногласий в стане балтийских государств отдельно стоит вопрос сотрудничества с НАТО. Напомним, миссия воздушной полиции НАТО в странах Балтии началась в 2004 году, сразу же после их вступления в альянс, и на сегодняшний день самолеты альянса базируются на территории Литвы. Таллин пытается договориться с Вильнюсом о переносе авиабазы коалиционных сил под литовским Шауляем (тут находится крупнейший с советских времен военный аэродром) в Эстонию на реконструированное летное поле в Эмари. В 2012 году эта борьба с Литвой за право присутствия на территории Эстонии самолетов воздушной полиции альянса была особенно показательной – каждая из трех (включая Латвию, технически не имеющую такой возможности) стран желает, чтобы патрульные самолеты базировались на ее территории.
В целом достаточно много фактов свидетельствуют о том, что руководство балтийских стран более склонно к "перетягиванию одеял", нежели к полноценному военному сотрудничеству. Возможно, это действительно объясняется разрывом между подготовленностью армий трех соседних государств. Однако многие эксперты склонны считать подобные (и, как правило, обоюдные) выпады частью политической борьбы, которую Эстония, Литва и Латвия ведут за свой престиж на общеевропейской арене.
peacekeeper.ru, Виктор Кольцов