Будучи формально полноправными гражданами, русские, тем не менее, потянулись в Россию
Заинтересованность граждан Казахстана в российской программе переселения соотечественников не ослабевает, свидетельствует замруководителя республиканского славянского движения «Лад» Петр Кузьменко, мнение которого приводит портал «Русские в Казахстане».
«Почему вы, родившись и прожив всю жизнь в Казахстане, в трудоспособном возрасте, имея образование, решились покинуть свое место проживания?» – спрашивают в движении «Лад» отъезжающих. Вот один из типичных ответов: «У меня двое детей, 6 и 10 лет, мне 31 год, семья полная, муж работал на постоянной работе, я – на временных. Уезжаем, потому что ощущаем неудовлетворение тем, как с каждым годом ухудшается образование у наших детей в школе. У мужа нет шансов на более высокооплачиваемую работу. Дети подрастают, и пока мы еще, так сказать, в среднем возрасте, то у нас есть возможность реализовать свои способности в России и обеспечить своим детям достойную жизнь».
Это ж надо было так довести людей, чтобы они, родившись и прожив в Казахстане всю жизнь, формально обладая там всеми правами гражданства, тем не менее намереваются бросить насиженные гнезда и устремляются в Россию! Даже несмотря на то, что российская госпрограмма переселения явно пока не может похвастаться успехами.
Опросы, которые проводит движение «Лад», выявляют следующие мотивы отъезда людей:
– 15% уезжают для воссоединения с семьями, к родственникам, проживающим в России;
– 30% опрошенных (преимущественно люди 25-30 лет) объясняют свой отъезд причинами политического характера: национальной и языковой политикой казахстанских властей по отношению к русскоязычному населению страны. В Казахстане практически закончено построение, по сути, моноэтнического государства, и русские граждане страны практически не присутствуют в государственных учреждениях, правоохранительных, судебных органах, не участвуют в управлении структурами государства и никак не влияют на принятие государством каких-либо решений;
– остальные 55% объясняют свой отъезд социально-экономическими факторами: нехваткой работы, отсутствием перспектив карьерного и личностного роста, ухудшением среднего и высшего образования, сокращением и снижением качества медицинского обслуживания, ростом цен и тарифов ЖКХ; сельские жители отмечают ухудшение ситуации на селе.
Движение «Лад», пишет Петр Кузьменко, в своих СМИ, в обращениях к президенту и правительству неоднократно ставило вопросы, ответы на которые могли бы существенно сократить отток из Казахстана русских и других казахстанцев, не относящихся к государствообразующей нации. С принятием независимости Казахстан потерял уже более трех миллионов своих граждан, большинство из которых родились в этой стране, напоминает Кузьменко. То есть люди покинули родину, в которой они не были востребованы, не оставившей им иного выхода, кроме миграции.
Один из руководителей славянского движения Казахстана напоминает, что за эти годы были изданы разнообразные официальные и неофициальные постановления, инструкции, письма о невостребованности неказахов на госслужбе, в муниципальных и бюджетных учреждениях. Властями поощряется бытовой национализм, создан устойчивый миф о том, что русское и русскоязычное население Казахстана неспособно изучить государственный язык, и что именно это является причиной в отказе принятия их на работу в структуры власти. Но «языковая дубина» все это время была лишь предлогом: ведь объяснить отказ в работе незнанием языка гораздо проще, чем признать истинные мотивы дискриминации, которые кроются в национализме и клановости, являющимися основными мотивами продвижения того или иного человека по служебной лестнице.
На самом высоком уровне поощряется формирование представления о вредном влиянии России (Российской империи, а затем СССР) на развитие Казахстана на протяжении последних 300 лет, пишет Петр Кузьменко. Россию (а вместе с ней зачастую и всех русских) обвиняют в «колонизации», «оккупации» Казахстана, в «голодоморе», в утрате казахами своих культурных ценностей, традиций и языка. Все эти обвинения озвучиваются, печатаются и издаются в официальных документах, учебниках, средствах массовой информации. И эти идеологические семена ненависти падают на плодородную почву определенных социальных слоев казахстанского общества (особенно молодежи), прорастают и уже навсегда закрепляются в сознании.
Именно эта политика в отношении нетитульных наций и способствует миграции из Казахстана. В то время как русские и русскоязычные казахстанцы уже два десятилетия ждут от властей межнациональной политики, которая бы обеспечила реальное равенство в кадровых, языковых и национальных вопросах, на деле наблюдается если не обратное, то, по меньшей мере, странное.
Русский язык препятствует поголовному внедрению казахского?
Взять хотя бы объявленную реформу казахского алфавита. Президент Нурсултан Назарбаев уже определил дату перевода казахского языка с кириллицы на латиницу: это должно произойти к 2025 году. И хотя процесс запущен, отмечает Кузьменко, неизвестно даже, какие средства необходимы для программы перевода, как она будет реализовываться. Ведь для перевода языка на другой алфавит необходимо разработать лингвистические программы, перевести учебники, словари, все литературное культурно-историческое наследие, которое может быть утрачено, позабыто или фальсифицировано.
За примерами далеко ходить не надо, напоминает один из лидеров славянского движения. В течение 20 лет были разработаны и приняты десятки программ развития казахского языка, на которые были отпущены огромные деньги. Результат каждый гражданин Казахстана может определить для себя сам: деньги канули, ответственности никто не понес. Не наступим ли мы на те же грабли, предостерегает Кузьменко?
Комитету по языкам Министерства культуры и информации Казахстана, напоминает он, на развитие языков выделено 1,7 миллиарда тенге. Причем анализ этого бюджета обнаруживает, что лишь 10,6% из него пойдут на реальное развитие языков, и основная часть из этих 10% – на развитие казахского языка.
А что же русский язык, который, согласно Конституции Казахстана, является официальным? А он оказался фактически без господдержки и финансирования. Хотелось бы, пишет Кузьменко, получить от Комитета по языкам объяснение причин такой «любви» к русскому языку. Почему в годовом плане составители уделяют внимание развитию государственного, английского и других национальных языков, а русский язык вообще не обозначен? Почему в подавляющем большинстве школ на изучение русского языка отводится 1-2 часа в неделю? Почему казахстанские власти утверждают программы развития казахского языка только за счет сокращения русского? Почему русскому языку предписано существование только на уровне воскресных школ? Почему русский язык не является государственным в стране, где им владеет более 80% населения, состоящего из более чем 150 народностей? Уж не потому ли, что русский язык является основным фактором, который препятствует поголовному внедрению казахского языка?
Лидер славянского движения напоминает всем гражданам Казахстана, особенно казахам: русский язык и культура существуют в Казахстане на протяжении 300 лет. «Русский язык достался вам в наследство, так сложилась история, – пишет Кузьменко. – Это счастливая судьба, это огромное духовное богатство». «Не уничтожайте это богатство, – призывает он. – Ведь без знания русского языка казахи и все мы, казахстанцы, будем востребованы лишь в пределах своей страны».
Идея неприятия, выдавливания русского языка навязана ультранационалистами, которые отбрасывают страну прямиком в средние века. Сокращение часов на изучение русского языка и литературы в школах, закрытие самих русских школ, где учатся, кстати, в основном дети казахов, – все это приведет к тому, что подрастающее поколение казахов не будет владеть русским языком.
Казахстан не совсем корректно сравнивать с другими республиками бывшего Союза, отмечает Кузьменко. Ведь Казахстан был образцом единства и дружбы многонационального советского народа. И если политики РК имеют намерение сохранить то, что осталось от этого единства (а это то, что во многом обеспечивает высокий международный статус страны), то они должны предоставить и гарантировать на государственном уровне всем гражданам равные права.
Настрой русских Казахстана на эмиграцию беспокоит, кстати, и многих казахов. Радикальные призывы казахских националистов направлены, по сути, против государства, так как могут подхлестнуть эмиграционные настроения, заявил на днях в интервью CA-News президент научно-образовательного фонда «Аспандау» Канат Нуров. «Это будет колоссальный удар по экономическим и политическим позициям нашей страны. Мы можем потерять независимость», – убежден эксперт.
Иван Гладилин, km.ru
Справка KM.RU
По результатам социологического опроса, проведенного по заказу МИД РФ среди соотечественников в восьми странах (Германии, Латвии, Украине, Молдавии, Казахстане, Узбекистане, Киргизии и Таджикистане), на переезд в Россию в той или иной мере настроены половина (50,7%) проживающих в Казахстане соотечественников. При этом твердо намерены переехать 14%, еще 14,7% на вопрос об этом ответили: «скорее «да», а 22% заявили о непостоянстве своих миграционных настроений. В Казахстане проживает вторая по численности (после Украины) зарубежная русская диаспора.