Любимый исторический миф антикоммунистов – что коммунизм и фашизм (национал-социализм) близнецы-братья. При этом идеология фашизма выглядит для них весьма привлекательной в плане борьбы с коммунизмом.
Боровшийся с СССР немецкий национал-социализм и почти победивший его, стал частью антикоммунистического эпоса (фольклора лузеров), а генерал Власов, атаманы Шкуро и Краснов, деятели Локотской республики – былинными героями этого эпоса. Так близнецы или нет? Давайте обратимся к историческим фактам.
Во-первых, об универсальности термина «фашизм». Википедия: «В историографии СССР, России и стран СНГ, а также работах ряда западных исследователей под фашизмом понимается также немецкий национал-социализм, франкизм, режим Нового государства в Португалии, венгерские, румынские, болгарские варианты фашизма и их производные, ультраправые политические движения в странах третьего мира».
Там же, в Википедии определены основные черты национал-социализм как идеологии Третьего рейха:
1) Идеализация нордической расы и «арийской» в целом, элементы демократического социализма и социал-демократии, которые, однако, не распространялись на «не арийцев», расизм (в том числе на научном уровне), антисемитизм, шовинизм, социальный дарвинизм, «расовая гигиена»;
2) Антимарксизм, антикоммунизм, антибольшевизм, неприятие парламентской демократии;
3) Культ личности Адольфа Гитлера, принцип вождизма.
Честно говоря, последние два пункта я бы целиком отождествил со сталинизмом. Однако, это скорее имеет отношение к тоталитарному авторитаризму, нежели к философским течениям.
Проще всего с этим вопросом обратиться к Гитлеру напрямую. 21 мая 1935 г. в речи перед рейхстагом Гитлер сказал о том, что «идеи, которые правят нами, диаметрально противоположны распространённым в Советской России».
Интересно, что отношение к религии также было разным. Сразу после прихода к власти Гитлер запретил организации, поддерживающие свободу вероисповедания и организовал «движение против безбожников». В 1933 году он заявил: «Мы начали борьбу против атеистического движения, и она не ограничилась несколькими теоретическими декларациями: мы его искореняли».
Но всё же главное собственно идеология фашизма. С одной стороны она религиозная и церковная, а с другой антихристианская. Русский философ и богослов Сергей Булгаков, анализируя тексты теоретика НСДАП Альфреда Розенберга, пишет: «Здесь наличествуют все основные элементы антихристианства: безбожие, вытекающее из натурализма, миф расы и крови с полной посюсторонностью религиозного сознания, демонизм национальной гордости («чести»), отвержение христианской любви с подменой её… Расизм в религиозном своем самоопределении представляет собой острейшую форму антихристианства, злее которой вообще не бывало в истории христианского мира».
А вот коммунизм наоборот антицерковен и антирелигиозен, но в значительной степени прохристианские учение.
Показательно, какие книги сожгли нацисты после прихода к власти:
1. Научные работы в области марксизма и коммунизма.
2. Чуждые народному духу произведения литераторов из крупных городов («асфальтовая литература»).
3. Книги, смешивающие фронтовиков с грязью.
4. Книги, подрывающие моральные и религиозные устои нации.
5. Книги, прославляющие Веймарскую республику.
6. Книги, не отражающие национальные интересы.
В списки литературы, подлежащей уничтожению, вошли 312 авторов. Среди них:
Макс Адлер
Исаак Бабель
Анжелика Балабанова
Анри Барбюс
Август Бебель
Эдуард Бернштейн
Бертольд Брехт
Николай Бухарин
Ярослав Гашек
Максим Горький
Теодор Драйзер
Анна Зегерс
Григорий Зиновьев
Михаил Зощенко
Илья Ильф; Евгений Петров
Валентин Катаев
Карл Каутский
Александра Коллонтай
Фердинанд Лассаль
Владимир Ленин
Леонид Леонов
Карл Либкнехт
Джек Лондон
Анатолий Луначарский
Роза Люксембург
Генрих Манн
Томас Манн
Карл Маркс
Франц Меринг
Эрих Мария Ремарк
Джон Рид
Александр Серафимович
Фёдор Сологуб
Иосиф Сталин
Лев Троцкий
Герберт Уэллс
Лион Фейхтвангер
Эрнест Хемингуэй
Стефан Цвейг
Фридрих Энгельс
Илья Эренбург
Важно понять, что нацистская идеология зиждилась на системе мифов — антропологический миф о человеке как «хищном животном» (белокурой бестии, сверхчеловеке), миф избранного народа(арийской расы), миф крови и почвы. Плюс идея мессианства, которое было окрашено культом смерти. Фашисты говорили: «Мы — женихи Смерти». Идея была разжечь в молодежи архаические взгляды на смерть, предложив, как способ её «преодоления», самим стать служителями Смерти. Так удалось создать особый, небывалый тип солдатов — СС, не зря имевшей символом череп и кости. Где тут сходство с гуманитарной сущностью социализма? Идея мировой революции предполагала только конечную форму освобождения трудящихся всех стран, причём это дело рук их самих, а не внешней агрессии, установление всемирной республики советов, т.е. устранение империалистического антагонизма, и как следствие, окончание всех войн, и беспрепятственное развитие свободного труда.
Советский коммунизм шёл непростым путём и также прощупывал идею сверхчеловека. Достаточно вспомнить Горького с его образами Данко и Ларры. Но культ героя-сверхчеловека у нас не привился, наши герои — Максим из знаменитой кинотрилогии и Василий Тёркин.
Особенно привлекательно в фальшивой теории родства коммунизма и фашизма, присутствие в названии гитлеровской партии слов «социалистическая» и «рабочая». На самом деле это наследие от сотрудничества Гитлера с Грегором Штрассером, это важнейший для нацистов тактический альянс с национал-большевиками (сторонниками социалистической автаркии) на стадии раннего становления. Гитлер, ни секунды не сомневаясь, расправился со вчерашним соратником в «ночь длинных ножей», избавившись заодно и от всех социалистов, и от иллюзий левого курса. Только правый. Ультраправый.
Советский строй в этом вопросе стал именно антиподом фашизма. Немецко-польский историк Леонид Люкс пишет: «После 1917 г. большевики попытались завоевать мир и для идеала русской интеллигенции — всеобщего равенства, и для марксистского идеала — пролетарской революции. Однако оба эти идеала не нашли в «капиталистической Европе» межвоенного периода того отклика, на который рассчитывали коммунисты. Европейские массы, прежде всего в Италии и Германии, оказались втянутыми в движения противоположного характера, рассматривавшие идеал равенства как знак декаданса и утверждавшие непреодолимость неравенства рас и наций».
diletant.ru