На этой неделе произошло событие, не вызвавшее большого общественного резонанса, но привлекшее пристальное внимание как политических, так и военных экспертов. Президент России Владимир Путин отклонил предложение министра обороны РФ Сергея Шойгу обслуживать корабли ВМФ за пределами страны. А если быть точнее – просто запретил, по формулировке сообщившей об этом газеты «Известия».
«В.Путин запретил Минобороны ремонтировать военные корабли на зарубежных верфях», — сообщило издание со ссылкой на свой источник в военном ведомстве.
Президент не согласился с предложением министра обороны Сергея Шойгу отправить российские боевые корабли на ремонт на зарубежные верфи. «Эту информацию подтвердил и источник «Известий» в Кремле», — говорилось в опубликованной газетой статье. Также сообщалось, что В.Путин поручил организовать работу по ремонту кораблей на российских верфях и сейчас этим занимается вице-премьер по ОПК Дмитрий Рогозин.
По данным Сергея Шойгу, сейчас 80% из более 1 тыс. российских боевых и вспомогательных судов выработали ресурс и эксплуатируются за пределами межремонтных сроков. При этом по Госпрограмме вооружений до 2020 года запланирован ремонт всего 65 боевых кораблей, 12 специальных и 62 вспомогательных судов. Одновременно с этим взамен устаревших кораблей планируется построить 113 боевых кораблей, восемь специальных и 65 судов обеспечения.
Однако, по оценкам военных, российские верфи в настоящее время не способны обеспечить ремонт и обслуживание всех кораблей. По данным Минобороны РФ, в 2012 году Объединенная судостроительная корпорация, которая объединяет практически все российские судоремонтные и судостроительные заводы, не завершила ремонт шести и сервисное обслуживание на 157 кораблях и судах ВМФ России.
Между тем, представители предприятий украинского оборонно-промышленного комплекса неоднократно заявляли о готовности приобщиться к ремонту кораблей и судов Черноморского флота Российской Федерации, и такая возможность неоднократно обсуждалась, в том числе и министрами обороны Украины и России. У этой идеи как будто не было противников.
Располагая еще советскими производственными мощностями, подготовленными кадрами и соответствующими технологиями, Украина вполне могла бы предоставить российскому ВМФ соответствующие услуги на своих предприятиях в Николаеве, Керчи и Севастополе. Более того, Украина отчаянно нуждается в этих заказах, давно испытывая дефицит заказов. Вопрос настолько назрел, что давно был выведен в политическую плоскость.
Напомним, немногим ранее горсовет Севастополя призывал правительства Украины и России договориться о возобновлении ремонта и модернизации кораблей ЧФ на «Севморзаводе». «Севастополь всегда был за то, чтобы и корабли ВМС Украины, и корабли Черноморского флота России ремонтировались у нас. Это и создание рабочих мест, и поступления в городской бюджет. Это – уровень межправительственных взаимоотношений. Если решения будут приняты, Севастополь будет их только приветствовать», – говорил тогда глава горсовета Юрий Дойников.
Вице-президент Ассоциации судостроения Украины, гендиректор «Севморзавода» в 1986-2006 годах Анатолий Череватый, в свою очередь, заявлял, что полная загрузка мощностей «СМЗ» может быть обеспечена за счет ремонта боевых кораблей Черноморского флота, но данный вопрос зависит от политических отношений Украины и России: «Мощности «Севморзавода» не загружены полностью. Потенциал у нас больше. РФ может размещать заказы – в большей степени, в силу политического решения. Если наши политики такого соглашения достигнут, тогда это будет возможно. Сегодня это происходит в разовом порядке, Россия размещает такие заказы, но, естественно, хотелось бы, чтобы это было на постоянной и системной основе».
Совсем не против этого были и законодатели двух стран. К примеру, Комитет Верховной Рады по иностранным делам поддерживал инициативу властей Севастополя по возвращению ремонта кораблей Черноморского флота России на «Севморзаводе». Об этом заявлял народный депутат Иван Попеску: «Переговоры о размещении заказов по ремонту кораблей ЧФ на «Севморзаводе» нужно продолжить, это должен быть процесс, поставленный на постоянную и крепкую основу. Я не вижу здесь никаких возможных загвоздок, думаю, что такие заказы будут в перспективе, ведь это выгодно экономически как Украине, так и России. И политически нет никаких проблем в этом вопросе», – говорил Попеску.
Еще в конце марта и в Госдуме считали реальным возвращение ремонта кораблей Черноморского флота на «Севастопольский морской завод». Об этом на пресс-конференции в Киеве заявлял депутат от «Единой России» Олег Лебедев, член парламентского комитета по делам СНГ. «Очень удобно ремонтировать корабли ЧФ РФ на месте, а не ходить на Балтику или какие другие моря. Это я говорю про экономику. С точки зрения взаимоотношений – базирование ЧФ РФ в Севастополе уже априори определяет, что нам необходимо это взаимодействие, в том числе, и по ремонтным работам», – сказал депутат.
Не вызывает сомнений, что на столь высокий уровень переговоры о ремонте российских кораблей на украинских предприятиях выносились не без определенного лоббирования с украинской стороны. Напомним, что в конце 2010 года стратегическим инвестором ОАО «Севастопольский морской завод» стал Петр Порошенко. В пику скептикам, которые утверждали, что на месте цехов и причалов «Севморзавода» скоро вырастут отели и марины, Порошенко начал возрождать предприятие. СМИ сообщали, что общий объем инвестиций в него за два года составил 136 млн грн, в том числе в ремонт основных фондов — около 5 млн гривен.
В результате у «СМЗ» значительно выросло число заключенных контрактов, объем производства в 2011 году по отношению к 2009 году вырос в пять раз, была выплачена задолженность по зарплате, погашена задолженность перед бюджетом. На длительный срок реструктурированы и задолженности перед банками. А в 2012 году «Севастопольский морской завод» в 3 раза увеличил объем производства по судоремонту по сравнению с прошлым годом. На этой хорошей волне российские военные заказы могли бы позволить предприятию окончательно выйти из кризиса. Однако теперь эти пожелания рискуют стать совсем «благими».
Скорее всего, речь в данном случае должна вестись не об экономике – и ежу, как говорят, понятно, что ремонтировать свои корабли черноморцам было бы выгоднее, да и рациональнее в Севастополе – ведь «Севморзавод» уже два века ремонтирует прежде всего военные «вымпелы». Очевидно, к экономике в который уже раз мешает политика. Причем, из разряда «большой».
Выданный Президентом России Владимиром Путиным запрет на ремонт боевых кораблей ВМФ РФ за границей направлен в первую очередь в сторону Украины и может быть местью за ее несговорчивость по ряду вопросов двухстороннего сотрудничества. Такое мнение в интервью УНИАН высказал директор аналитического центра «НОМОС» Сергей Кулик.
«В феврале-марте на двухстороннем уровне и в прессе было немало сделано заявлений о том, что Россия после длительного перерыва вот-вот возобновит ремонт своих боевых кораблей на украинских судоремонтных и судостроительных предприятиях, прежде всего, на заводах Севастополя и Николаева, так как это выгодно и России, и Украине. И вот новость «о запрете на иностранный военный судоремонт» прозвучала этаким диссонансом на фоне имевшей место эйфории в данном вопросе», — сказал эксперт.
«И хотя Украина при этом не упоминается, думаю, такое решение в первую очередь связано как раз с ее ожиданиями в отношении российского военного судоремонта», — добавил С.Кулик.
По мнению руководителя аналитического центра «НОМОС», одной из причин подобного шага является то, что на недавних переговорах министров иностранных дел двух стран не были достигнуты позитивные для российской стороны результаты по проектам таких двух важных для РФ соглашений, как соглашение о перевооружении российского ЧФ, а также по соглашению о таможенной пошлине.
«Очевидно, повлияло и то, что Украина, как известно, не спешит принимать решение о «безусловном» вступлении в Таможенный союз. Кроме того, на решение российского президента могло повлиять решение украинского руководства о диверсификации газовых поставок, а также подписание известного соглашения с компанией Shell о разведке и разработке сланцевого газа», — сказал С.Кулик.
По мнению директора аналитического центра, «путинское решение» несет двоякий смысл для Севастополя. «С одной стороны, это неоправданно большие ожидания судоремонтников, которые надеялись поправить свое финансовое положение в том числе за счет российских заказов. А с другой стороны, это попытка «побудить» или «принудить» судоремонтников к мысли о необходимости Таможенного союза как единственно возможного спасения судостроительного комплекса», — отметил С.Кулик.
Между тем, в России придерживаются несколько иного мнения. Так, директор Центра анализа мировой торговли оружия Игорь Коротченко считает, что запрет на ремонт военных кораблей ВМФ РФ за границей, скорее всего, не касается Украины, но базовой ремонтной базой для кораблей Черноморского флота может стать Новороссийск.
«Украинским корабелам стоит беспокоиться безотносительно к этому указу. На прошлой неделе состоялось заседание морской коллегии при правительстве России под председательством вице-премьера по вопросам ОПК Дмитрия Рогозина, и члены коллегии посетили Новороссийский судоремонтный завод, где обсуждалась возможность использования этого предприятия в качестве судоремонтной базы кораблей ЧФ РФ», — сказал И.Коротченко.
«Не просто так посетили Новороссийск – очевидно, есть желание по крайней мере часть ремонта для ЧФ выполнять именно там», — добавил И.Коротченко.
Он считает, что Украина может остаться у разбитого корыта, если не будут подписаны конкретные юридические документы. В то же время И.Коротченко отметил, что указ о запрете ремонтировать военные корабли ВМФ РФ за границей, скорее всего, не касается Украины, хотя с формальной точки зрения это запрет для всего зарубежья…
Пока представляется, что катализатором для упомянутого выше довольно неожиданного решения Владимира Путина действительно могла послужить его последняя встреча с Виктором Януковичем в Москве, где в ходе многочасовых переговоров сторонам так и не удалось принять сколько-нибудь серьезных решений о перспективах российско-украинского сотрудничества (по крайней мере, о таковых ничего не известно). И теперь Кремль переходит к решительным действиям. С целью не одних только украинских судоремонтников «побудить» или «принудить», как выразился С. Кулик, «к мысли о необходимости Таможенного союза как единственно возможного средства спасения». И не одного только судоремонтного комплекса.
A propos
Пока эксперты гадают, «что бы это значило», а менеджеры украинских судоремонтных предприятий разочарованно скребут в затылках, СМИ распространили информацию, что переговоры о создании консорциума для управления украинской газотранспортной системой приостановлены по инициативе российской стороны. Об этом со ссылкой на источники в Минэнерго Украины и российском "Газпроме" сообщила газета «Коммерсант-Украина».
Издание отмечает, что в ближайшие дни «Газпром» и Europolgaz (владеет польским участком газопровода Ямал—Европа; по 48% у «Газпрома» и польской PGNiG, 4% — у Gas-Trading) подпишут меморандум о взаимопонимании по строительству второй нитки газопровода (из Беларуси через Польшу до Словакии) мощностью до 15 млрд кубометров газа в год.
Обоснование инвестиций стороны закончат до сентября. К строительству второй нитки Ямал—Европа, от которой «фактически отказались» из-за Nord Stream и South Stream, в среду, 3 апреля «Газпрому» поручил вернуться президент России Владимир Путин для «повышения надежности газоснабжения Польши, Словакии, Венгрии».
По словам главы российской монополии Алексея Миллера, вторая ветка может быть запущена в 2018-2019 годах после ввода South Stream. Он подчеркнул, что действующая ветка Ямал—Европа (33 млрд кубометров) «является самым эффективным маршрутом» для поставок газа в Центральную и Восточную Европу, так как ГТС Беларуси, где проходит часть магистрали, принадлежит «Газпрому».
«Фактически это будут безтранзитные поставки, и эффективность такого проекта будет очень высокой»,— сказал Миллер. А также «снимутся все озабоченности наших польских друзей», добавил Путин.
Источники СМИ в «Газпроме» подчеркивают, что монополия исходит из необходимости полностью отказаться от украинского транзита. А в Украине твердят, что в эти планы России просто не верят. Примерно так же упрямо, как говорили, что не верят в «Северный поток», да и «Южный поток» тоже…
Дмитрий КУЧЕРЯВЫЙ