Русское Движение

Грузия, оказывается, давно потеряла независимость

Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 

По крайней мере, акт о ее провозглашении находится неизвестно где. Возможно, на территории России

Флаг Грузии. Фото с сайта wikipedia.org 

В Грузии случился конфуз: накануне Дня независимости выяснилось, что акт о провозглашении этой самой независимости куда-то пропал. А праздник уже совсем скоро – 9 апреля. Удастся ли его найти к этому времени? И, главное, куда он задевался?

И тут выяснилось, что оригинал основополагающего документа уже много лет как никто в глаза не видел. Если быть точным, то его следы теряются где-то году в 1992-м, еще при жизни первого президента Звиада Гамсахурдии.

Ничтоже сумняшеся грузинские чиновники объявили, что акт о независимости может находиться на территории России. Якобы Гамсахурдия забрал его с собой, когда бежал в Грозный от гражданской войны во вверенной ему стране (которую сам же и спровоцировал), да так он там и осел. И ничего, что сам противоречивый президент затем вернулся домой: бумага все равно где-то в России, считают они.

«По моим сведениям, Гамсахурдия забрал документ в эмиграцию, в Грозный, – заявил «Известиям» руководитель секретариата парламента Грузии в начале 1990-х Гамлет Чипашвили. – Потом следы документа затерялись».

Конечно-конечно, согласимся мы. А как же! Акт о независимости – это первое, что суют в чемодан изгнанные правители, когда бегут с родины. В эмиграции он нужен на каждом шагу, без него там ну никак не обойтись.

История создания этого документа следующая. 31 марта 1991 года, в день своего 52-летия, Гамсахурдия, тогда еще председатель парламента, провел в Грузии референдум о независимости с одним-единственным вопросом: «Согласны ли вы на восстановление государственной независимости Грузии на основании Акта о независимости от 26 мая 1918 года?». «За» высказались 98,93% от числа принявших участие в голосовании. Южная Осетия и Абхазия референдум, естественно, проигнорировали.

«После этого мне и еще нескольким сотрудникам Гамсахурдия поручил разработать текст Акта о независимости на основании аналогичной Декларации, принятой в Грузии 26 мая 1918 года, – рассказывает Гамлет Чипашвили. – 9 апреля этот документ положили на специальный столик перед трибуной Верховного Совета».

Далее его начали подписывать депутаты и члены правительства. В 12:30 Гамсахурдия провозгласил возрождение независимости. День для этого был выбран символичный: двумя годами ранее, 9 апреля 1989 года, еще при СССР, армейские подразделения разгоняли многодневную демонстрацию за независимость Грузии, проходившую перед Домом правительства в Тбилиси. В ходе этого разгона погибли 16 человек.

Впоследствии никто из тогдашних руководителей страны не захотел взять на себя ответственность за произошедшее, но эксперты сошлись на том, что приказ о разгоне должен был отдать лично Михаил Горбачев.

Однако вернемся к утерянному акту. «После завершения церемонии подписания я отнес акт в свой кабинет, поставил на нем печать Верховного Совета и расписался. Потом документ сфотографировали представители Центрального государственного издательства и информационного агентства «Грузинформ», – продолжает Чипашвили.

Вечером Гамсахурдия затребовал документ к себе, а утром вернул обратно. Теперь на нем красовалась новая подпись – его супруги Мананы Арчвадзе. Хоть она и не занимала никаких государственных постов, но президент решил, что ее автограф тоже необходим. С одной стороны, непорядок, а с другой – хорошо еще, что там не появились подписи соседей и старшей по подъезду.

Впрочем, может, там впоследствии и возникли какие-то новые подписи, потому что через пару дней Гамсахурдия опять забрал оригинал акта и больше его уже никто не видел, говорит Чипашвили.

А уже в декабре 1991-го началась гражданская война, и всем стало не до акта. Гамсахурдия с вооруженными сторонниками спрятался в бункере Верховного Совета, а в январе 1992-го бежал к Джохару Дудаеву, своему другу и предводителю чеченских сепаратистов.

Вот тут-то его противники и вспомнили об акте. «После тбилисской войны я одним из первых вошел в разрушенное здание парламента. Мы искали акт, но не нашли. Это большой лист, в кармане его не вынесешь», – вспоминает Чипашвили.

В попытках вернуть акт отметился и Тенгиз Сигуа, возглавлявший правительство при Гамсахурдии. Чипашвили обращался к нему, прося воздействовать на президента, а тот уже дальше апеллировал к главе страны. «Я несколько раз говорил Гамсахурдии, чтобы он вернул акт. Тот обещал, но так в итоге ничего и не сделал», – сообщил Сигуа «Известиям».

«Позднее, вернувшись на пост премьера, я поручил МВД и МНБ найти оригинал документа, взял дело под личный контроль, но безрезультатно. Думаю, этот акт до сих пор находится где-нибудь в Грозном. Это могут знать члены семьи Гамсахурдии. Это стыдно: в парламенте Грузии хранится Акт о независимости от 1918 года, а документа всего лишь 22-летней давности нет», – сокрушается бывший премьер.

Если бы это было действительно так, тогда о судьбе акта знала бы семья Гамсахурдии: они же распаковывали чемоданы в Грозном. Но его вдова не хочет обсуждать эту историю с журналистами, а сын Цотнэ говорит, что ничего не знает о судьбе документа. «Когда мы жили в Грозном, никаких разговоров на этот счет не было», – свидетельствует он.

Может, тогда чеченское руководство в курсе? Нет, и оно не знает. Руководитель пресс-службы ЧР Альви Каримов рассказал, что Грузия ни разу не обращалась к Грозному по поводу розыска своего документа: «Я прекрасно помню времена пребывания здесь Гамсахурдии, участвовал в церемонии его похорон. Я ни разу не слышал про Акт о независимости ни от самого Гамсахурдии, ни от кого-то другого».

Но пропажу нужно было искать еще тогда, и чем быстрее, тем лучше. Предпринимали ли для этого власти Грузии какие-то международные усилия? Оказывается, ни при Шеварднадзе, ни при Саакашвили они не обращались к России по этому поводу.

«Я лично занимался этим вопросом. Мы полагали, что документ находится либо в Грозном, либо в Москве, где после кончины Гамсахурдии до возвращения в Тбилиси несколько лет проживала его вдова Манана Арчвадзе», – сообщил Петрэ Мамрадзе, возглавлявший в 1995-2008 годах канцелярии сначала Эдуарда Шеварднадзе, а затем Михаила Саакашвили.

Вдова первого президента категорически отказывается говорить о судьбе акта, утверждает Мамрадзе. Каждый раз, когда ее спрашивают об этом, в ответ слышатся слова о «проклятых путчистах, свергнувших Гамсахурдию».

В то же время грузинские власти не решаются послать запрос об акте в Россию. «Направлять официальный запрос в российские структуры, не зная точного местонахождения документа, было бы априори бессмысленно. Полагаю, что оригинал всплывет со временем», – надеется Мамрадзе.

Так что и эту, 22-ю годовщину независимости «Джорджии» придется праздновать без оригинала документа о ее провозглашении. Или изготовить дубликат, что довольно просто.

Александр Романов, km.ru