По прогнозу Общественной палаты, это случится в 2016 году
Уже к следующим парламентским выборам в России появятся националистические партии, которые смогут набрать до 10% голосов. Такой вывод делает рабочая группа Общественной палаты (ОП) по анализу и урегулированию межнациональных конфликтов в исследовании, проведенном по заказу близкого к «Единой России» Института общественного проектирования (ИНОП). Окончательные результаты будут изложены в докладе «Национальный вопрос в общественной и политической жизни», который обнародуют в конце мае. Но некоторые тезисы стали известны сейчас – их озвучил глава рабочей группы Михаил Романов.
Кратко тезисы выглядят так:
– Пока националистические партии в России недостаточно сильны, однако к 2016 году, когда пройдут парламентские выборы, ситуация изменится.
– Через четыре года они без проблем пройдут барьер в 5%, а в лучшем случае партия с патриотической риторикой сможет набрать до 10% голосов.
Эти выводы косвенно подтверждает и анализ «Левада-центра». В ноябре 2012 года аналитики центра провели опрос в столице и составили рейтинг партий. Несуществующая партия «националистов» оказалась на втором месте после «Единой России», опередив коммунистов, ЛДПР и «Яблоко».
Здесь уместно вспомнить историю успеха украинской националистической партии «Свобода». На выборах в парламент в ноябре 2012 года, в которых участвовали 87 партий, «Свобода» оказалась в пятерке партий, прошедших в Верховную Раду – причем, с результатом именно 10%. Симптоматично, что партия пользуется поддержкой даже в Донецкой области, население которой традиционно негативно относится к идеологии украинского национализма. Ячейки «Свободы» имеются в райцентрах и небольших поселках – при том, что финансовый ресурс партии, на фоне конкурентов, довольно скромен.
Смогут ли добиться успеха русские националисты?
– Доля людей в России, поддерживающих националистическую идеологию – 10% избирателей – неизменна на протяжении вот уже 12 лет, и она не растет, – говорит лидер партии «Новая сила», профессор Валерий Соловей. – Есть два важных фактора, определяющих поведение этого электората. Во-первых, надо отдавать себе отчет, что ни одна партия в России, называющая себя националистической, Кремлем не будет зарегистрирована. Во-вторых – у нас уже есть зарегистрированные партии, которые на этот электорат могут претендовать: ЛДПР и партия «Родина». Поэтому на следующих думских выборах – как это было и раньше – националистический электорат растащат по разным партиям. В России, увы, нет ни одной политической силы, которая бы смогла его консолидировать и повести за собой.
«СП»: – К чему тогда ОП затевает свое исследование?
– Это элемент торговли страхом. Мол, вот, посмотрите – националисты пойдут в парламент. А что, ЛДПР у нас в парламенте не представлена?! Мне эти страхи смешны…
«СП»: – Почему не растет число сторонников национализма? – Люди у нас боятся открытой ассоциации с национализмом. Парадокс заключается в том, что при этом подавляющее большинство нашего населения придерживается позиции банального национализма. Они понимают важность этничности, две трети граждан испытывают ксенофобные чувства в отношении некоторых этнических групп. Другими словами, питательная почва для национализма в России есть.
На мой взгляд, задача российских националистов состоит в том, чтобы появились партия, которая реализует националистическую повестку, но при этом не называет себя националистической.
«СП»: – Есть ли шансы, что «замаскированная» партия с националистической повесткой появится к 2016 году?
– От чисто националистической повестки толку немного, повестка должна быть широкой – социальной и политической, националистические элементы должны лишь включаться в пакет. Что касается сроков – нынешняя Дума не сумеет доработать до 2016 года, это сегодня становится очевидным. Думаю, диспозиция политических сил в случае досрочного переизбрания парламента будет носить непредсказуемый характер. Именно к такому развитию событий Кремль сегодня готовится.
«СП»: – Хаос из-за досрочных думских выборов дает националистам шанс укрепить позиции?
– Не уверен. Досрочные выборы будут попыткой выйти из серьезного общенационального кризиса, но они же этот кризис лишь усугубят. А то, что будет происходить в хаосе, предсказать невозможно. Нельзя сказать, кто в такой ситуации возьмет верх.
«СП»: – Российский национализм может развиваться по украинскому сценарию?
– Нет, у нас с Украиной политическая ситуация совершенно разная. Украина формируется именно как национальное государство. Российская же власть пытается возродить на нашей территории странную, химеричную Евразийскую империю, в которой нет места национализму. С точки зрения Кремля, Россия – не национальное государство. Такая власть будет препятствовать всему, что связано не только с национализмом, но и с реализацией национальных интересов.
Шансы у националистов в России есть – причем, на мой взгляд, очень хорошие. Но, повторюсь, только в том случае, если они перестанут называть себя националистами и изменят повестку…
«Национальные партии – я бы не стал называть их националистическими – имеют очень неплохие электоральные шансы», – уверен и член Координационного совета оппозиции от националистовКонстантин Крылов.
– В силу специфической ситуации в стране, национальный вопрос сегодня стоит в России чрезвычайно остро, – говорит Крылов. – Причем, власть сама постаралась, чтобы укрепить сектор националистов. Так что появление национальных партий вполне возможно. Сразу нужно сказать: речь идет о партиях, которые не могут вызывать страха и ужаса у обывателя. Это будут легальные партии, которые станут заниматься исключительно политической борьбой за права русских.
«СП»: – Разве Кремль заинтересован в появлении таких партий?
– В Кремле находятся, может быть, люди плохие, но мыслят они достаточно ясно. Они прекрасно понимают, что при политике, которую они сами ведут – а другую, по ряду причин, они проводить не могут – националисты просто обречены на успех. Простите, а чего в Кремле ожидали после того, как создали, например, институт привилегированных народов – кавказских – на территории России? Или после того, как умножили количество мигрантов?! Неудивительно, что в настроениях населения появился национальный крен.
В Кремле сейчас задумываются, что делать, если ситуацию переломить не удастся (репрессивный план «А» также прорабатывается). Тогда власти придется приступать к плану «Б» и анализировать процессы, которые в Кремле считают вредными. Публикация исследования Общественной палаты в мае будет сигналом, приглашением элит к дискуссии по плану «Б». План этот подразумевает, в моем представлении, что националисты смогут взять большое число голосов на выборах, и Кремль вынужден заранее подумать о законных формах использования идей националистов. Один из ходов – использовать национальную риторику в рамках прокремлевских партий. Но возможны и другие ходы, которые элита будет обсуждать…
«Националисты попадут в парламент, только если Кремль ослабеет», – уверен вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин.
– Я считаю, что досрочных выборов Думы не будет, потому Общественная палата в своем исследовании и говорит о 2016 годе, – говорит Макаркин. – Чтобы распустить парламент, президенту нужно либо отправить в отставку правительство, которому этот парламент вынесет вотум недоверия, либо должна возникнуть ситуация, при которой Дума трижды отклонит трех кандидатов, предложенных президентом в премьеры. Все это сегодня маловероятные сценарии.
Что до участия в грядущих думских выборах националистов, думаю, ОП реалистично оценивает их потенциал. В этих оценках эксперты во многом отталкиваются от анализа деятельности партии «Родина». Напомню, в 2003 году умеренная националистическая «Родина» Дмитрия Рогозина иСергея Глазьева получила 9% голосов на выборах и прошла в Госдуму.
Сегодня запрос на партию, которая бы выражала национальную идею, в сочетании с идеей социальной справедливости, никуда не исчез. «Родина» образца 2003 года, к слову, такой и была. Например, она проповедовала идею отъема доходов у олигархов и передачу их народу путем распределения природной ренты.
Однако не стоит забывать, что проект «Родина» был создан в Кремле. Власть сама поставила у его руля конкретных политиков – которые в противном случае могли бы и не подняться – и обеспечила партии «зеленую улицу», в том числе в СМИ. Только благодаря этому националисты получили на выборах-2003 высокий результат.
Сегодня ситуация совершенно другая. Прежде всего, националисты раздроблены из-за внутренних разногласий и конфликтов. Конфликты эти носят как идеологический характер – например, обсуждается степень радикализма организаций, или позиция по отношению к православной церкви,– так и лидерский. Трудно представить, к примеру, что «Российского общенародного союза» Сергей Бабурин найдет общий язык с одним из лидеров националистического движения «Русские» Дмитрием Демушкиным.
Да и позиция Кремля по отношению к националистам двоякая. С одной стороны, идет формальное допущение в политическое пространство националистических партий из числа существовавших ранее. С другой, этих проектов слишком много, они слишком малочисленны и разрознены, чтобы стать успешными поодиночке.
В принципе, Кремль может при необходимости взять часть этих проектов под свою эгиду и предоставить им необходимые ресурсы. Это позволит ему получить значительную националистическую фракцию в парламенте, которая будет обязана поддерживать действующую власть. С другой стороны, перед глазами Кремля имеется опыт той же «Родины» – едва партия оказалась в Госдуме, то через очень короткий срок стала играть в собственную игру. Чем это закончилось, все хорошо знают – «Родину» развалили, а ее элементы включили в совершенно другой проект под названием «Справедливая Россия». Снова формировать националистическое движение, которое потом окажется неконтролируемым, Кремль не желает.
Да и среди самих националистов нет единого мнения, как относится к власти. Национал-демократы находятся в оппозиции Кремлю, тогда как «Российский общенародный союз» с властью сотрудничает. Даже среди отставных военных, которые традиционно настроены националистически, для одних образец – отставной полковник ГРУ Владимир Квачков, приговоренный судом к 13 годам колонии за попытку организации вооруженного мятежа, а для других – генерал-полковник Леонид Ивашов, который считает, что нынешняя власть лучше, чем оппозиция.
Словом, запрос на националистическую партию есть, есть и потенциальные избиратели, готовые за нее голосовать. Но внутренние конфликты в рядах националистов вряд ли позволят им в сформировать полноценную политическую силу. Только если в ближайшее время Кремль колоссально ослабеет, националисты получат реальный шанс попасть в парламент…
Андрей Полунин, СП