В США, в отличие от деятелей украинского "политикума", прекрасно понимают, что именно Украина является недостающим звеном будущего Евразийского союза, и чем более недееспособным будет это звено, тем меньше шансов у России построить действительно мощный политический организм, способный выжить в условиях тотальной войны и финансово-экономического беспредела. Понимают это и в России.
Однако цепная реакция украинского коллапса запущена, и чем скорее она достигнет своей логической развязки, тем меньше энергии потребуется от России на восстановление стабильности и порядка в ее юго-восточных областях. Жесткость политики Москвы в отношении Киева в этом плане может свидетельствовать только об одном - стремлении ускорить наступление неминуемого.
Обостряющаяся международная обстановка и заметное охлаждение отношений между Россией и Западом подстегивают дискуссии о будущем Украины, ее интеграционном маршруте. При этом само наличие какого-либо выбора становится для Киева все более иллюзорным. Речь сегодня идет не о том, куда украинский"политикум" решит в итоге интегрироваться, а о том - кто окажется в состоянии встроить потенциал Украины частично или полностью в решение собственных интегральных задач.
Попытки украинской элиты пролонгировать состояние псевдо-баланса между двумя полюсами - Москвой и Брюсселем - неминуемо ведут к очередной масштабной дестабилизации внутри самой Украины. Тенденции последних лет этот вывод только подтверждают.
Надо отметить, что во внешней политике украинская власть катастрофически опаздывает. Украина оказалась слишком крупной и богатой страной, чтобы эффективно балансировать интересы силовых центров. В условиях внутреннего идеологического раскола, "движение на Запад с оглядкой на Восток" - наиболее опасный и контрпродуктивный сценарий для страны. И именно по нему во многом вынужденно движется украинская элита.
Необходимо признать, что "оранжевая революция" 2004-2005 гг. уничтожила суверенитет Украины, оборвала естественный ход развития этой страны. Центральная власть была сметена, на ее место пришла власть региональных кланов. В результате, после"майдана" ни одна украинская власть не распространялась на всей территории Украины: Ющенко не воспринимался Донбассом, Янукович не управляет в полной мере Галичиной. Зоной перманентного опасного межнационального напряжения стал Крым.
С посадкой Юлии Тимошенко, старающейся занимать "центровую" позицию между этими идейными полюсами, украинский"политикум" оказался в штопоре опаснейшей поляризации - запад страны подминает под себя неофашисткая "Свобода".
Кризис власти на Украине отныне не ведет страну к фактическому расколу, а является его производной.
Правда в том, что украинская власть сегодня начисто лишена возможности проводить взвешенную внешнюю политику, осуществить суверенный выбор интеграционного курса, поскольку такой выбор дан лишь власти, контролирующей в полной мере всю страну.
Выразители идейного раскола Украины на фоне импотенции центральной власти переместились за последние годы из регионов непосредственно в сердце страны - ее парламент. Сегодня речь идет о том, что Верховная рада просто не в состоянии осуществлять нормальный законотворческий процесс и нуждается в роспуске. Сессии проходят под скандирования "Фашисты!"с одной стороны и "Говорите по-украински!" - с другой.
Власть Януковича, не будучи в состоянии добиться серьезной внешней поддержки, вынуждена все туже затягивать ремни внутри страны. В связи с этим растет напряжение как в широких слоях общества, так и внутри самой правящей Партии регионов.
Один из тех, кто внес значительный вклад в подрыв национального суверенитета Украины - экс-президент Виктор Ющенко. В сети Youtube размещен видеоролик (570 тысяч просмотров) - отрывок из передачи украинского телевидения, в котором Ющенко деловито описывает сценарий неминуемого финансово-экономического и энергетического коллапса Украины.
Экс-президент негодует по поводу того, что Украина покупает газ у России по несправедливо высокой цене и терпит ежегодно миллиардные убытки. Но при этом он обходит стороной предысторию вопроса. Что же в конце концов вынудило Россию вдруг начать строить обходные газопроводы - Северный и Южный потоки? Не транзитный ли шантаж самой Украины периода правления Ющенко?
Именно наступательная политика украинских властей в газовом вопросе в годы правления Ющенко-Тимошенко заставила Россию решать проблему газоснабжения Европы на стратегическом уровне, а стратегия, как известно, не подлежит одномоментному пересмотру, даже если этого сейчас требуют Янукович и Азаров.
Правда в том, что постмайдановская политическая элита Украины, в которую входит и сам Янукович, нанесла серьезнейший удар по энергетической безопасности собственной страны. ГТС Украины были использованы как политический рычаг против России, и сегодня у Москвы нет никаких гарантий, что следующие власти Украины (избранные, или пришедшие на волне нового "майдана") не разыграют эту карту вновь и вновь.
Запуск проектов Северный и Южный потоки, настойчивые попытки взять под контроль украинский газовый транзит, в том числе и путем ценового диктата - все это вынужденные контрмеры, призванные обеспечить полную независимость России (а на самом деле и Европы) от политического потенциала украинской ГТС в долгосрочной перспективе.
Но дело не только в газе. Украина в период правления Ющенко проводила внешнюю политику США, а не собственную. Активное движение к членству в НАТО (по сути, направленное на подрыв основ безопасности России), политическая поддержка военного противника России - Грузии в августе 2008 года, героизация фашистских пособников и попытки переиначить историю - вот те шаги Украины, которые видела Россия и была вынуждена реагировать на них.
Разрушая фундамент партнерства, угрожая безопасности соседнего государства - России, Виктор Ющенко в период своего правления рассчитывал строить с ней взаимовыгодные экономические отношения. Но так не бывает! Уже одно это смысловое преломление свидетельствует о том, что внешняя политика Украины в период его президентства не исходила из самих украинских интересов.
А какую политику в отношении России будет проводить скажем лидер украинских неофашистов Тягнибок? Или кто-то может гарантировать, что толпа не усадит его в кресло президента Украины, предварительно вышвырнув оттуда действующего?
У Виктора Януковича сегодня практически нет поля для маневра. Энергетика и финансовая система страны дышат на ладан. Оппозиция радикальна как никогда. Кризис европейской финансовой системы, получивший в эти дни мощнейший импульс из Кипра (на 1 января 2013 года Кипр оставался основным инвестором в экономику Украины), не оставляют ему иного разумного пути, как встроить потенциал Украины в стратегическую задачу построения Евразийского союза с Россией, Белоруссией и Казахстаном - интегрироваться в Таможенный союз как полноценное государство.
Но этот выход для Януковича закрыт в силу указанных выше внутренних причин. Круг замкнулся.
Украинской власти в этих условиях не остается ничего иного, как демагогически настаивать на своем евроинтеграционном курсе и говорить о будущем членстве в ЕС, тогда как сами европейские чиновники никаких внятных перспектив насчет Украины не озвучивали и озвучивать, по всей видимости, не собираются. Даже Польша в последние годы на сей счет предусмотрительно молчит.
Показательна в этом плане риторика Турции - действительно мощного кандидата на членство в ЕС, однако публично признающего, что в этот исторический период судьба самого ЕС висит на волоске, а идеологический и экономический базис рушатся на глазах, что делает вступление в него сомнительным для турецких интересов.
Одновременно Киев продолжает метаться в поисках альтернативного политического полюса и альтернативной же энергетической модели - рассчитывает на финансовую подпитку из Китая и строит в основном утопические варианты и маршруты газоснабжения.
20 марта Виктор Янукович заявил на встрече с заместителем госсекретаря США по политическим вопросам Венди Шерман, что"Украина настроена на дальнейшее развитие стратегических отношений с Соединенными Штатами Америки".
Но настроены ли на такое сотрудничество США? Стратегия американцев на всем евразийском континенте сегодня нацелена на создание все новых очагов управляемого хаоса. Оттуда же, где хаос уже бушует, они пытаются технично ретироваться, оставляя расхлебывать кашу своим геополитическим конкурентам - Китаю и России. Вашингтон не предпринимает практически никаких активных шагов по спасению тонущей Еврозоны, оставляя эту задачу полностью на шее Германии - такого же конкурента США на европейском континенте.
Надеждам Януковича на помощь и поддержку Вашингтона вряд ли суждено сбыться, а вот планомерная деятельность американцев по дестабилизации и развалу Украины имеет все предпосылки для успешного продолжения. Все, что им нужно в этом плане - это по возможности дольше сдерживать мощнейший потенциал интеграции четырех крупнейших экономик постсоветского пространства - России, Украины, Казахстана и Белоруссии, способный полностью видоизменить политическую карту Евразии. Именно против этого сценария столь яростно выступала госсекретарь США Хиллари Клинтон непосредственно до своей отставки.
В США, в отличие от многих деятелей украинского "политикума", прекрасно понимают, что именно Украина является недостающим звеном будущего Евразийского союза, и чем более недееспособным будет это звено, тем меньше шансов у России построить действительно мощный политический организм, способный выжить в условиях тотальной войны и финансово-экономического беспредела.
Понимают это и в России. Однако цепная реакция украинского коллапса запущена, и чем скорее она достигнет своей логической развязки, тем меньше энергии и средств потребуется от России на восстановление стабильности и порядка в ее юго-восточных областях.
Жесткость политики Москвы в отношении Киева в этом плане может свидетельствовать только об одном - стремлении ускорить наступление неминуемого. И в этом есть определенная логика, ибо дотационные, неуправляемые, а по сути враждебные западноукраинские территории новому евразийскому организму просто противопоказаны.
Виген Акопян, ИА REGNUM