Политолог Александр Бородай и писатель Николай Стариков о провале либеральных реформ и беспомощности российской оппозиции.
Александр БОРОДАЙ. Николай, попробуем поговорить о некоторых актуальных проблемах нашего дня. Начнем с оппозиции. Состоялся очередной Марш оппозиции. Теперь он был посвящён не попыткам свержения Владимира Путина с поста президента Российской Федерации, а социальным проблемам. Интересен ваш взгляд на происходящее.
Николай СТАРИКОВ. Во-первых, об организаторах Марша мне не хотелось бы говорить как об «оппозиции». Ибо есть действительная оппозиция, которая действительно хочет улучшить жизнь в стране и предлагает что-то конструктивное, а есть люди, которые работают борцами за все хорошее против всего плохого. Таких людей оппозицией я не хочу называть. Будем называть вещи своими именами, эти люди - «пятая колонна».
А.Б. Хорошо. Почему тогда эта «пятая колонна» вдруг озаботилась социальными проблемами нашего общества?
Н.С. «Пятая колонна» - величина несамостоятельная. Она была и есть в России с середины XIX века. Она является инструментом игры внутри страны наших геополитических соперников. Это рубильник, на который нажимают США и Великобритания, когда им нужно сделать России больно. И, соответственно, этот рубильник направляется в ту сторону, которая на сегодняшний момент актуальна. Вот были выборы в России. «Пятая колонна» нагнетала атмосферу - выборы нечестные. Заранее объявлялось: любой результат будет неверным. Любой!
А.Б. Мог ли быть тогда результат в их пользу?
Н.С.Заметим, что представители «пятой колонны» в выборах не участвовали. Поэтому варианта удобного для нее и быть не могло. Однако они подняли эйфорию и на ее волне выводили людей на улицы. Закончилась с миром тема выборов в Думу, началась тема - выборы Президента. Тут уже пытались устроить побоище в Москве. Можно переходить к следующему этапу: митинг в защиту задержанных, тех, кто кидал камнями в ОМОН. Сегодня «пятая колонна» провозгласила борьбу за горячую воду. Горячая вода – безусловно, вещь хорошая. Я думаю, что в России не найдется ни одного человека, который выступил бы против горячей воды. И каждый человек понимает: безобразие с ростом цен - недопустимо.
Но давайте посмотрим в корень проблемы. Откуда появились эти квитанции с безумными платежами, что вызывают справедливое возмущение граждан? Из реформ, что проводил Чубайс. Сначала он провел реформу государственной собственности. Государственная собственность попала в «эффективные» частные руки. Результат: часть перепродана, часть разрушена, что осталось - выведено в оффшор. Чубайс приступил к реформе энергетики. Результат тоже наглядный. Его видит каждый человек в квитанции, по которой он оплачивает счет за электроэнергию. Стоимость электроэнергии для предприятия в России дошла, а где-то и превзошла уровень цен за границей. Для чего это было сделано? Для того чтобы затормозить развитие промышленности. Добавим Центральный банк с его процентной ставкой – и можно спать спокойно. Промышленность в России не появится. Переходя к нашей злободневной реформе ЖКХ, скажем, и она – детище знакомых нам лиц. И эта реформа, как мы видим сегодня, полностью провалилась.
А.Б. Но Чубайс сегодня даже не у руля энергетики. Он занимается исключительно высокими технологиями, «РОСНАНО».
Н.С.С тем же успехом. Вы можете назвать хотя бы какой-нибудь прорыв в технологиях под руководством Чубайса?
А.Б. Не могу.
Н.С.Потому что задача Чубайса в «РОСНАНО» отнюдь не та, что декларируется во всеуслышание. Она лишь продолжение списка уже решенных ими задач. Задача пресловутой приватизации – передача через жуликоватые схемы собственности нашего государства на Запад. Что и было сделано. Задача реформирования энергетики – распродажа лакомые куски в иностранные руки. Что тоже было сделано. Посмотрите, кому проданы электростанции, гидроэлектростанции, энергетические мощности? В основном, западным концернам. А мы им платим.
А.Б. Но есть и наш, отечественный, крупный энергетик – Михаил Абызов. Министр, правда, так называемого Открытого правительства.
Н.С. Это Открытое правительство - полная ерунда. Никакая власть не может быть максимально открыта. Представьте себе открытое правительство во время Великой Отечественной войны. Кстати говоря, есть великолепный британский юмористический сериал «Да, господин министр». Первая серия сериала называется «Открытое правительство», где высмеивается оно как несусветная глупость. И, что особенно характерно, в начале серии британские политики – а это 1980-й год – стоят на балконе с белыми ленточками.
А.Б. Одна из последних идей господина Абызова и его правительства - открыть работу Рособоронзаказа. То есть все наши оборонные заказы, что выполняют предприятия ВПК, в том числе и частные, должны быть публичными. На мой взгляд, никакой разведки теперь не нужно.
Н.С.Политика - не настолько сложная вещь, чтобы ее не мог понять взрослый человек. Вот есть, например, министр сельского хозяйства. Понятен круг его обязанностей. Министр обороны. Тоже понятно, чем должен заниматься. А чем может заниматься министр открытого правительства? Это что-то абстрактное, за которым скрывается муть. Они апеллируют к Западу, но вы видели на Западе таких министров? Разве что в фильмах: идет военное совещание, герои фильма - прохожие, пассажиры с детьми, инвалиды, руководители армии - все обсуждают на равных, что им делать.
Оппозиция превратилась в комиссию партийного контроля при КПСС. Эта комиссия строго следила, в частности, за нравственным обликом коммунистов. Была органом внутреннего «очищения» рядов. Так вот, чем сегодня занимается «оппозиция» или, как я говорю, «пятая колонна»? Выискивает недвижимость у членов других партий, проверяет, правильно ли были выполнены диссертации десять лет назад… То есть помогает партиям самоочищаться. Это, конечно, хорошо и правильно. Спасибо, как говорится.
А.Б. То есть, выполняет полезную социальную функцию. Волков, если угодно. Скажем лучше, шакалов. Хотят снова «отнять и поделить»?
Н.С. Нет, «отнять и поделить» они не хотят, потому что у них же самых все отнимут. Люди они не бедные. В восьмилетний лозунг о том, что Путин должен уйти, они пытаются вплести теперь какую-то свою политическую актуальность. Вчера о горячей воде молчали, сегодня – заговорили.
А.Б. Надо отдать им должное, отчасти они правы. Путин – глава государства, он в ответе и за все плохое и за все хорошее.
Н.С.У нас в стране за все отвечает глава страны, тогда как в других странах оказываются виновными конкретные чиновники. Взять хотя бы скандал вокруг Стросс-Кана. Никто же обвинял Николя Саркози в том, что один из кандидатов на пост президента Франции с горничными шашни водит.
А.Б. Там история сложная.
Н.С. Как бы то ни было, оппозиция, главная цель которой заставить одно лицо оставить свой пост – не оппозиция. Это инструмент нанесения этому лицу травмы, моральной или информационной. Не может оппозиция бороться против одного человека, ничего не предлагая взамен. А вот «пятая колонна» может. Потому что «пятая колонна» - всего лишь инструмент. Позвонили из американского посольства, пригласили на чаепитие, объявили повестку дня.
Обратите внимание, на кого сегодня обращены информационные атаки. На Павла Астахова. Почему же оппозиция попыталась нанести по нему такой мощный информационный удар? Потому что Астахов своей деятельностью мешает американцам усыновлять детей. Значит, удар надо сосредоточить по Астахову.
Борис Немцов в свою очередь открывает интернет-голосование, призывает «совестливых блоггеров» объявить бойкот депутатам, у кого есть недвижимость за рубежом. Один из них прямо сказал в интервью «Новой газете», что нам («совестливым блоггерам») дают наставление: имущество у депутатов, министров-либералов не искать. Зачем?
А.Б. Зачем своих выбивать из строя? Ваше отношение к недвижимости чиновников за рубежом?
Н.С. Я лично считаю, что у государственных чиновников не должно быть никаких вилл за рубежом. На нашем Черном море, пожалуйста. В крайнем случае, в Крыму, на Украине. Потому что рано или поздно мы с Украиной все равно войдем в единое геополитическое пространство, и эта вилла будет в наших надежных руках.
А.Б. Будем надеяться. Хотя перспективы весьма отдаленные.
Н.С. Нет, это неизбежно. Я еще раз хочу подчеркнуть: речь идет не о том, чтобы разорвать Украину на части и вернуть Крым, который Хрущев по каким-то причинам отдал. Речь идет о том, чтобы восстановить единое геополитическое пространство. Народ Украины – это часть нашего народа, это - один народ. Украина и Россия - это одна страна.
А.Б. Воссоединение единого великого народа, который включает в себя и великороссов, и белорусов, и украинцев – необходимость, если мы хотим быть великой страной. Но, если говорить все-таки о «пятой колонне», то сегодняшняя её активность является последними судорогами или продолжение будет? Ждёт ли «пятую колонну» хоть какой-то успех? И в каком случае?
Н.С.Мы это поймем, если перейдем в область медицины. В каждом здоровом организме всегда есть микробы, вирусы. Например, вирус, который в виде герпеса появляется на губах. Однажды человек заражается этим вирусом и как только организм ослабевает - зараза выскакивает. Вот так и с «пятой колонной». Россию заразили этой болезнью один раз, в середине XIX века, и с тех пор при каждом ослаблении государственного организма на государственных губах выскакивает герпес. Вы спрашиваете: что будет? Исчезнет ли этот вирус? Конечно, нет. Мы заражены. Полное излечение, наверное, невозможно. Но для того, чтобы вирус «пятой колонны» дремал, государство должно быть сильным.
zavtra.ru