Хорошие новости. Выступая на пресс-конференции по завершении саммита Украина-Евросоюз, президент Янукович заявил, что украинская сторона отвергает все претензии Газпрома по поводу недобора контрактных объемов газа, а также о том, что украинская трубопроводная система продана не будет.
Таким образом, все обсуждавшиеся довольно длительное время планы создания двух или трехстороннего консорциума по управлению украинской ГТС, вероятно, так и не будут реализованы.
Неделей ранее украинский парламент, работа которого была до этого заблокирована оппозицией, собрался на заседание ради обсуждения единственного вопроса. На голосование было поставлено заявление о безальтернативности курса на европейскую интеграцию, которое в результате было принято. Причем голосовали «за» единодушно как представители правящей Партии Регионов, так и оппозиции. Похоже, что на данном этапе все разговоры о присоединении Украины к Таможенному Союзу, как и планы совместного использования газотранспортной системы (вместо дорогостоящего и невыгодного ни одной из сторон строительства обходных маршрутов) оказались разом перечеркнуты. Что же хорошего, спросите вы? Для понимания того, как же следует воспринимать эти события, представим себе обратную ситуацию. На трибуне саммита президент Украины, но фамилия его на этот раз не Янукович, а, скажем, Тягнибок (лидер бандеро-фашистского объединения «Свобода», прошедшего на последних выборах в Раду). Особого преувеличения тут нет, - любой оппозиционный деятель, который может сменить в 2015ом году нынешнего президента, окажется в любом случае немножко Тягнибоком. Саммит, в котором этот воображаемый президент Украины принимает участие, - не с руководством Евросоюза, а совещание глав четырех государств - России, Белоруссии, Казахстана и Украины. И слова, которые произносит на саммите этот украинский руководитель, совсем не похожи на последние речи президента Януковича. Он, как это ни странно, заявляет, что Украина готова вступить в Таможенный Союз, а также, что соглашение с Газпромом о создании двухстороннего консорциума по управлению украинской газотранспортной системой достигнуто. Самое интересное, однако, не в этом. Интеграция - интеграцией и труба - трубой, но задача построения жесткого этнократического государства при этом не снимается с повестки дня. Напротив, в Киеве устанавливается памятник Бандере, русские повсеместно вытесняются из органов власти, а русский язык - из всех сфер жизни, но главное наш воображаемый президент приступает к решению задачи «сшивания страны», ликвидации различий между Востоком и Западом Украины. И делает он это, массово переселяя жителей Западной Украины на Восток, с одновременным вытеснением миллионов русскоязычных жителей этих регионов в Россию. При этом российское руководство, удовлетворенное тем, что экономическая интеграция продвигается вперед, а бизнес-интересы Газпрома соблюдены, взирает на судьбу соотечественников и ликвидацию «русской» половины Украины со стойким равнодушием. Тем из читателей, кто подумал сейчас о том, что нарисованная картина - бред больного воображения, и такого в принципе не может быть, отвечу. Такое не просто может быть, но уже есть и давно не является новостью. Речь, правда, не об Украине. Все вышеописанное происходит в другой стране, с которой Россия связывает интеграционные устремления, - в Казахстане. За годы независимости доля русского населения в нем упала более чем на 40% (с 6,2 до 3,7 миллионов человек) и продолжает стремительно сокращаться. Около двух с половиной миллионов русских покинули Казахстан с 1991 года. Это больше чем каждый третий. Причины исхода практически не связаны с экономической ситуацией в стране, которая за последнее десятилетие заметно улучшилась. Между тем, отток русского населения не прекратился - с 2000 года более полумиллиона человек. Так было. Как будет? Удивляться не приходится. Сфера применения русского языка сужается, русские практически полностью вытеснены из органов государственной власти, особенно на местах. Значительное влияние на изменение демографической ситуации в Казахстане оказала также специальная программа переселения в Казахстан этнических казахов, проживающих в сопредельных государствах - Китае, Монголии, Узбекистане и некоторых других. Более миллиона этих, так называемых «оралманов» переселились в Казахстан с момента начала программы. И хотя задача интеграции сильно отличающихся по своей культуре и менталитету переселенцев оказалась не проста, свой вклад в дело замещения выехавшего (а точнее выдавленного) из страны русскоязычного населения они внесли. Самые драматические для русской общины Казахстана изменения произошли на севере страны, где русскоязычное население находилось до недавних пор в большинстве. Центр северного Казахстана, - бывший город Целиноград превратился в столицу страны Астану. Доля русского населения в нем сократилась более чем вдвое, с 54% в 1991 до 23% сегодня, в то же время доля казахов выросла в 4 раза (с 17% до 67%). Сложившаяся на момент распада СССР ситуация, когда в Казахстане существовал преимущественно казахский Юг и преимущественно русский Север, на сегодняшний день осталась в прошлом. Нужно сказать, что в отличие от Украины, воинствующей антирусской пропаганды в Казахстане сегодня не ведется. Однако государственная политика по отношению к русским на деле оказалась вполне в духе того, что предлагают сейчас на Украине самые крайние националисты. Региональные различия были ликвидированы с помощью жесткого оттеснения представителей «нетитульных» национальностей от рычагов власти и создания побудительных мотивов к их массовому выезду в Россию. Которая, кстати сказать, все эти годы взирала на построение жесткого этнократического государства в Казахстане и исход миллионов соотечественников с полным равнодушием. Поднимать эту тему до сих пор считается дурным тоном. Мы же, понимаете, строим с Казахстаном Таможенный Союз, который, как считается, является шагом к дальнейшей, еще более глубокой евразийской интеграции... Имперская политика, не содержащая, правда, ровным счетом ничего имперского, и интеграция, которая на деле является ширмой для дальнейшего разрушения того, что осталось от единого государства. Вся национальная политика внутри России, а также интеграционные проекты на территории бывшего СССР сводятся сегодня, по сути, к одной неизменной формуле. Дано: территория находящая (для примера) внутри российских границ, на которой русские составляют половину населения. Требуется: добиться управляемости этой территории и сохранения ее в составе РФ. Как решить такую задачу? Нет ничего проще. Необходимо найти какого-нибудь местного феодала, такого себе бая или хана и договориться с ним на основании предоставления преференций, будь то прямые бюджетные вливания или предоставление особых прав, о сохранении внешних признаков лояльности. На выходе через несколько лет получим уменьшение доли русского населения (в результате его планомерного выдавливания), рост экстремизма, распространение ваххабизма, и даже вспышки террора, и все это при одновременном росте аппетитов местной феодальной верхушки. Для сохранения видимости лояльности, пряников - денег и полномочий - им требуется с каждым годом все больше. Другой пример. Имеем соседнее постсоветское государство, где половина населения русскоязычные, а вторая половина очень близка нам по культуре и менталитету. Как вовлечь такое государство в орбиту интеграции? Естественно! Сначала договориться с местным ханом, а потом закрыть глаза на то, как он планомерно выкорчевывает все реальные предпосылки единства подвластной ему территории с Россией. Ко всем бедам нынешний хан еще и не молод, и неизвестно как на договоренности, достигнутые с ним, посмотрит его преемник. Все предпосылки для отказа от них, по сути, уже созданы. Но вот наша замечательная схема начинает давать сбои. Имеем государство Украину, где половине населения вообще не нужно объяснять выгоды и естественные предпосылки единства, еще треть в принципе можно убедить, и лишь оставшаяся пятая часть будет в любом случае враждебна России. Как в данном случае решить задачу интеграции? Опять идти к местным феодалам, иначе ведь не умеем... Но тут незадача. Они не хотят. Категорически. То ли по причине несамостоятельности, то ли по глупости, но они отказываются раз за разом. Ни один из предлагаемых пряников их не прельщает, а с кнутом (который и является настоящим имперским инструментом, см. пример тех же США) Россия разучилась обращаться. Стоит ли расстраиваться оттого, что эта повсеместно применяемая внутри страны и за ее пределами программа на сей раз не сработала? Она изначально порочна и не имеет ничего общего с реальным государственным (и уж тем более имперским) строительством. Ее продолжение может гарантировать лишь одно - в недалеком будущем новый виток разрушения единства внутри страны и по периметру ее границ. Этот новый виток на самом деле уже начался, - прежде всего, конечно, на Северном Кавказе, но также и в Поволжье. Ваххабизм, при молчаливом попустительстве большинства местных феодалов, продолжает распространяться. Русские продолжают покидать Кавказ. Этот процесс уже вовсю идет на Ставрополье, в национальных автономиях он близок к завершению. Каковы могут быть последствия? Несложно представить. Пряничный феодализм начинает терпеть поражение не только внутри страны, и не только на украинском направлении, но и в отношении других стран СНГ. Интересная в этом плане ситуация сложилась в Средней Азии. Год за годом получая от России преференции в виде трудоустройства миллионов своих подданных, узбекский президент Каримов благополучно вывел свою страну из ОДКБ, развернул военное сотрудничество с США и уже готовится принять выводимые из Афганистана войска НАТО. Таким образом, реализуется план экспорта афганской нестабильности в Среднюю Азию. При этом Россия оказывает прямую материальную поддержку одному из участников этого процесса! Учитывая поведение лидеров соседних Таджикистана и Киргизии, можно смело предположить, что никаких препятствий для реализации сценария «арабской весны» в Средней Азии не предвидится. Проба пера в виде организации вооруженного мятежа в Андижане в 2005 году уже была проведена. Чем такое развитие событий может грозить России, учитывая тысячекилометровые открытые границы и миллионы мигрантов?.. Возвращаясь к украинскому вопросу, можно сказать, что российской власти с каждым разом все сложнее договариваться со своими собственными, российскими олигархами. Значительная их часть стоит на открыто антигосударственных позициях. Никакого договора, никакой даже рыхлой и непрочной интеграции с олигархами украинскими и отражающей их интересы украинской властью не будет. Бывший СССР - как большое предприятие, приватизированное по частям. С теми, кто все эти годы резал его оборудование на металлолом, разговаривать о судьбе предприятия в целом бессмысленно. Никакие посулы или подачки не помогут. Это, кстати, относится прежде всего к самой России. Новой лоскутной империи на основе сговора с олигархами и местными феодалами, с одновременным принесением в жертву интересов народа, прежде всего русского, построить не удастся. Она рухнет раньше, чем будет создана. На этой гнилой основе не сохранить даже целостность нынешней РФ. Сегодняшняя формула постсоветской интеграции - это попытка создать «союз тех, кто разрушал и грабил». Проблема в том, что никакой союз, даже самый непрочный, им, на самом деле, не нужен. Национально-феодальные кланы себя и так неплохо чувствуют. Для продолжения грабежа есть все условия. Воссоздание не рыхлого, лоскутного объединения, а настоящего, единого государства на большей части территории бывшего СССР возможно только в виде реванша тех, кто был ограблен и лишен своей страны. Однако к ним, то есть к нашему народу, ни внутри нынешней России, ни за ее пределами, за все годы, прошедшие с момента развала Союза, еще никто не обращался. Пока народ продолжает ждать и надеяться. Дождется ли? Михаил АНДРЕЕВ, |