политолог, хорунжий станицы Атаманской РКО ВКО «Всевеликое Войско Донское», координатор движения «Донбасс за Евразийский Союз» Интернациональной России ОНФ Бредихин Антон Викторович
Кризис Евросоюза, Европы как таковой, заставивший нас вновь заговорить о «закате Европы», который так красочно описал Освальд Шпенглер, никак не относим к процессам, происходящим на постсоветском пространстве. Если на Западе вновь идет возвышение Германии, а все остальные страны вынуждены признать свою экономическую зависимость от Берлина, чем, кстати, и объясним бегство из ЕС Великобритании, то на Востоке идут процессы формирования реально равноправного интеграционного объединения государств – Евразийского Союза.
Процесс его становления формируется на самых различных факторах, однако хотелось бы уделить внимание тематике, не затрагиваемой исследователями и экспертами. Казачество – главный пассионарный актор Евразии, может вполне выступить тем колоссом, благодаря которому строительство ЕАС может только ускориться. И здесь можно выделить несколько способствующих этому элементов:
Во-первых, казаки исторически, еще со времен Средневековья выступали фронтиром между двумя цивилизациями: православной и мусульманской. «Воины Христовы» — именно так их именуют исторические источники. Однако, защищая братьев по Христу, совершая набеги на Стамбул-Царьград, в мирное время они вели торговые отношения с землями Османской империи и очень тесно контактировали с миром ислама. Мирно жили с мусульманами станицы Татарской на Дону, создавали мусульманское Башкиро-Мещерякское казачье войско. Мусульмане составляли значительную часть Уральского и Оренбургского казачьих войск. Историк-декабрист В. Сухоруков, говоря о красоте донских казачек, писал: «Представьте красавиц роскошной Азии, смешанные вместе черты черкешенок, турчанок, татарок, русских - и тогда получите общее понятие о красоте обитательниц Дона». Да и сейчас в целом ряду древних донских казачьих родов просматривается тюркский элемент: Бурхановы, Болдыревы, Машлыкины, Сариновы, Алимовы, Будановы, Манякины, Зембулатовы, Байбаевы и т. д. без конца. Да и не забудем про легендарного атамана Сары-Азмана – «рыжего турка».
Во-вторых, именно казачество стало той силой, благодаря которой росла и становилась великой державой Россия. Как говорил об этом Л.Н. Толстой «граница родила казачество, а казаки создали Россию». Освоение Сибири Ермаком, присоединения Русской Америки – Аляски, вхождение Кавказа, походы на Персию и Османскую империю, война с Наполеоном – ведь кто разгромил непобедимую армию «о двунадесяти языках» и брал Париж? Казаки чуть было не дошли до Индии, зато позднее отличились в войне с японцами в Манчжурии, 1904 года под Юдзятунем, 1905 года у Цаудиапа и других битвах. С увеличением и усилением России, шел и процесс появления новых казачьих войск: Яицкое, Исецкое, Оренбургское, Терское, Сибирское, Забайкальское, Кубанское, Астраханское, Волжское, Семиреченское, Амурское, Уссурийское.
В-третьих, на постсоветском пространстве именно казачество стало одной из наиболее широко представленных тенденций этнокультурной идентичности. Возрождается казачество на территории исторического проживания в Российской Федерации с принятием ряда законов о его статусе, в том числе и закона о государственной службе российского казачества ФЗ от 05.12.2005 № 154-ФЗ. Фактическое объявление Украины «козацкой державой», а Президента страны гетманом с утверждением в качестве символа госвласти гетманской булавы. Активное участие казаков в урегулирование молдаво-приднестровского, грузино-южноосетинского и грузино-абхазского конфликтов. Казаки Армении и Прибалтики. Казачьи общества есть и в государствах уже однозначно определившихся с вектором евразийской интеграции: Белоруссии, Казахстане и Киргизии. А ведь до сих пор слабораскрытым потенциалом обладают и казаки – потомки белоэмигрантов, расселившихся из Манчжурии и Балкан по всему миру: Европе, Австралии, Северной и Южной Америке. Но при этом они стараются сохранить и передать своим потомкам связь со ставшей для них далекой Родиной – Россией.
Сейчас, по истечению «бурных» 90-х и стабильных «нулевых», постсоветское пространство стоит на пороге создания нового интеграционного проекта. Он не будет выступать конкурентном Европейского Союза, а наоборот, совместно с ним сформирует единое пространство «от Лиссабона до Владивостока», как об этом уже писал Президент РФ Владимир Владимирович Путин. И в этом, новом интеграционном образовании – Евразийском Союзе, казачеству, как силе имеющей исторический, культурный, цивилизационный опыт интеграции на обширных пространствах Евразии должна быть отведена достойная роль в качестве одного из столпов объединяющего проекта.