Русское Движение

Казаки в евразийском проекте

Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 

политолог, хорунжий станицы Атаманской РКО ВКО «Всевеликое Войско Донское», координатор движения «Донбасс за Евразийский Союз» Интернациональной России ОНФ Бредихин Антон Викторович

Кризис Евросоюза, Европы как таковой, заставивший нас вновь заговорить о «закате Европы», который так красочно описал Освальд Шпенглер, никак не относим к процессам, происходящим на постсоветском пространстве. Если на Западе вновь идет возвышение Германии, а все остальные страны вынуждены признать свою экономическую зависимость от Берлина, чем, кстати, и объясним бегство из ЕС Великобритании, то на Востоке идут процессы формирования реально равноправного интеграционного объединения государств – Евразийского Союза. 

Процесс его становления формируется на самых различных факторах, однако хотелось бы уделить внимание тематике, не затрагиваемой исследователями и экспертами. Казачество – главный пассионарный актор Евразии, может вполне выступить тем колоссом, благодаря которому строительство ЕАС может только ускориться. И здесь можно выделить несколько способствующих этому элементов:

Во-первых, казаки исторически, еще со времен Средневековья выступали фронтиром между двумя цивилизациями: православной и мусульманской. «Воины Христовы» — именно так их именуют исторические источники. Однако, защищая братьев по Христу, совершая набеги на Стамбул-Царьград, в мирное время они вели торговые отношения с землями Османской империи и очень тесно контактировали с миром ислама. Мирно жили с мусульманами станицы Татарской на Дону, создавали мусульманское Башкиро-Мещерякское казачье войско. Мусульмане составляли значительную часть Уральского и Оренбургского казачьих войск. Историк-декабрист В. Сухоруков, говоря о красоте донских казачек, писал: «Представьте красавиц роскошной Азии, смешанные вместе черты черкешенок, турчанок, татарок, русских - и тогда получите общее понятие о красоте обитательниц Дона». Да и сейчас в целом ряду древних донских казачьих родов просматривается тюркский элемент: Бурхановы, Болдыревы, Машлыкины, Сариновы, Алимовы, Будановы, Манякины, Зембулатовы, Байбаевы и т. д. без конца. Да и не забудем про легендарного атамана Сары-Азмана – «рыжего турка».

Во-вторых, именно казачество стало той силой, благодаря которой росла и становилась великой державой Россия. Как говорил об этом Л.Н. Толстой «граница родила казачество, а казаки создали Россию». Освоение Сибири Ермаком, присоединения Русской Америки – Аляски, вхождение Кавказа, походы на Персию и Османскую империю, война с Наполеоном – ведь кто разгромил непобедимую армию «о двунадесяти языках» и брал Париж? Казаки чуть было не дошли до Индии, зато позднее отличились в войне с японцами в Манчжурии, 1904 года под Юдзятунем, 1905 года у Цаудиапа и других битвах. С увеличением и усилением России, шел и процесс появления новых казачьих войск: Яицкое, Исецкое, Оренбургское, Терское, Сибирское, Забайкальское, Кубанское, Астраханское, Волжское, Семиреченское, Амурское, Уссурийское.

В-третьих, на постсоветском пространстве именно казачество стало одной из наиболее широко представленных тенденций этнокультурной идентичности. Возрождается казачество на территории исторического проживания в Российской Федерации с принятием ряда законов о его статусе, в том числе и закона о государственной службе российского казачества ФЗ от 05.12.2005 № 154-ФЗ. Фактическое объявление Украины «козацкой державой», а Президента страны гетманом с утверждением в качестве символа госвласти гетманской булавы. Активное участие казаков в урегулирование молдаво-приднестровского, грузино-южноосетинского и грузино-абхазского конфликтов. Казаки Армении и Прибалтики. Казачьи общества есть и в государствах уже однозначно определившихся с вектором евразийской интеграции: Белоруссии, Казахстане и Киргизии. А ведь до сих пор слабораскрытым потенциалом обладают и казаки – потомки белоэмигрантов, расселившихся из Манчжурии и Балкан по всему миру: Европе, Австралии, Северной и Южной Америке. Но при этом они стараются сохранить и передать своим потомкам связь со ставшей для них далекой Родиной – Россией.

Сейчас, по истечению «бурных» 90-х и стабильных «нулевых», постсоветское пространство стоит на пороге создания нового интеграционного проекта. Он не будет выступать конкурентном Европейского Союза, а наоборот, совместно с ним сформирует единое пространство «от Лиссабона до Владивостока», как об этом уже писал Президент РФ Владимир Владимирович Путин. И в этом, новом интеграционном образовании – Евразийском Союзе, казачеству, как силе имеющей исторический, культурный, цивилизационный опыт интеграции на обширных пространствах Евразии должна быть отведена достойная роль в качестве одного из столпов объединяющего проекта.