Откуда «рОгы» растут так, что повсюду видно
Приближается Масленица, и в городе (казалось бы) Львове вновь запылают сельские языческие «дідухи», как это было на Рождество Христово. Впрочем, последние Святки были отмечены там еще и огромным и шумным и ментально неприятным скандалом с хваленым «першим українським» пивом (которое – «первое» – было вообще-то польским от немецкого пивовара). Напомним, гуманитарный советник президента Виктора Януковича Анна Герман недавно публично возмутилась использованием религиозных символов в рекламе пива «Львовское рождественское».
«Такой зачин, который идет из Львова – города, который всегда назывался духовной столицей Украины, является чрезвычайно вредным и недопустимым», – заявила она.
Насчет «всегда считался» Анна Николаевна, мягко говоря, приукрасила. Хотя где-то с конца 60-х у части советской интеллигенции действительно распространилось представление о Львове как некой культурной Мекке (образованщина ошибочно ассоциировала бывшую польскую провинцию с вожделенной Европой, а еще недавно крестьянское население городов этой провинции – с носителями «европейского духа»).
На переломе 80-90-х, когда львовская «спільнота» дала новый толчок движению «Геть від Москви» к пусть хуторянской, но своей культуре, Галичину стали называть «украинским Пьемонтом». Официально статус «культурной столицы Украины» главный город «Пьемонта» получил в 2009 году, когда соответствующее решение приняли Национальный общественный совет по туризму и курортам совместно с Министерством культуры и туризма.
Насколько же обоснованы претензии галичан на роль гуманитарных советников не только президентов, но и прочего населения Украины? Оказывается, требовательны жители прикарпатских городов не только к остальной – «несвидомой» – Украине, но и к своим – «понаехавшим» из окрестных сел. Во Львове последних называют «рогулями». «Есть такое хорошее львовское словечко, – поясняет местный литератор Юрий Винничук. – Во Львове рогулями называли жителей пригорода, которых от города отделяли рогульки, рогатки или же шлагбаумы на дорогах. Въезд на телегах в город разрешался только ночью, а на рассвете, продав свой товар перекупщикам, крестьяне и жители предместий покидали город. Итак, рогулями были простые необразованные люди, и когда кого-то хотели охарактеризовать как человека недалекого, то называли рогулями».
Сегодня Винничук с горечью обнаруживает признаки проникновения рогулизма в городскую среду: «Настоящий львовянин… никогда не станет петь народные песни под памятником Шевченко средь бела дня в воскресенье. Это не по-львовски, не по-городски».
По мнению рокера Тараса Чубая (известного, правда, только одной песней, и той – чужой), «рогулизм – это проявление самоуверенной малокультурности»: «Дух Львова выветривается из Львова именно потому, что осталось слишком мало настоящих львовян, которые могут ценить этот город как город, в котором жили их предки... Фактически Львов сегодня населяют бывшие крестьяне, которые, к сожалению, утратили сельское лицо и не приобрели городского».
Директор Львовского театрального фестиваля Ярослав Федоришин уверен, что «рогулизм прогрессирует»: «Культурному человеку иногда просто страшно становится во Львове… Поэтому культурные люди во Львове немного «потерялись». На обочину отошли».
«Мещане стали смешными, они так комично выглядят, передвигаясь любимым городом… Их туфли промокшие и ноги, пожалуй, смердят», – предполагает писатель Тарас Прохасько.
По наблюдениям основателя «Незалежного культурологічного часопису «Ї» Тараса Возняка «сущность многих львовян» выдает место провождения ими выходных и праздников: «Большинство едут в село, к родителям, помогают им на огородах. Пуповина этих львовян – не во Львове». Истинные горожане, справедливо полагает Возняк, «не плюют себе же под ноги и не сорят в своих же подъездах».
Редактор ежегодника «Україна модерна» Ярослав Грицак считает, что «образ Львова как европейского города, присутствующий в сознании его жителей, скорее является декларативным, ностальгической реконструкцией золотого века, а не отражением новых европейских ценностей».
Как видим, корень зла львовские интеллектуалы видят «во вновь прибывших», которые оттерли неких истинных «граждан своего города» на обочину. Но кто эти – «истинные», если учесть, что до «ненавистного» Пакта Молотова–Риббентропа город четыре с половиной столетия был польским и еще полтора столетия – польско-австрийским?
По переписи населения 1931 года во Львове проживало 63,5% поляков (198 212 чел.), 24,1% евреев (75 316 чел.) и только 12% коренного галицийского населения, из которого 3,5% самоидентифицировались как русины, и лишь 7,8% приходилось на украинцев (лишь 24 245 чел. на трехсоттысячный город!).
Некто доктор Владимир Огоновский докладывал статистической комиссии львовского «Наукового Товариства ім. Шевченка» на заседании оной 27 января 1938 года следующее: «Щодо фахів, то в інтелігентських фахах Поляки сильно випереджують інших, але зате в промислі не досягають своєї пересічної, а в торговлі остають дуже позаду. Жиди опановують торговлю дуже сильно та досить сильно промисл, як також дуже сильно вільні інтелігентські фахи. Мало між Жидами фізичних робітників, але багато тих, що не наймають… Дальше при професійнім і соціяльнім поділі населення Львова не переведено національної сегрегації лише конфесійну, тому мусимо ототожнювати Українців з греко-католиками. Отже Українці у Львові це головно молодий, вільний, напливовий, не дуже грамотний, переважно робітничий елемент. На 30.000 усіх Українців і Українок (как видим, с украинцами Огоновский отождествляет всех униатов, хотя это неверно, – Д.С.) що заробляють у Львові, є 9.700 слуг, 2.000 сторожів, 1.400 нефахових робітників і 9.000 фахових робітників і ремісників, головно термінаторів. Поза домашною прислугою Українці ніде не мають відносно великого числа, а щодо 11% в торговлі, то там на 4.000 Українців половина сторожі, так, що уділ Українців у торговлі куди менший, ніж на перший погляд виказує статистика. Про інтелігентські фахи нема що говорити. Ще в промислі українське робітництво та ремісництво грає деяку ролю, але як наймана сила».
Следовательно, украинским Львов (как и прочие галицийские города) сделал не кто иной, как «тиран украинского народа» Иосиф Сталин – изгнав поляков (евреев совместными усилиями уничтожили бандеровцы и гитлеровцы) и заселив вышеупомянутым «наплывным» (из села) «не очень грамотным» элементом. Выходит, «истинные горожане», по которым тоскуют сегодняшние львовские интеллектуалы, – те же «понаехавшие». Со всеми вытекающими. То есть с врожденным рогулизмом, который в советские времена сдерживался высокой планкой общественного порядка и постепенно вытравливался ВУЗами, укомплектованными профессорско-преподавательским составом с «большой Украины». Не успели. Ибо, как известно, интеллигентами становятся в третьем поколении.
Так что премного обманывается замечательный ивано-франковский блоггер Виталий Колтовский, вспоминая абитуриентские дни во Львове: «Місяць вступних іспитів був місячником щастя, дотиком до незрозумілої, неповторної монументальності, яка п’янила і заворожувала. За кам’яними стінами не могли жити звичайні люди, так не буває. Там жили львів’яни… Навіть після закінчення навчання ми не стали повністю міськими. …Місто тепер інше, бо ми залишились жити в ньому. Ми його зіпсували. Щоденно чуючи мати на вулиці, переступаючи через розкидане сміття, об’їзжаючи запарковані в неположених місцях авто, я зле проціджую крізь зуби: «Село».
Та злість та скоріш на себе. Треба визнати: ми самі винні. Ми забрали найкраще з села і не зробили кращим місто. Ми все зіпсували. Найгірше з міста ми привезли в село. Ходаки стали рогулями: це все, чого ми досягнули. Наші діти побудували нове місто. Велич сірого каменю вони замінили африканською строкатістю, дерев’яні вікна згоріли в пластиковій вакханалії, металеві огорожі з’їла цегляна іржа. Нема навіть в кого просити вибачення. Навкруги немає городян. Навкруги тільки ми. Пробачте нас, сучасні мега-села Львів, Івано-Франківськ, Тернопіль… Якщо зможете».
Зря себя гложете, Виталий. Не вы сделали его селом. А те, кто в начале 90-х выдавил из города квалифицированный персонал (то есть носителей городской культуры). Происходило это не только с помощью прямых угроз и шантажа (как в случае с моим хорошим знакомым, ставшим весьма успешным художником и поэтом-переводчиком в одной из европейских стран). Обратимся к воспоминаниям культового московского ди-джея Qzzaargh’a (более известного как Сергей Кузьминский – лидер «Братів Гадюкіних»).
«Кузя, что ты думаешь о своем родном городе, о Львове, после того, как взглянул свежим взглядом?», – спрашивал его, побывавшего после долгого перерыва в родном городе, писатель Владимир Нестеренко. «Больная тема для меня, кстати… Не хочется мне обижать людей, которые там сейчас живут. Они и сами понимают, что Львов переживает не лучшие времена. И лишний раз тыкать им это как-то некорректно, что ли. А те, которые этого не понимают – так этим вообще бесполезно что-либо говорить. Но, конечно, жалко. Жалко всех этих милых львовских придурков – художников-поэтов-музыкантов и просто прибацаных (в оригинале другой эпитет, но я, где возможно, позволил себе немного видоизменить ненормативную лексику – думаю, сегодня меня покойный Сергей простит. – Авт.). Кто успел – свалил. Кто не успел – спился, сторчался. Остались единицы – типа Валеры Демьянишина, который уже лет двадцать по ту сторону добра и зла. В общем, как-то по-дурному все вышло. Не надо было нас, детей и внуков оккупантов, из города выживать. Хороший получался все-таки замес – укро-кацапо-жидо-хачико – хрен поймешь какой. А сейчас что? Тоска одна», – ответил Кузя.
«Можно поподробнее – как тебя выживали из Львова?», – продолжился расспрос. «Адольфыч, ну ты ж понимаешь, что никто никого на самом деле не выживал. Все на уровне субъективных ощущений. Когда понимаешь, что лучше первым послать нафиг и сказать: «Жрите сами свое дерьмо», – а не дожидаться, когда тебя пошлют прямым текстом. Тем более что не пошлют, а просто будут трахать мозг и с ухмылочкой наблюдать за тем, как ты мечешься и бьешься головой о двери». – «…Так ты потомок оккупанта? Батя был военным?». – «Не батя – дед. В 44-м оставили рулить чем-то в комендатуре районной. Потом завод поднимал 125-й – имени Ленина, который усилители «Амфитон» делал на ширпотреб. А основная продукция была за семью печатями, тремя пропусками и первой формой допуска. Короче, как на Байконуре. Для космоса делали… Батя потом тоже на этом заводе работал. И я, месяцев пять. Там мне открыли глаза на Христа». – «Поделись мудростью». – «Работяги за бутылочкой, после смены рассказали: «Серега, шоб ты знал, Христос был украинцем!» (как видим, учение об «Иисусе Галичанине» родилось в умах «не дуже грамотного, переважно робітничого елементу» задолго до того, как этот элемент стал профессорами бобиками, – Авт.). Я от такого поворота офигел»...
«Краяни» достойно «віддячили» лучшему львовскому рокеру за всю историю города. На похороны Кузи пришло не более ста человек – в основном, друзья и близкие. Оттого, как пишет очевидец, «похороны украинской легенды выглядели какими-то русскими».
Самая большая волна дискуссии вокруг явления «рогулизм» была поднята после вымышленного ненавистниками Дмитрия Табачника «его утверждения» о том, что «галичане – это лакеи, едва научившиеся мыть руки» (один из активных распространителей сего фейка – постоянный автор «Українського Тижня» Дмитро Калинчук уж года с два как ищет для меня первоисточник данной «цитаты»). Владимир Корнилов тогда напомнил выдумщикам о реальном документе – «Слове к «незападенцам», размещенном на сайте «Федеративная республика Западная Украина»: «Мы точно знаем, что хотим свободной экономики с прозрачными и понятными правилами игры. Что, кроме остального, будет означать полный «капут» государственным дотациям, государственному управлению в частный бизнес, банкротство убыточных предприятий и ликвидацию статуса государства как гаранта социальных и материальных благ и льгот. Хотите ли того же самого вы? Мы не уверены. У нас еще жива память о частном хозяине – у вас ее просто нет. Откуда взяться?».
То, что среди галичан может жить скорее память об их собственных недавних хозяевах, доктор Владимир Огоновский уже показал. А Корнилов не оставил камня на камне от мифа о том, что жители Донбасса, в отличие от их нынешних сограждан «индивидуалистов»-галичан, якобы имеют врожденную страсть к коллективизму. Да и где было гоноровое галицкое «пренебрежение подачками власти», когда во Львове, в отличие от «совковых» Харькова и Донецка, именно государство (в лице «донецких»), а не местный «частный хозяин» строил европейский стадион? Иждивенчество галицийских «врожденных рыночников» – не сегодняшняя наша тема, но не могу не пройти мимо факта, изложенного в другой корниловской статье.
Президент Ющенко своим, не отмененным до сих пор, указом установил работникам Львовского университета двойную зарплату. Этим же документом для данного «выша» установлено соотношение количества преподавателей и студентов один к пяти, что для профессорско-преподавательского состава в остальных вузах Украины – предел мечтаний. Пикантность же ситуации в том, что ректором ЛНУ является Иван Вакарчук – министр образования в момент подготовки указа, наверняка курировавший его принятие (но не будем лишний раз акцентировать на коррумпированности львовских «европейцев» – после «колядований» судьи Зварича в это не верят разве что «найсвідоміші» экземпляры). «Уж наверняка факт дискриминации вузов тех областей-доноров, за счет которых содержатся образовательные заведения дотационных регионов, вызвал бы бурю возмущения в итальянском Пьемонте, – рассуждает автор о привилегиях для «Пьемонта» украинского. – Там проблему видят как раз в том, что, внося различный вклад в ВВП Италии и, соответственно, в бюджет, Север и Юг получают одинаковые средства на содержание своих учебных заведений. А у нас, для сравнения, только одна Донецкая обл. в прошлом году произвела 21,1% всей промышленной продукции Украины, а все три области Галичины вместе взятые, этот «украинский Пьемонт», – лишь 4,8%. Но почему-то преподаватель Донецка, вкалывая больше своего львовского коллеги, должен получать в два раза меньшую зарплату».
Но, может быть, эти привилегии заслужены? И никакой другой университет не внес столь весомый интеллектуальный вклад в развитие Украины, как львовский?
Постоянный автор «2000» Александр Сасовский сравнил достижения Харьковского и Львовского университетов: первый дал такие имена, как физиолог Илья Мечников, физик Лев Ландау (оба – нобелевские лауреаты), математики Александр Ляпунов, Михаил Остроградский, Владимир Стеклов, химик Николай Бекетов, историк Николай Костомаров, филолог Александр Потебня (полный список – здесь); второй – подобными именами даже в первом приближении не блещет. Разве что писатели (в том числе и нами выше прославленные), вакарчуки и т.п. «діячі», включая Анну Герман, среди которых нобелевских лауреатов искать уж тем более не приходится.
Впрочем, у последней еще есть шанс получить премию – хотя бы украинскую – за открытие того «исторического факта», что «Львов всегда назывался духовной столицей Украины».
А мы заочно выступим в качестве оппонентов. Но – в следующей части нашего исследования означенного «феномена»...
Продолжение следует.
Насчет «всегда считался» Анна Николаевна, мягко говоря, приукрасила. Хотя где-то с конца 60-х у части советской интеллигенции действительно распространилось представление о Львове как некой культурной Мекке (образованщина ошибочно ассоциировала бывшую польскую провинцию с вожделенной Европой, а еще недавно крестьянское население городов этой провинции – с носителями «европейского духа»).
На переломе 80-90-х, когда львовская «спільнота» дала новый толчок движению «Геть від Москви» к пусть хуторянской, но своей культуре, Галичину стали называть «украинским Пьемонтом». Официально статус «культурной столицы Украины» главный город «Пьемонта» получил в 2009 году, когда соответствующее решение приняли Национальный общественный совет по туризму и курортам совместно с Министерством культуры и туризма.
Насколько же обоснованы претензии галичан на роль гуманитарных советников не только президентов, но и прочего населения Украины? Оказывается, требовательны жители прикарпатских городов не только к остальной – «несвидомой» – Украине, но и к своим – «понаехавшим» из окрестных сел. Во Львове последних называют «рогулями». «Есть такое хорошее львовское словечко, – поясняет местный литератор Юрий Винничук. – Во Львове рогулями называли жителей пригорода, которых от города отделяли рогульки, рогатки или же шлагбаумы на дорогах. Въезд на телегах в город разрешался только ночью, а на рассвете, продав свой товар перекупщикам, крестьяне и жители предместий покидали город. Итак, рогулями были простые необразованные люди, и когда кого-то хотели охарактеризовать как человека недалекого, то называли рогулями».
Первый признак рогульской «колонизации»...
Сегодня Винничук с горечью обнаруживает признаки проникновения рогулизма в городскую среду: «Настоящий львовянин… никогда не станет петь народные песни под памятником Шевченко средь бела дня в воскресенье. Это не по-львовски, не по-городски».
По мнению рокера Тараса Чубая (известного, правда, только одной песней, и той – чужой), «рогулизм – это проявление самоуверенной малокультурности»: «Дух Львова выветривается из Львова именно потому, что осталось слишком мало настоящих львовян, которые могут ценить этот город как город, в котором жили их предки... Фактически Львов сегодня населяют бывшие крестьяне, которые, к сожалению, утратили сельское лицо и не приобрели городского».
Директор Львовского театрального фестиваля Ярослав Федоришин уверен, что «рогулизм прогрессирует»: «Культурному человеку иногда просто страшно становится во Львове… Поэтому культурные люди во Львове немного «потерялись». На обочину отошли».
«Мещане стали смешными, они так комично выглядят, передвигаясь любимым городом… Их туфли промокшие и ноги, пожалуй, смердят», – предполагает писатель Тарас Прохасько.
По наблюдениям основателя «Незалежного культурологічного часопису «Ї» Тараса Возняка «сущность многих львовян» выдает место провождения ими выходных и праздников: «Большинство едут в село, к родителям, помогают им на огородах. Пуповина этих львовян – не во Львове». Истинные горожане, справедливо полагает Возняк, «не плюют себе же под ноги и не сорят в своих же подъездах».
Домой на выходные
Редактор ежегодника «Україна модерна» Ярослав Грицак считает, что «образ Львова как европейского города, присутствующий в сознании его жителей, скорее является декларативным, ностальгической реконструкцией золотого века, а не отражением новых европейских ценностей».
Как видим, корень зла львовские интеллектуалы видят «во вновь прибывших», которые оттерли неких истинных «граждан своего города» на обочину. Но кто эти – «истинные», если учесть, что до «ненавистного» Пакта Молотова–Риббентропа город четыре с половиной столетия был польским и еще полтора столетия – польско-австрийским?
По переписи населения 1931 года во Львове проживало 63,5% поляков (198 212 чел.), 24,1% евреев (75 316 чел.) и только 12% коренного галицийского населения, из которого 3,5% самоидентифицировались как русины, и лишь 7,8% приходилось на украинцев (лишь 24 245 чел. на трехсоттысячный город!).
Некто доктор Владимир Огоновский докладывал статистической комиссии львовского «Наукового Товариства ім. Шевченка» на заседании оной 27 января 1938 года следующее: «Щодо фахів, то в інтелігентських фахах Поляки сильно випереджують інших, але зате в промислі не досягають своєї пересічної, а в торговлі остають дуже позаду. Жиди опановують торговлю дуже сильно та досить сильно промисл, як також дуже сильно вільні інтелігентські фахи. Мало між Жидами фізичних робітників, але багато тих, що не наймають… Дальше при професійнім і соціяльнім поділі населення Львова не переведено національної сегрегації лише конфесійну, тому мусимо ототожнювати Українців з греко-католиками. Отже Українці у Львові це головно молодий, вільний, напливовий, не дуже грамотний, переважно робітничий елемент. На 30.000 усіх Українців і Українок (как видим, с украинцами Огоновский отождествляет всех униатов, хотя это неверно, – Д.С.) що заробляють у Львові, є 9.700 слуг, 2.000 сторожів, 1.400 нефахових робітників і 9.000 фахових робітників і ремісників, головно термінаторів. Поза домашною прислугою Українці ніде не мають відносно великого числа, а щодо 11% в торговлі, то там на 4.000 Українців половина сторожі, так, що уділ Українців у торговлі куди менший, ніж на перший погляд виказує статистика. Про інтелігентські фахи нема що говорити. Ще в промислі українське робітництво та ремісництво грає деяку ролю, але як наймана сила».
Главный принцип рогулизма
Следовательно, украинским Львов (как и прочие галицийские города) сделал не кто иной, как «тиран украинского народа» Иосиф Сталин – изгнав поляков (евреев совместными усилиями уничтожили бандеровцы и гитлеровцы) и заселив вышеупомянутым «наплывным» (из села) «не очень грамотным» элементом. Выходит, «истинные горожане», по которым тоскуют сегодняшние львовские интеллектуалы, – те же «понаехавшие». Со всеми вытекающими. То есть с врожденным рогулизмом, который в советские времена сдерживался высокой планкой общественного порядка и постепенно вытравливался ВУЗами, укомплектованными профессорско-преподавательским составом с «большой Украины». Не успели. Ибо, как известно, интеллигентами становятся в третьем поколении.
Так что премного обманывается замечательный ивано-франковский блоггер Виталий Колтовский, вспоминая абитуриентские дни во Львове: «Місяць вступних іспитів був місячником щастя, дотиком до незрозумілої, неповторної монументальності, яка п’янила і заворожувала. За кам’яними стінами не могли жити звичайні люди, так не буває. Там жили львів’яни… Навіть після закінчення навчання ми не стали повністю міськими. …Місто тепер інше, бо ми залишились жити в ньому. Ми його зіпсували. Щоденно чуючи мати на вулиці, переступаючи через розкидане сміття, об’їзжаючи запарковані в неположених місцях авто, я зле проціджую крізь зуби: «Село».
Та злість та скоріш на себе. Треба визнати: ми самі винні. Ми забрали найкраще з села і не зробили кращим місто. Ми все зіпсували. Найгірше з міста ми привезли в село. Ходаки стали рогулями: це все, чого ми досягнули. Наші діти побудували нове місто. Велич сірого каменю вони замінили африканською строкатістю, дерев’яні вікна згоріли в пластиковій вакханалії, металеві огорожі з’їла цегляна іржа. Нема навіть в кого просити вибачення. Навкруги немає городян. Навкруги тільки ми. Пробачте нас, сучасні мега-села Львів, Івано-Франківськ, Тернопіль… Якщо зможете».
Зря себя гложете, Виталий. Не вы сделали его селом. А те, кто в начале 90-х выдавил из города квалифицированный персонал (то есть носителей городской культуры). Происходило это не только с помощью прямых угроз и шантажа (как в случае с моим хорошим знакомым, ставшим весьма успешным художником и поэтом-переводчиком в одной из европейских стран). Обратимся к воспоминаниям культового московского ди-джея Qzzaargh’a (более известного как Сергей Кузьминский – лидер «Братів Гадюкіних»).
И все! И вершина культуры...
«Кузя, что ты думаешь о своем родном городе, о Львове, после того, как взглянул свежим взглядом?», – спрашивал его, побывавшего после долгого перерыва в родном городе, писатель Владимир Нестеренко. «Больная тема для меня, кстати… Не хочется мне обижать людей, которые там сейчас живут. Они и сами понимают, что Львов переживает не лучшие времена. И лишний раз тыкать им это как-то некорректно, что ли. А те, которые этого не понимают – так этим вообще бесполезно что-либо говорить. Но, конечно, жалко. Жалко всех этих милых львовских придурков – художников-поэтов-музыкантов и просто прибацаных (в оригинале другой эпитет, но я, где возможно, позволил себе немного видоизменить ненормативную лексику – думаю, сегодня меня покойный Сергей простит. – Авт.). Кто успел – свалил. Кто не успел – спился, сторчался. Остались единицы – типа Валеры Демьянишина, который уже лет двадцать по ту сторону добра и зла. В общем, как-то по-дурному все вышло. Не надо было нас, детей и внуков оккупантов, из города выживать. Хороший получался все-таки замес – укро-кацапо-жидо-хачико – хрен поймешь какой. А сейчас что? Тоска одна», – ответил Кузя.
«Можно поподробнее – как тебя выживали из Львова?», – продолжился расспрос. «Адольфыч, ну ты ж понимаешь, что никто никого на самом деле не выживал. Все на уровне субъективных ощущений. Когда понимаешь, что лучше первым послать нафиг и сказать: «Жрите сами свое дерьмо», – а не дожидаться, когда тебя пошлют прямым текстом. Тем более что не пошлют, а просто будут трахать мозг и с ухмылочкой наблюдать за тем, как ты мечешься и бьешься головой о двери». – «…Так ты потомок оккупанта? Батя был военным?». – «Не батя – дед. В 44-м оставили рулить чем-то в комендатуре районной. Потом завод поднимал 125-й – имени Ленина, который усилители «Амфитон» делал на ширпотреб. А основная продукция была за семью печатями, тремя пропусками и первой формой допуска. Короче, как на Байконуре. Для космоса делали… Батя потом тоже на этом заводе работал. И я, месяцев пять. Там мне открыли глаза на Христа». – «Поделись мудростью». – «Работяги за бутылочкой, после смены рассказали: «Серега, шоб ты знал, Христос был украинцем!» (как видим, учение об «Иисусе Галичанине» родилось в умах «не дуже грамотного, переважно робітничого елементу» задолго до того, как этот элемент стал профессорами бобиками, – Авт.). Я от такого поворота офигел»...
«Краяни» достойно «віддячили» лучшему львовскому рокеру за всю историю города. На похороны Кузи пришло не более ста человек – в основном, друзья и близкие. Оттого, как пишет очевидец, «похороны украинской легенды выглядели какими-то русскими».
Львовские похороны львовской легенды
Самая большая волна дискуссии вокруг явления «рогулизм» была поднята после вымышленного ненавистниками Дмитрия Табачника «его утверждения» о том, что «галичане – это лакеи, едва научившиеся мыть руки» (один из активных распространителей сего фейка – постоянный автор «Українського Тижня» Дмитро Калинчук уж года с два как ищет для меня первоисточник данной «цитаты»). Владимир Корнилов тогда напомнил выдумщикам о реальном документе – «Слове к «незападенцам», размещенном на сайте «Федеративная республика Западная Украина»: «Мы точно знаем, что хотим свободной экономики с прозрачными и понятными правилами игры. Что, кроме остального, будет означать полный «капут» государственным дотациям, государственному управлению в частный бизнес, банкротство убыточных предприятий и ликвидацию статуса государства как гаранта социальных и материальных благ и льгот. Хотите ли того же самого вы? Мы не уверены. У нас еще жива память о частном хозяине – у вас ее просто нет. Откуда взяться?».
То, что среди галичан может жить скорее память об их собственных недавних хозяевах, доктор Владимир Огоновский уже показал. А Корнилов не оставил камня на камне от мифа о том, что жители Донбасса, в отличие от их нынешних сограждан «индивидуалистов»-галичан, якобы имеют врожденную страсть к коллективизму. Да и где было гоноровое галицкое «пренебрежение подачками власти», когда во Львове, в отличие от «совковых» Харькова и Донецка, именно государство (в лице «донецких»), а не местный «частный хозяин» строил европейский стадион? Иждивенчество галицийских «врожденных рыночников» – не сегодняшняя наша тема, но не могу не пройти мимо факта, изложенного в другой корниловской статье.
Президент Ющенко своим, не отмененным до сих пор, указом установил работникам Львовского университета двойную зарплату. Этим же документом для данного «выша» установлено соотношение количества преподавателей и студентов один к пяти, что для профессорско-преподавательского состава в остальных вузах Украины – предел мечтаний. Пикантность же ситуации в том, что ректором ЛНУ является Иван Вакарчук – министр образования в момент подготовки указа, наверняка курировавший его принятие (но не будем лишний раз акцентировать на коррумпированности львовских «европейцев» – после «колядований» судьи Зварича в это не верят разве что «найсвідоміші» экземпляры). «Уж наверняка факт дискриминации вузов тех областей-доноров, за счет которых содержатся образовательные заведения дотационных регионов, вызвал бы бурю возмущения в итальянском Пьемонте, – рассуждает автор о привилегиях для «Пьемонта» украинского. – Там проблему видят как раз в том, что, внося различный вклад в ВВП Италии и, соответственно, в бюджет, Север и Юг получают одинаковые средства на содержание своих учебных заведений. А у нас, для сравнения, только одна Донецкая обл. в прошлом году произвела 21,1% всей промышленной продукции Украины, а все три области Галичины вместе взятые, этот «украинский Пьемонт», – лишь 4,8%. Но почему-то преподаватель Донецка, вкалывая больше своего львовского коллеги, должен получать в два раза меньшую зарплату».
Как интеллектуал интеллектуалам...
Но, может быть, эти привилегии заслужены? И никакой другой университет не внес столь весомый интеллектуальный вклад в развитие Украины, как львовский?
Постоянный автор «2000» Александр Сасовский сравнил достижения Харьковского и Львовского университетов: первый дал такие имена, как физиолог Илья Мечников, физик Лев Ландау (оба – нобелевские лауреаты), математики Александр Ляпунов, Михаил Остроградский, Владимир Стеклов, химик Николай Бекетов, историк Николай Костомаров, филолог Александр Потебня (полный список – здесь); второй – подобными именами даже в первом приближении не блещет. Разве что писатели (в том числе и нами выше прославленные), вакарчуки и т.п. «діячі», включая Анну Герман, среди которых нобелевских лауреатов искать уж тем более не приходится.
Впрочем, у последней еще есть шанс получить премию – хотя бы украинскую – за открытие того «исторического факта», что «Львов всегда назывался духовной столицей Украины».
А мы заочно выступим в качестве оппонентов. Но – в следующей части нашего исследования означенного «феномена»...
Продолжение следует.
Дмитрий СКВОРЦОВ, «Фраза»