Национально-этническая принадлежность
По определению нация – исторически сложившаяся общность людей в результате слияния нескольких этносов, произошедшее вследствие объединения земель и связанная с государственностью и гражданской идентичностью, а этнос – общность людей, объединенных родством, внешним сходством, языком и территорией. То есть нация это не столько этническая, сколько гражданская идентичность, а объединение этносов в нацию происходит на основе системы ценностей, взращенной в этносе предшествующими поколениями и характеризующей общество, в котором они хотели бы жить.
Посмотрим, существует ли на Украине нация, о которой так много говорится. Исходя из того, что нация связана с государственностью и территорией, утверждать о существовании «древней украинской нации» просто смешно, ее не могло быть по той простой причине, что никогда не было такого государства, а следовательно, не могло быть и нации.
С учетом специфики Украины, земли которой длительное время частями входили в государственные образования различных цивилизаций, а государство образовалось только в 1991 году, в нем и этносы оказались с противоположными мировоззренческими взглядами. Никакого единого «украинского этноса» конечно же, нет. Можно говорить только об этносах, возникших здесь из древнерусского этноса в разные исторические эпохи. Это малорусский этнос, сформировавшийся под польским влиянием на территории Гетманщины в 16-17 веках, новорусский – на территории Новороссии в 18 веке, а галицкий в польско-австрийской Галиции и включенный в состав Украины совсем недавно. Естественно, присутствует на Украине и великорусский этнос, проживающий в основном в Новороссии.
Новорусский и малорусский этносы как были, так и остались этносами русского суперэтноса, а галицкий за почти 700-летнее нахождение в европейской цивилизации давно уже потерял русские корни и является сейчас на Украине этническим меньшинством. Все эти этносы объединяют примерно 95% населения и представляют собой южнорусский народ, а остальные – татары, венгры, поляки и другие менее пяти процентов.
Предположение, что малорусский и новорусский этносы являются великорусскими этносами, вряд ли обосновано, так как многовековые процессы их становления наложили определенный отпечаток на их самосознание. У них выработались свои традиции и обычаи, они уже идентифицируют себя со своей территорией проживания и менталитет имеет свои особенности, отличные от великорусского этноса.
При таких национально-этнических особенностях народа нация в государстве не сложилась и она находится в стадии формирования, но этот процесс усугубляется тем, что украинские элиты пытаются создать этнокультурную нацию и сделать всех «украинцами», а в качестве ассимилянта выступает наиболее агрессивное галицкое этническое меньшинство. Украинство отстаивает существование древнего украинского этноса, не имеющего русских корней и боровшегося с «москалями» за независимость, из которого сложилась украинская «титульная нация», у неё должно быть свое украинское государство с гражданами украинской идентичности. При этом они умалчивают, что южнорусские этносы всегда были коренными народами на этой земле и никто здесь никого не завоевывал.
Самое интересное, что никакого упоминания об украинском этносе и тем более украинской нации ни в одном историческом документе найти невозможно, было географическое понятие «украйна» в значении пограничья. Правда польский историк Чацкий в 1801 году в своей псевдонаучной книге «О названии «Украина» придумал некую орду «укров», от которых произошли украинцы, но в научных кругах это вызывало только смех, и придерживаться такого происхождения мог только такой «интеллектуал» как Ющенко
Попытки создать нацию на основе этнического национального самосознания обречены на провал, так как народ Украины по своему этническому составу разнороден, в силу исторических обстоятельств из древнерусской народности на этой земле сформировались различные этносы, для многих из которых «украинская титульная нация» является противоестественной.
Такому псевдоисторическому пещерному подходу к формированию нации должна быть противопоставлена принципиально другая концепция национально-этнического устройства общества, где с учетом исторических и этнических особенностей народа нация должна формироваться на основе не этнического, а гражданского национального самосознания. Формирование такой нации предполагает национальную идентификацию на принципах единства южнорусского народа, объединяющего все исторически сложившиеся этносы на основе системы ценностей русской национальной общности.
Оценка исторического прошлого
Национальная идентификация народа в значительной степени определяется знанием истории становления своей национальной общности и без пышной национальной родословной, пробуждающей гордость и подхлестывающей самосознание, трудно представить становление любой нации, гордящейся своим прошлым и почитающей свои национальные символы.
Одно дело история становления и тысячелетнего суверенного существования Руси и южнорусского народа и совершенно другое история никогда не обладавших суверенностью украинства и «украинской нации», нельзя же всерьёз считать суверенностью опереточные государства времён гражданской войны. Эта история на удивление бесславна и рассказать нечего, поэтому в ход идут сплошные вымыслы и мистификации, и сегодня в украинской историографии бал правит невежество с таким вопиющим искажением своего прошлого, которое трудно себе представить.
Украинство отметает даже намеки, что история народа Украины является неотъемлемой частью общерусской истории, во имя создания мифа об «украинской нации» предается забвению совместная тысячелетнее прошлое с его великими деяниями, из истории вырываются отдельные куски и безапелляционно присваиваются, этнические родственники называются врагами и оккупантами, а польское господство превозносится чуть ли не совершенством развития.
В попытке создать себе древнюю родословную от Киевской Руси адепты украинства в своем беспамятстве забывают, что после ее падения южнорусские (украинские) земли потеряли свою государственность и были покорены чужеземцами. Только в их воспаленном мозгу могла родиться версия об «украинской государственности», ведущей начало от «казацкой республики» на Сечи. Весь этот бред не учитывает того, что казацкая вольница отрицала любую государственность и их предводители не государство собирались строить, а метались между польским королем, русским царем и татарским ханом в поисках, куда бы повыгодней пристроиться.
Вместо славных побед русского оружия вытаскивается на свет разбойничий поход Сагайдачного на Москву в поддержку польского королевича Владислава, вместо Полтавской баталии «битва под Конотопом» и вместо прославления молодогвардейцев Краснодона миф о «битве под Крутами».
С каким-то холопским цинизмом украинствующие очерняют российско-советское прошлое, хотя за этот период территория Украины увеличилась более чем в шесть раз и страна до сих пор проедает это наследство. Смешивая с грязью советский период, они как-то путают советскую идеологию и советское государство, если в идеологию к моменту распада практически никто уже не верил, то советское государство стало одной из двух мировых сверхдержав и доказало силу русского духа, способного пусть и за мифическую идею практически в одиночку противостоять всему миру.
Этому лжеисторическому беспределу идеология русскости должна положить конец и поднять на щит исторические ценности русской национальной общности, общими усилиями создавшей великую цивилизацию и прославившей себя свершениями, которыми восхищается весь мир. В нашей истории есть масса примеров для гордости и подражания, которые не воспевают и почитают национальные комплексы, а пробуждает гордость за своих предков и объединяют народ в стремлении обрести и сохранить достоинство в чем-то великом. Все это у нас, конечно же, есть и южнорусский народ со всеми народами Русского мира является наследником Киевской Руси, Российской империи и Советского Союза и только по недомыслию можно было предать забвению такое великое наследие.
У нас сложный исторический путь и у каждой из трех ветвей русского народа есть свои исторические особенности, на которых пытается играть украинство. Идеология русскости должна не отметать эти особенности, а подчеркивать их своеобразие и акцентировать внимание на общерусских объединяющих ценностях, переданных от предыдущих поколений. Во все периоды нашего исторического развития у нас всегда были достижения, даже в советский период, проиграв «холодную войну», мы добились стратегического паритета со США, создали громадный научно-технический потенциал, первые прорвались в космос и создали уникальную систему воспитания и образования молодежи.
Этим русскость принципиально отличается от украинства, что предполагает совершенно другое видение исторического прошлого южнорусского народа, других национальных героев, других праздников и скорбных дат и совершенно иного подхода к формированию южнорусской национальной идентичности.
За возрождение вот такой национальной идентичности, исторически заложенной в нашей древнерусской народности, русскость и должна бороться. Если мы приобщаем себя к этой исторической общности, то признаем те базовые ценности, которые свойственны ей на протяжении всего существования и проистекающие из их совместной истории на протяжении многих столетий. На основе этих ценностей и может строиться базис современного Русского мира, где самобытность наших народов будет только обогащать общую духовность и служить фактором единения.
Религия
При становлении любой нации борьбе за национальное самосознание народа на религиозной почве всегда придавалось и придается большое значение, так как религиозность твердо ориентируется на непреложную систему ценностей, которая становится духовной основой жизни человека, приобщающей его к национальной общности, разделяющей эти ценности.
Русская православная церковь всегда служила единению Русского мира и стала частью общерусской культуры, одним из духовных символов единства наших народов со всеми ее обрядами, праздниками и почитаемыми святыми. Являясь одной из духовных основ общества, каноническое православие в годы смуты и разрухи объединяло русский народ и служило той нитью, которая уже тысячу лет связывает всех вместе.
При попытке разделить русский народ всегда стремились расколоть и церковь, путем создания в ней раскольнических течений и навязывания совершенно иных духовных ценностей. Так было и с украинством, с целью раскола русского единства на всех исторических этапах создавались «украинские» раскольнические церкви - униатская, созданная поляками в 1596 году, автокефальная, созданную петлюровцами в 1919 году и Киевского патриархата, созданная при поддержке, как это ни смешно звучит, бывших коммунистических лидеров в 1992 году.
Все эти искусственные религиозные образования, появившиеся как бы на украинской национальной основе, существуют и сейчас при гласной и негласной поддержке государства. Смыслом их деятельности стал дальнейший раскол канонического православия путем отделения от него Украинской православной церкви и объединения раскольнических псевдоцерквей в «украинскую национальную церковь» с целью создания духовных преград между народом Украины и Русским миром.
Идеологи украинства не гнушаются разжигать церковный сепаратизм, называть каноническое православие «московской церковью» и сеять смятение в душах верующих, натравливая их на своих единоверцев, которые «продались москалям». Этому духовному сепаратизму «украинских» церквей должна быть противопоставлена поддержка единства канонического православия и возврат «украинских» раскольников через покаяние в лоно Русской православной церкви под руку Патриарха всея Руси.
Духовные ценности
Духовность является объединяющим началом общества со свойственной ему системой ценностей, передаваемой из поколение в поколение через традиции, обычаи, художественные образы и навыки общественной жизни. Так как духовное самосознание большинства народа Украины естественным образом тесно связано с культурой Русского мира, то изменить его можно только демонтировав русскую культурную матрицу, что и пытается делать украинство.
В ход идет все, от предания забвению духовных ценностей, отражающих образ жизни народа и взгляды на значимые события, до создания художественных образов, стремящихся привить неприятие ко всему русскому. С этой целью придумываются как бы «украинские» традиции, вытаскивается на свет лжепророки со своей ненавистью к «москалям» и присуждаются государственные премии современным «писакам» за насаждение русофобии.
За отсутствием своих славных традиций украинство стремится вытравить из сознания людей русское начало и привить им абсолютно чуждые их самосознанию духовные ценности. С каким неистовством они, например, пытаются вычеркнуть из народной памяти такие истинно народные праздники, с любовью отмечаемые всем обществом, как празднование Дня защитников Отечества и 8-е Марта. Даже такой святой символ как День Победы пытаются в Галиции сделать днем траура. Вместо общепризнанных духовных символов навязываются какие-то «украинские дни», как День соборности и День вооруженных сил Украины, которые для большинства являются надуманной мишурой, не заслуживающей внимания и которые «празднуют» только чиновники по принуждению.
Вершиной идеологической «гениальности» украинствующих можно считать придание крестьянским шароварам одной из главных духовных ценностей народа, вызывающей только саркастические насмешки. Воистину, от скудоумия и отсутствия народных символов не существующей нации можно опуститься и до такого.
Во многом эти попытки тщетны, так как украинство и русскость рассчитаны на принципиально разную культурную ориентацию, которую можно сравнивать как великое со смешным. Если достижения и имена деятелей великой русской культуры известны всему миру, то «гении украинской культуры» почитаемы только в узких кругах украинствующей интеллигенции и максимум на что могут претендовать, это на пропагандистов народного крестьянского фольклора. Адепты украинства не отдают себе отчета в том, что борьба со всем русским является фактором полномасштабной деградации украинского общества, тем самым отделяющего себя от великих достижений культуры, имеющих всемирное значение.
Установившийся в стране режим духовного насилия, как ржавчина разъедающий украинское общество, вызывает естественную реакцию отторжения у народа и стремление сохранить свою русскую идентичность. Русскости нет необходимости что-то придумывать, она может опереться на традиционные духовные и культурные ценности, накопленные за столетия русской цивилизации, которые служат важным стимулом для национального самосознания и источником национальной энергии.
Противостояние с украинством на этом поприще, это борьба за души наших людей, от исхода которой и будет зависеть, какая нация сложится на южнорусских землях, сохранит она свою русскую национальную идентичность с любовью почитающей традиции своих предков или станет искусственно взращенной на ненависти ко всему русскому «украинской нацией», предавшей забвению свое прошлое.
В попытке разрушить русское духовное самосознание украинство наносит основной удар по русскому языку, одной из важнейших духовных ценностей общерусской культуры, с помощью которой формируются личная сопричастность к прошлому и настоящему русской национальной общности. Отсюда и такая ярость, с которой пытаются изгнать из употребления родной для большинства язык, силой называя украинский и называя его родным для всего населения страны. Из-за своей ограниченности они не могут понять, что если бы украинский был родным, то его не пришлось бы навязывать силой, никому же не приходит в голову навязывать русский, который естественным образом впитан с молоком матери большинством населения. При этом как-то стыдливо умалчивается, что украинский это язык села, он не плох и не хорош, такой какой есть и говорить о его величии могут совсем уж помешанные на украинстве.
Где великие произведения на этом языке? Нельзя же считать таковыми стихи Шевченко, погрязшего в пьянстве и распутстве, и так и не научившегося до конца жизни грамотно писать ни на одном языке. Все его творчество можно выразить одной фразой «поубивал бы всех» с лютой злобой холопа на весь мир и ненавистью к «москалям». Как можно сравнивать творчество Шевченко с творчеством его же современников Пушкина и Гоголя, воспевавших красоту и силу своего народа и только в страшном сне можно представить себе чтение ребенку на ночь стихов Шевченко с их потоками крови и жаждой убивать.
Русскость должна противопоставить идеологии языкового насилия требование введения в качестве государственного русского языка в двух его наречиях – великорусском и малорусском и взять под защиту малорусское наречие в его полтавско-черкасском диалекте от вопиющего искажения последователями Грушевского. Например, как можно смириться с заменой исконно малорусского слова «кладовище» на издевательски привнесенное польское «cwentarz».
Малорусское наречие является родным для многих из сельской глубинки и должны быть созданы все условия для его сохранения и развития. Галицкому же этническому меньшинству должно быть предоставлено право пользоваться изобретенным поляками «украинским» языком и ярые поклонники могут дальше продолжать уродовать его своими изысками.
Окончание следует.
Юрий Апухтин, alternatio.org