Конечно, проще было бы спросить, кто нас любит. И все же, двадцатилетние наблюдения за этой тенденцией дают возможность определить пять основных групп, которые особенно не любят Галичан. Галичан – с большой буквы, то есть тех, для кого галицкая идентичность является очень важной.
1. Профессиональные украинцы не любят галичан, потому что те мешают их карьерному росту. И их можно понять. В свое время профессиональные украинцы во главе с профессором Грушевским столько инвестировали денег и усилий в украинизацию галичан и малороссов, что сейчас недоукраинизированные галичане и малороссы – это, по мнению их последователей, просто верх неблагодарности. А к тому же, это еще и угроза для «профессиональной» карьеры. Ведь современный профессиональный украинец живет на дивиденды, которые дают те старые инвестиции. Слишком ограничены для работы интеллектуальной и слишком ленивы к труду физическому, они лучше всего умеют публично любить Украину и гордиться своей украинскостью. Но чтобы достичь в этом профессионального, так сказать, всеукраинского или международного успеха, нужно, чтобы объект их любви был чем-то самым большим, самым лучшим, самым важным в мире. А вот Галичане ставят под сомнение, действительно ли объект любви профессиональных украинцев является наиболее крупным, самым лучшим, самым важным. Так за что же их любить?
2. Русские империалисты не любят галичан, потому что те не укладываются в матрицу «русского мира». И их можно понять. Известно, что русские привыкли к мысли, что они не завоевывают и не угнетают, а несут всем народам братскую помощь и благодать. Как сказал один чешский мыслитель, сначала русские все русское назвали славянским, чтобы потом все славянское назвать русским. Они считают, что каждый клочок чьей-то земли, политый кровью русского солдата, – это их земля. А сколько при этом они пролили крови аборигенов – этого никто не принимает во внимание: «победителей не судят». Поэтому тот, кто на оккупированных территориях не становится им братом, становится врагом. А за что любить врагов?
3. Малороссы не любят галичан точно так же, как сонный человек не любит, когда его будят для рабочих будней. И их можно понять. Приднепровские племена заплатили немалую цену, чтобы стать русскими. Потом еще большую, чтобы стать казацким народом. И только когда стали народом малорусским в государстве великорусском, смогли почувствовать себя более-менее спокойно. И тут только прижились, как из них снова захотели сделать что-то другое – украинцев, и снова ценой страданий и потерь. Наконец-то с братьями-великороссами нашли консенсус: украинец – это тот же малоросс. Ну и хорошо. Тут какие-то галичане тоже заявляют, что и они украинцы. Да еще истиннее малороссов. Но все понимают, что два таких разных типажа нельзя называть одним именем. И галичане, и малороссы хорошо понимают, что украинцы – кто-то один из них. Галичане – меньшинство, поэтому должны уступить большинству, но не хотят. Ну за что их любить?
4. Поляки-шовинисты никогда не любили галичан. И их можно понять. При Австрии не любили галичан и дразнили их «галилейчиками» или «шварцгельберамы» за верность Габсбургам. В Австро-Венгрии во времена автономии Галичины не могли смириться с тем, что русины хотели ее разделения на восточную и западную. Ведь это должен быть польский Пьемонт, а галицкие русины хотели свой Пьемонт. Потом поляки столько сил вложили в проект «Украина», что любой галицкий проект для них просто национальное оскорбление и отрицание столетних усилий. Не говоря уже о традициях польского романтизма, согласно которому где-то там, над Днепром, живет милый их сердцу дикий и пьяный казак и крепостной в вышиванке, а в Галичине живут «резуны», бандеровцы, и что там греха таить, конкуренты в претензиях как на культурное наследие этой земли, так и на ее католическое лицо. Как же можно таких любить?
5. Галичане-«невозвращенцы» не любят галичан, которые хотят перемен. И их можно понять. Каждый человек всегда хочет жить лучше (по крайней мере, чем другие). В Галичине на протяжении десятилетий всем жилось плохо, поэтому достичь желаемого результата можно, только убегая на заработки в Америку или в Европу, или в Киев или в Россию. Поэтому «невозвращенцам» бедная и «зацофаная» Галичина нужна как пункт отсчета при отмеривании того, насколько им стало жить лучше. Ну, тут и без сантиментов не обойдется, конечно. Ведь когда-то тетя из Канады или дядя из Америки приезжали, как большие господа – привозили джинсы и давали по пять баксов детям, а целая семья тратила свой месячный доход, чтобы их угостить гонорово, «по-украински». И новые киевляне приезжали и не скрывали своего удовлетворения – у вас здесь все так дешево, аж непривычно. За пять баксов богач – это действительно необычно. Так и «невозвращенцы» хотели бы сейчас быть такими господами – за джинсы и пять баксов раз в год, на Пасху или Рождество. А тут – какие-то Галичане, которые хотят все это разрушить. Ну как их можно любить?
Наверное, нашлось бы еще несколько народов или сообществ, которые Галичан как минимум недолюбливают, но и перечисленных вполне достаточно как для народа, который формально не существует. Хотелось бы, конечно, найти и тех, кто Галичан любит. Однако для этого Галичане должны заявить во весь голос о себе как о народе реально существующем, народе со своими особыми амбициями и чувством достоинства.
Владимир Павлив