Рассматривая вопросы русского единства и восстановления на Украине исконной русской идентичности необходимо осознавать, что определяющее влияние на эти процессы оказывает национальное самосознание и национальная идентификация народа Украины. В предыдущей статье «Как Украине вернуть русскость» показано, что прежде чем говорить о том как вернуть русское начало народу Украины и доказать всю ущербность идеологии украинства необходимо представить новый идеологический проект, в основе которого должна лежать принципиально другая национальная идеология, указывающая пути и средства реализации поставленных целей.
Проект должен предполагать формирование базовых ценностей, которые могут быть положены в основу национального движения за объединение различных ветвей русского народа, одной из которых является народ Украины. Должна быть представлена доктрина будущего общественного устройства, тот идеологический стержень, который способен будет привлечь на свою сторону и поставить «под ружье» не только русских по духу людей, но и всех разделяющих ценности этого движения и готовых отстаивать их.
Базовые ценности определяются идеологией, под которой понимается система политических, мировоззренческих, религиозных и других взглядов и идей, в которых осознается и оценивается отношение людей к действительности. Говоря об идеологии необходимо четко разграничивать две сферы жизни человека, первое - его духовный мир, связанный с мировоззрением и индивидуальностью, и второе - публичные отношения (права гражданина), связанные с зависимостью от политиков и государства.
При этом духовный мир человека определяется национальной идеологией, а публичные отношения идеологией политической. Национальная идеология выражается мировоззренческими, национально-этническими, историческими, религиозными, духовными и нравственными аспектами, а политическая идеология - формой собственности, государственным устройством, способом правления и социально-экономической сферой. Предметом настоящей статьи является национальная идеология, политическая идеология требует отдельного рассмотрения.
Истоки украинского идеологического противостояния
Украина, являясь пограничной территорией между европейской и русской цивилизациями, оказалась на самом острие цивилизационной борьбы, где она лишь часть общего противостояния европейской цивилизации, построенной на латинско-католической культуре, и русской (Русский мир), в основе которой лежит византийско-православная культура. И дело здесь давно уже не в религии, за многие века сложились совершенно разные народы и страны, относящиеся к разным ментальным, культурным и ценностным мирам, в основе которых лежат различные мировоззренческие взгляды, исторический опыт, культурная ориентация, образ жизни, цивилизационные устремления и разное видение своего будущего.
Сегодня принято определять цивилизацию как культурную общность людей, характеризуемую наличием таких общих черт, как история, язык, религия, культурная самоидентификация, обычаи и традиции.
Одной из мировых цивилизаций является Русский мир, представляющий собой объединение в единое политическое, экономическое и духовное сообщество исторически и духовно связанных между собой и разделяющих ценности русскокультурного пространства народов. Это не этническое, а культурно-мировоззренческое объединение русских по духу людей, в котором народ Украины развивался в своем исторически обусловленном цивилизационном пространстве вместе со своими этническими родственниками.
Противостояние между этими мирами было всегда, в средние века это были религиозные войны за сферы влияния, в XX веке главенствовало политическое противостояние, а в XXI веке явно выражено цивилизационное противостояние, в котором политические идеалы уступают место мировоззренческим.
Проиграв политическую идеологическую войну русской цивилизации пришлось вернуть европейской не принадлежавшие ей страны восточной Европы, из которых Сталин создавал санитарный кордон. Сейчас Европа пытается уже из стран русской окраины (Украины, Молдавии, Приднестровья) создать такой же кордон и изменить цивилизационный код их народов.
Если для европейцев Украина лишь разменная монета в противостоянии с Русским миром, то для последнего она часть исконной территории, населенной одной из ветвей русского народа, которую уже в течение нескольких веков целенаправленно пытаются перекодировать путем создания «украинской нации».
В таких войнах борьба идет в первую очередь за души населения, за их национальное самосознание и стремление изменить их национальную идентичность. Инструментом в этой борьбе выступает национальная идеология, под воздействием которой и происходит становление или изменение национального самосознания.
Под национальной идеологией понимается система взглядов, формирующая цели национального движения и указывающая пути и средства их достижения и выступающая идейной и духовной основой национальной идентификации. Национальное самосознание - это совокупность общегрупповых идеалов, культурных норм и традиций национальной общности, сложившихся под влиянием этнических приоритетов, религиозных воззрений, истории становления данной общности, ее традиций и обычаев, а национальная идентификация – осознание широкими слоями населения своей приобщенности к данной национальной группе.
Национальное самосознание в значительной степени определяется духовным миром человека, основой которого является его мировоззрение, характеризуемое совокупностью взглядов на мир и общество, разделяемых членами социальной общности. Мировоззрение формирует систему ценностей, с помощью которой и осуществляется интеграция человека в такие исторические общности как народ и нация.
Исходя из этого, европейцы и ведут идеологическую борьбу за изменение национального самосознания народа Украины, в которой они добились определенных успехов в ассимиляции Галиции. Создав там свой идеологический плацдарм, они, продвигая идеологию украинства, привели к расколу Украины, в основе которого лежит не политическое, а мировоззренческое противостояние.
Основной упор делался и делается на силовое внедрение «галицко-украинской» идентичности с ее мировоззренческим, языковым, историко-культурным и конфессиональным монополизмом. Стремление к духовному порабощению одной части общества другой привели не к единству, а разделению народа и превращению в изгоев половины коренного населения страны, проживающей в девяти областях Новороссии, этом наиболее экономически и культурно развитом регионе.
В основе этих негативных процессов лежит несоответствие национального самосознания большинства народа и навязываемой национальной идентификации, заставляющей народ жертвовать своим благополучием ради надуманного этнонационального культа «украинской державности». Такие попытки коренной ломки самосознания миллионов людей никогда еще не приводили к процветанию общества, а наоборот обостряли конфликты, что мы и имеем сегодня на Украине.
Для преодоления духовно-нравственного кризиса, переживаемого украинским обществом, необходимо формулировать совершенно другие базовые ценности и этнокультурному национальному самосознанию, отстаиваемому украинством, противопоставить гражданское национальное самосознание, опирающееся на исторически сложившуюся систему ценностей народа и положенной в основу идеологии русскости.
С учетом того, что национальная идеология выражается в мировоззренческом, национально-этническом, историческом, религиозном, духовном и нравственном аспектах, сравним две идеологии по этим критериям и посмотрим, насколько они приемлемы для украинского общества.
Мировоззренческие ценности
Мировоззрение характеризуется совокупностью взглядов на мир и общество, разделяемых членами определенной социальной общности. Посмотрим, какая же совокупность взглядов свойственна народу Украины и к какой цивилизационной общности, русской или европейской, он себя относит.
Немного истории. Начало государственности Руси положило древнерусское государство, названного историками Киевской Русью и раскинувшееся в IX – XIII веках от низовьев Днепра до Балтики. Татаро-монгольский погром и падение Киева в 1240 году положило начало разделению древнерусского народа, власть династии Рюриковичей перемещается на север в Суздаль и затем в Москву, где продолжается государственность Руси.
Юго-западные земли теряют государственность, покоряются в 1362 году Великим Княжеством Литовским, а с 1569 года входят в состав Речи Посполитой. В результате ряда восстаний Левобережье в 1654 году возвращается в состав Русского государства, а Правобережье только после третьего раздела Польши в 1795 году.
Галиция покоряется в 1392 году Польшей, после ее первого раздела в 1772 году входит в состав Австро-Венгрии и остается в европейской цивилизации до 1939 года.
Земли Новороссии, представлявшие собой Дикое Поле с кочевым населением на границах Крымского ханства, изначально осваивались Россией с XVII века и заселялись российской администрацией русскими переселенцами и бежавшими из Гетманщины от казачьей руины крестьянами.
Так исторически образовалось три анклава с тремя коренными этносами: новорусский – 48% сегодняшнего населения, малорусский – 41% и галицкий – 11%. Соответственно и мировоззрение у них формировалось по-разному, у новороссов и малороссов естественным образом в рамках русского цивилизационного пространства, а мировоззрение галицкого этноса было привито поляками на захолустьях европейской цивилизации, который стал заискивающе относить себя к Европе и яростно отвергать свои русские корни.
Русская цивилизация определила духовно-нравственные ценности и историческую судьбу новороссов и малороссов, у которых сформировалось свое национальное самосознание. Они всегда, за исключением временной оккупации Гетманщины Польшей, имели общее государство, в котором была своя русская элита, отстроены города, все осознавали себя русским народом с общим языком, одной религией и едиными взглядами на мироустройство. Вместе с великороссами они были государствообразующим народом на Руси, самим определявшим свой образ жизни с русскими традициями и обычаями.
Другая судьба сложилась у галицкого этноса, лишившись своей элиты, они стали частью сельской периферии Европы, где их язык, культура, традиции и обычаи были чужды хозяевам. Влача жалкое существование холопов и прислуги польской шляхты в государствах другой цивилицации, они никак не влияли на развитие общества и государства и стали этакими недоевропейцами со своей крестьянской системой ценностей.
Польская и австрийская элита, играя на комплексе неполноценности галицкого этноса и жлобской зависти к не признавшей его Европе, привила ему антирусские мировоззренческие ценности и лютую ненависть к своим более удачливым сородичам. Будучи по своей сути сепаратистами, галичане, всячески выпячивая надуманную инаковость народа Украины, стремятся отгородить его от Русского мира и навязать ему сельское галицко-украинское национальное самосознание.
Исходя из этих исторических процессов на Украине и сформировалось два мировоззренческих взгляда с диаметрально противоположными цивилизационными устремлениями, где стороны преследуют совершенно разные цели. Если русскость, опирается преимущественно на городское население и промышленно развитую Новороссию, то украинство, продукт галицкого села с его местечковой обособленностью и стремлением навязать всем свой образ жизни и свои взгляды на прошлое и будущее Украины, ориентировано на сельское население. Все это привело к противостоянию города и села, вылившемуся в несовместимость идеологий украинства и русскости, отстаивающих совершенно разные мировоззренческие ценности.
Русскости нет необходимости навязывать свое мировоззрение, ему и так подвержено подавляющее большинство населения страны. Украинство в другой ситуации, не защищенное исторически и этнографически оно крайне агрессивно и, получив поддержку узурпировавших власть элит, стремится из галицкого анклава с 11% населения навязать свое ущербное мировоззрение всей стране.
Отсюда и мировоззренческое противостояние на Украине, идеология русскости доказывает, что народ Украины сформировался в рамках русского цивилизационного пространства, является одной из ветвей русского народа, совместными усилиями создавшего мировую цивилизацию и многовековой историей ее существования доказавший свою самобытность, а идеология украинства, что народ Украины принадлежат к европейской цивилизации и развивался в рамках ее культуры, он не имеют ничего общего с русскими корнями и для успешного развития Украины безальтернативен «европейский выбор».
Продолжение следует.
Юрий Апухтин, alternatio.org