А давайте-ка отметим некоторые вехи уже почти четвертьвекового самостийного плавания Украины.
Начиналось прекрасно. Украина была самой мощной, самой высокоразвитой республикой Союза. Ни в какой другой республике не было таких богатств - множество заводов, достаточно конкурентных на мировом рынке, огромное количество НИИ и, соответственно, учёных, которые были далеко не Вэ Бебики, самые плодородные в мире земли…
Украина была великой космической державой, которые до сих пор в мире можно по пальцам пересчитать (на тот момент — Россия, США, Франция), а такую украинскую ракету как «Сатана» американцы боятся до сих пор, поскольку противодействия ей так и не придумали.
Украина была и авиационной державой, а самолёт «Руслан», первый экземпляр которого взлетел три десятка лет назад, до сих пор лучший в мире. Не говоря уж о таком гиганте как «Мрия». Много ли государств способны разрабатывать и производить самолёты, если не считать всякую мелочёвку? Да тоже по пальцам пересчитать можно: Россия, США, Франция, Швеция (её можно и не считать — в самолётах почти всё импортное), чуток Канада с Бразилией, да в последние годы объединённый Евросоюз с Китаем.
Этого было предостаточно для того, чтобы занять достойное «место под солнцем» в мире. Этим и бравировали, когда агитировали за «самостийность».
Что получилось? Как только появилась возможность, Украину, трясясь от жадности, начали грабить. Нет, не враги-захватчики, а свои же, украинцы. Началось с Черноморского пароходства («Бласко» все помнят? а это ведь десятки миллиардов долларов), и постепенно докатились до того, что в распоряжении государства почти ничего не осталось: Турбоатом, Одесский припортовый… Ни в одной другой отделившейся от Союза республике олигархи так не борзели, как у нас.
Что характерно, наши олигархи, впрочем, как и политики всех мастей, дальше своего кошелька видеть в принципе не способны, и продумать последствия своих поступков хоть на один шаг вперёд они не могут. А потому, за редкими исключениями (Пинчук или Скударь, например), они просто выжимали из прихватизированных заводов все соки. Ни о каком развитии производства, стремлении к мировому уровню речь не шла. О чём вы говорите?! Даже изношенное вконец оборудование никто не собирался менять. Выжать из завода всё, а потом будь что будет, хоть вообще его закрыть и разогнать всех на улицу, как Краматорский металлургический, например. Особенно отличился в этом, на мой взгляд, Индустриальный союз Донбасса, яро поддерживающий «нашу Юлю».
А теперь посмотрим на энергоносители. Они — основа основ всей жизни. Без них не будут работать заводы, без них не обогреешь жилище и не вырастишь хлеб. В принципе, любой, кто не ленился, знал, что они будут дорожать. Вопросами наподобие «что будет, когда кончится нефть» задавались ещё полвека назад. И первый звоночек прозвучал в далёких 70-х, когда мир охватил топливный кризис. Тогда в США были огромные очереди на заправках, а больше одной канистры в бак не заливали. И это при тогдашних американских автомобилях, где объём двигателя в 3 литра считался небольшим! Конечно, «железный занавес» надёжно защищал СССР от этих потрясений, ведь нефть была своя. Все потрясения отражались лишь на доступности шоколада или кофе в магазинах, поскольку не хотят они почему-то расти в нашем климате.
Потом наступил скачок цен в 80-х. Сейчас цены порядка 12 долларов за баррель звучат смешно, а тогда это было изрядным потрясением для промышленности. И тут СССР выиграл, а не проиграл. Словечко «нефтедоллары» помнят все, кроме совсем уж молодых. Французский «Шанель №5″ в свободной продаже, французскую же зубную пасту «Сигнал», сигареты «Мальборо» и «Кэмэл», жвачка, итальянская обувь, а в конце квартала — и японские телевизоры не «по блату»… (когда-то вернувшись из полугодовой командировки и получив полные карманы денег, нарвался на такой в продаже. И пока остальные побежали за деньгами…
Скажите, можно было предвидеть, что это было не последнее подорожание? Разумеется. Вот только цена в 48,5 долларов за 1000 кубов газа не располагала к модернизации оборудования. Зачем? При таких ценах украинская продукция и так была конкурентоспособной. А контракт этот действовал вплоть до 2011 года включительно, если склероз мне не изменяет. О будущем опять никто не подумал. О зависимости от России — тем более. Нет, книжонки типа «Украина не Россия» писали. Так ведь бумага всё стерпит.
Потом наступил оранжевый переворот. А надо сказать, что оба его лидера — и Ющенко, и Тимошенко — кормились тем же российским газом. Вот только Тимошенко зарабатывала на реэкспорте, то есть, брала дешёвый российский газ и продавала его в Европу по европейским ценам. Ей было выгодно, чтобы российский газ был и оставался дешёвым. Но на трон сел Ющенко. А близкие ему структуры зарабатывали на проценте с продаж того же российского газа внутри страны. То бишь, чем дороже газ, тем больше процент с продаж и доходы Ющенко. Думаю, все помнят, как Ющенко не раз говорил по ящику, что дешёвый газ — это плохо, это зависимость от России? Правильно. Вот только интересы у него при этом были свои, шкурные. И понеслась… Отказ от выгодного контракта (даже Белоруссия тогда покупала газ дороже, чем Украина!), от бартера при расчётах за газ (Газпром охренел от счастья и неожиданности, когда ему добровольно предложили доллары вместо бартера), Ивченко с переводчиком в Москве…
Правда, с этим изрядно переборщили (ведь Ющенко думал только о своём кармане, а о том, потянет ли Украина такие цены, он как-то подумать забыл), пришлось потом и газовые войны устраивать, и туркменский газ покупать, «забывая» платить за него Туркмении… Однажды даже ухитрились составить договор так, что Туркмения должна была качать нам свой газ, да ещё и приплачивать нам же за это. Надо ли говорить, что такое базарное мошенничество тут не сработает? Просто Туркменбаши обиделся, а поскольку украинский бартер не особо спешил идти в сторону Туркмении, тоже заговорил о расчётах в долларах.
Потом был запрет на реэкспорт газа (даже и не вспомню, кто был инициатором, и обошлось ли тут без заклятого друга и соратника Юли — Виктора Андреича, желающего лишить доходов конкурентку), и, наконец, новый договор, «кабальный» для Украины.
Зачем же Юля его подписала, да ещё и в обход правительства? Ну, кроме запрета на реэкспорт, тут сыграла ещё одна тонкость. «Кабальная» цена вступала в силу через год после подписания, как раз к тому времени, когда Юля почти очевидно проигрывала Януковичу и уходила из власти. То бишь, это была заблаговременно подложенная свинья Януковичу: дескать, попробуй покрутиться при таких-то ценах на газ! Об Украине она, как и Ющенко ранее, и не задумалась. Думала ли она о том, что будет делать с этими ценами потом, если выиграет очередные или внеочередные выборы, вряд ли мы когда-то узнаем. Но вряд ли.
Как, впрочем, не задумалась и о том, что в пятизвёздочной тюрьме сидеть хоть и комфортно, но скучно, и как-то до слёз обидно. Так ведь я уже говорил о том, что даже на ход вперёд никто не думает. Тут и Луценко поплатился. Ведь приговор ему хоть и законный, но до смешного демонстративно показательный: мало ли чиновников у нас оказывают «мелкие» услуги своему шофёру? Тысячи! А сидит он один. И поделом. Я готов поверить Колесникову, что это не месть за его отсидку, так ведь и показать надо было, что, дескать, не борзейте, ребята, оно ж всегда откликнется.
И вот у власти — Янукович. К сожалению, думать он тоже не слишком приучен, хотя наполеоновские планы с раскруткой нациков предпринимает. Но уже обжёгся на этом. Вряд ли его политтехнологи могли предвидеть, что нацики получат такой процент голосов, а бывшие, не раз обманутые избиратели попросту не пойдут на выборы. И гадай теперь: то ли сработает его план, что лучше уж Янукович, чем Тягнибок, то ли избиратель поступит по принципу «чем хуже — тем лучше»? Я лично не берусь предсказать.
Всё это время Украина кричала о самых высоких в Европе и мире ценах на газ. И докричалась до того, что даже друзья-поляки обиделись и выложили на обозрение цены на российский газ в Европе:
Как видим, цены вполне себе средние. Хотя, конечно, с учётом близости к России — затраты на транзит у нас меньше, так ведь нет у России оснований отказываться от контракта, навязанного Юлей. Были бы мы России друзьями, а то ведь корчим из себя врагов и приносим реальные убытки тем же россиянам. Ведь не будь газовых войн, не пришлось бы тратить десятки миллиардов на подводные Потоки, не стремились бы мы в НАТО, не вывела бы Россия оборонное производство из Украины и т.д. Должна она попытаться хоть частично окупить эти затраты? Вот она это и делает.
А пока Янукович пытается делать хорошую мину при плохой игре, Украина всё ближе катится к пропасти. Попытка построить LNG-терминал при помощи лыжного инструктора вызвала насмешки во всём мире. Более того, оказалось, что и Турция не согласна пропускать танкеры через Босфор. Мало того, что пролив и без того перегружен, суда там стоят в очереди часами и сутками, так ещё и сама Турция сильно зависит от России. СтОит только России по благовидной причине (которую Онищенко запросто придумает) отказаться от турецких товаров и турецких строителей, как Турция окажется в глубокой … скажем так, яме. А потому туркам нет ни малейшего резона обострять отношения с Россией, тем более ради Украины. И строительство того же терминала, но уже в Турции, до Босфора, как заявили наши власти, не поможет по этой же причине. Не говоря уж о том, что газ оттуда надо как-то доставить до Украины. Да он золотым станет! Возможны, разумеется, какие-то схемы замещения, но тут опять будут замешаны и Россия, и Турция. Захотят ли? Не уверен. Каспийский газ нужен той же Турции, тут у нас и подавно шансов нет. И Южный поток, кстати, который мог бы пройти по территориальным водам Украины, теперь тоже пойдёт по турецким водам.
Всё это было очевидно всем, кроме украинских властей, и легко просчитывалось ещё много лет назад. Но наши упорствовали до последнего, похоже, просто из тупого желания хоть как-то нагадить России. Но ведь известно, что плевать или ещё что-то делать против ветра — глупо. В результате уже начали поговаривать о двухстороннем консорциуме по управлению украинской трубой, без участия Европы. Правильное решение. Однако, сильно запоздавшее. Ведь Северный поток уже построен, от постройки Южного отказаться уже невозможно, а значит — украинская труба будет довольствоваться остатками от транзита по подводным потокам.
И потому это Украину не спасёт. Ситуация будет ухудшаться, и вступать в Таможенный союз и ЕвроАзЭС всё равно придётся. Целиком или по частям — тут уж как карта ляжет. Когда-то лепший друг Украины пан Збышек Бжезинский вещал, что Россия без Украины ничто. Тогда он был прав. Но с тех пор и ситуация изменилась, и пан Збышек, похоже, впал в старческий маразм (сейчас это толерантно называют Альцгеймером). И не придётся ли умолять Россию принять и спасти нас, как это когда-то делал Богдан Хмельницкий?