…перед летчиками разворачивалась впечатляющая панорама: девяносто американских боевых кораблей, сверкающие в утренних лучах гавайского солнца. Отсюда, с высоты 10 000 футов, Жемчужная гавань меньше всего напоминала грозную военно-морскую базу; скорее роскошный яхт-клуб с ровными рядами якорных стоянок.
Американцы будто специально готовились к «визиту» японцев – расставили корабли в геометрически правильном порядке, распахнули настежь все двери и люки, отказались от противоторпедных сетей - затерянный в океане Перл-Харбор считался абсолютно неуязвимым для любого противника.
…адмирал Киммель сладко потянулся и перевернулся на другой бок. Он шел по мокрой дороге в обнимку с гавайской красоткой, а вокруг – Бац! Бац! - весело стучали упругие капли тропического ливня. Бац! Бац! – шум становился все тревожнее и настойчивее. Гавайская красавица выпорхнула из объятий адмирала и бесследно растаяла в пелене дождя. Бац! Бац! БАЦ!
Киммель открыл глаза и к своему изумлению понял, что раздражающий шум доносится совсем не из его сновидений, а из приоткрытого окна особняка. Он сразу узнал этот звук – палят пятидюймовые зенитки 5”/25. «Какие учения в воскресенье? Я не отдавал распоряжений…» За окном что-то громыхнуло, выгнав остатки сна из головы адмирала. Адмирал Киммель стрелой выскочил на веранду и оцепенел при виде сюрреалистичной картины. Над горящими кораблями сквозь клочья черного дыма мчались самолеты с японскими опознавательными знаками. А посреди всего этого безобразия стоял заспанный командующий военно-морской базой Перл-Харбор в ночном халате.
7 декабря 1941 года японская палубная авиация уничтожила Тихоокеанский флот США – каноническая фраза из школьных учебников, подкрепленная крепким голливудским блокбастером, глубоко проникла в сознание граждан. Никто как-то не задумывается над тем, что американский «Тихоокеанский флот» можно уничтожить только вместе с Тихим океаном. Как и любой «флот» ВМС США – это всего лишь зона ответственности с непостоянным корабельным составом, формируемым на ротационной основе.
Впрочем, дело даже не в этом. Более детальное знакомство с историей нападения на Перл-Харбор дает совершенно противоположную картину. Великая операция в истории японской палубной авиации на деле предстает бездарно спланированной и столь же бездарно проведенной атакой. Лишь преступная халатность американского командования, усугубившаяся недостаточной подготовкой экипажей кораблей ВМС США, позволила японцам избежать катастрофы и реализовать хотя бы часть своих планов.
Японские авианосцы провалили задание. Даже без учета промышленного потенциала Америки, способной ежедневно сдавать флоту по одному новому эсминцу, результаты японского налета выглядят более чем спорными.
Все знают, что в Перл-Харборе погиб линкор «Аризона», но мало кто задумывался над тем, что это был за корабль. По факту, японцы потопили ржавое ведро времен Первой мировой войны, спущенное на воду в 1915 году. В Перл-Харборе в тот день вообще не было новых линкоров! Самый «молодой» из линейных кораблей был спущен на воду в 1921 году, а самый пожилой дредноут «Юта» – в 1909 г. (к тому времени уже использовался американцами, как радиоуправляемый корабль-мишень).
Но всё это ерунда, по сравнению с тем, что в Перл-Харборе находился крупнейший заправочный пункт ВМС США на Тихом океане – нефтехранилище ёмкостью 4 500 000 баррелей нефти. Уничтожение стратегического объекта могло полностью парализовать американский флот в Тихоокеанском регионе. Для сравнения – запасы нефти на Гавайях были равны всем японским запасам нефти! Дальнейшие события отчетливо показали: нужно было разрушить заправочный пункт любой ценой. Ущерб был бы больший, чем потопление всех кораблей в Жемчужной гавани.
Увы, японские пилоты направили всю свою ярость против «линкорного ряда» - семи дряхлых американских лоханок, пришвартованных вдоль острова Форд. Как дети, честное слово.
Кроме нефтехранилища на территории американской военно-морской базы находился еще ряд соблазнительных целей, оставшихся нетронутыми – например, гигантский сухой док 10/10 и расположенные по близости механические мастерские. Все это японцы подарили ВМС США – в результате, когда над гаванью еще кружили самолеты второй волны, американцы уже приступили к ремонтно-восстановительным работам. Госпитали, причалы, хранилища боеприпасов – вся инфраструктура базы осталась нетронутой!
Через полгода это станет роковым обстоятельством – с помощью сохранившихся доков, кранов и механических мастерских Перл-Харбора американцы успеют восстановить поврежденный в Коралловом море авианосец «Йорктаун» и нанесут решающий удар под Мидуэем.
Удача, замаскированная под трагедию
Всего из порядка 90 стоявших на якоре боевых кораблей ВМС США, японцам удалось потопить или серьезно повредить 10, в том числе :
пять линкоров (в скобках – год спуска на воду):
- «Аризона» (1915 г.) – взрыв порохового погреба, корабль был полностью уничтожен. Погибло 1177 человек – крупнейшая катастрофа за всю историю американского флота.
- «Оклахома» (1914 г.) – перевернулся после попадания девяти торпед, поднят в ноябре 1943 года, ввиду тяжести повреждений не восстанавливался. Затонул в океане в 500 милях от Гавайев во время буксировки на разделку в 1947 году.
- «Невада» (1914 г.) – множественные повреждения от бомб, одно попадание торпеды. Во избежание затопления корабль выбросился на мель. В целом – дешево отделался. Через два месяца был снят с мели, вернулся в строй после ремонта в октябре 1942 года. Поддерживал огнем десант во время высадки в Нормандии. Пережил два атомных взрыва на атолле Бикини.
- «Калифорния» (1919 г.) – попадание авиабомбы и двух торпед. Через три дня после атаки затопление приняло необратимый характер и «Калифорния» легла на дно бухты. Была поднята через четыре месяца, вернулась в строй после ремонта в январе 1944 года. Линкор благополучно пережил войну и был сдан на слом в 1960 году.
- «Вест Вирджиния» (1921 г.) – девять торпед и две авиабомбы сделали своё дело, пылающий линкор затонул на своей стоянке. Был поднят в мае следующего года, восстановлен к июлю 1944 года.
Также японцам удалось повредить три эсминца, минзаг и корабль-мишень:
- «Кассин» и «Даунс» - полностью уничтожены во время пожара в доке. Чисто из принципа были восстановлены в 1944 году. С погорельцев сняли уцелевшие механизмы, установив их в новом корпусе.
- «Шоу» - взрыв артиллерийских погребов в носовой части корпуса. Несмотря на отвалившуюся носовую часть, дополз своим ходом до Сан-Франциско. Уже в августе 1942 г. вернулся после ремонта в Перл-Харбор.
- минный заградитель «Оглала» (1907 г.) – в момент японской атаки был пришвартован к левому борту крейсера «Хелена». Одна из выпущенных торпед прошла под днищем «Оглала» и попала «Хелену», взрывом повредило оба корабля. «Хелена» осталась на плаву, а «Оглала» нахлебалась воды и легла на дно прямо у пирса, поднята в 1942 году, восстановлена и возвращена в строй.
- радиоуправляемый корабль-мишень «Юта», бывший дредноут (1909 г.) – до сих пор лежит на дне Жемчужной гавани.
Внимательные читатели уже наверняка отметили, что список безвозвратных потерь можно ограничить «Аризоной» и «Оклахомой». Все остальные корабли, за исключением «Юты», вернулись в строй. Диспут о сгоревших эсминцах и потопленном корабле-мишени не имеет смысла ввиду несоответствия предмета спора масштабам нападения на Перл-Харбор. Американские потери выглядят как насмешка над планами адмирала Ямамото.
Еще восемь боевых кораблей получили умеренные повреждения, среди них:
- линкоры «Теннесси» (1919 г.), «Мэрилэнд» (1920 г.), «Пенсильвания» (1915 г.)
В «Теннесси» попало две бомбы, а разлившаяся горящая нефть с линкора «Аризона» обуглила краску на корме линкора. Повреждения были полностью ликвидированы к марту 1942 года.
«Мэрилэнд» также получил два бомбовых попадания, но отделался сравнительно легко. Из всего экипажа погибло лишь 4 моряка, ремонт закончен в феврале 1942 года.
Линкор «Пенсильвания» спрятался от японских торпед в сухом доке и, в общем, тоже благополучно пережил налет. Взорвавшийся боекомплект стоявших неподалеку эсминцев «Кассин» и «Даунс» причинил линкору лишь косметические повреждения (тем не менее, погибло 29 человек из экипажа «Пенсильвании»). Повреждения были полностью ликвидированы к апрелю 1942 года.
Повреждения получили три крейсера:
- уже упоминавшаяся ранее «Хелена» (1939 г.); в корабль попала одна торпеда, ремонт завершен на верфях в Калифорнии в начале 1942 года.
- старый крейсер «Рейли» (1922 г.) – получил в борт торпеду, но остался на плаву и сбил пять японских бомбардировщиков. Повреждения восстановлены к 22 декабря 1941 года.
- крейсер «Гонолулу» (1937 г.) – от близкого разрыва бомбы открылась течь в подводной части корпуса. Экипаж потерь не имел. Ремонт завершился в тот же день.
Кроме того, были повреждены:
- новейшая база гидросамолетов «Кертисс» (1940 г.), на которую упал сбитый японский самолет. Через несколько минут вновь подверглась атаке бомбардировщика. Результат - оторван кран, 19 погибших. Ремонт закончен 13 февраля 1942.
- плавучая мастерская «Вестал» (1908 г.) с началом налета поспешила выброситься на берег. Получила повреждения при взрыве линкора «Аризона», отремонтирована к августу 1942 г. Активно использовалась на Тихом океане: за годы войны оказала экстренную помощь 58 поврежденным кораблям.
Столь удивительный результат: всего 18 поврежденных кораблей из 90 находившихся в этот момент в гавани Перл-Харбора объясняется отвратительной координацией японской атаки, помноженной на слепую ярость японских летчиков, выбиравших лишь крупные контрастные и, как им казалось, важные цели. В результате часть линкоров получила по 9 торпед, в то время, как остальные корабли и инфраструктура базы остались нетронутыми. Например, ни одна бомба не упала на базу подводных лодок, зато пилоты выбрали другую «важную» мишень – старый дредноут (корабль-мишень) «Юта» со снятыми башнями главного калибра. Японцам показалось, что это … авианосец.
Глубина бухты в районе «линкорного ряда» едва достигала 10 метров, башни и надстройки затонувших линкоров свободно возвышались над поверхностью воды. Все это позволило в короткий срок поднять практически все «потопленные» корабли и вернуть их в строй еще до окончания войны.
Более того, японцы в каком-то смысле «сыграли на руку» американцам – во время ремонта все поврежденные корабли прошли обширную модернизацию, включавшую замену всей зенитной артиллерии и модернизацию системы управления огнем. «Вест Вирджиния» лишилась решетчатой грот-мачты, на «Неваде» полностью перестроили носовую надстройку, а старая «Калифорния» настолько изменилась внешне и внутреннее, что её силуэт стал похож на силуэт новейших линкоров типа «Саут Дакота».
К слову, ровесники этих линкоров, не попавшие под удар японской авиации, столь глубокую модернизацию не прошли и к концу войны уступали по совокупности боевых характеристик своим «потопленным» собратьям.
Наконец, чисто с военной точки зрения, безвозвратная потеря двух и временная потеря шести линкоров не слишком отразилась на боевых возможностях ВМС США. К моменту нападения на Перл-Харбор в составе американского флота имелось 17 линейных кораблей! А за время вынужденного отсутствия «потопленных линкоров», американцы построили еще восемь куда более грозных «Айов» и «Саут Дакот».
И самое интересное – даже без вмешательства японцев, все равно не было никакой возможности использовать старые линкоры до 1943 года. Все линейные корабли, построенные по проектам времен Первой мировой имели один крупный недостаток – они были чрезвычайно тихоходны. Погибшая «Аризона» едва развивала 21 узел – слишком мало для сопровождения современных авианосцев. А выпускать в океан устаревший линкор без истребительного прикрытия было равносильно самоубийству.
По иронии судьбы, ко времени окончания ремонта поврежденных линкоров, для них появилась подходящая задача – уничтожение японского оборонительного периметра на островах Тихого океана. Отгремело большинство морских сражений, янки захватили полное господство на море и в воздухе. Теперь требовалось лишь обстреливать занятые японцами клочки суши, неспешно перемещаясь от атолла к атоллу. Вот тут-то как раз и пригодились «Калифорния», «Теннесси», «Вест Вирджиния» и «Мэрилэнд».
Впрочем, этим старым кораблям выпал отличный шанс поквитаться с японцами за Перл-Харбор – в ночь на 25 октября 1944 года «ветераны» расстреляли в проливе Сугарио японский линкор «Ямаширо».
Незаметные причины японского провала
Адмирал Исороку Ямамото, получив первые донесения о результатах налета на Перл-Харбор, был в ярости. Несмотря на всеобщее ликовании, поддерживаемое японской пропагандой, он понимал, что «оглушающего удара» не получилось. Потоплены несколько старых линкоров, все остальные корабли и база уцелели.
Адмирал Ямамото планировал потерять до половины своих летчиков, но разнести на острове все. Последний японский самолет из «второй волны» приземлился на авианосец в час дня – к этому моменту самолеты «первой волны» были уже снова заправлены, вооружены и вновь готовы к боевому вылету. Молодые горячие пилоты рвались в бой. В Перл-Харборе оставалось множество важных целей. Почему не был нанесен повторный удар?!
Увы, непосредственно командующий операцией, контр-адмирал Тюити Нагумо от повторения удара отказался. И, как оказалось, у него на это были довольно веские основания.
В первые минуты атаки американские зенитчики показали свою полную профнепригодность – из 32 береговых зенитных батарей огонь смогли открыть только восемь. Стреляя, как попало, по низколетящим самолетам они нанесли больше ущерба собственной базе, чем японцам. На одной из улиц Перл-Харбора зенитным снарядом был убит ребенок.
Стоящие в гавани корабли тоже открыли редкий зенитный огонь, но их положение осложнялось отсутствием зенитных боеприпасов – во избежание диверсий и несчастных случаев, погреба были наглухо заперты. А ключи, как это всегда бывает, оказалось найти непросто.
Как результат – «первая волна» палубных самолетов потеряла всего девять самолетов.
К моменту появления «второй волны», ключи от артиллерийских погребов уже были найдены, адмирал Киммель проснулся, а личный состав базы прибыл на свои боевые посты согласно боевому расписанию. В результате японцы потеряли в два раза больше самолетов – 20 машин.
Общие потери составили 29 самолетов и 56 летчиков, а еще 74 из вернувшихся самолетов имели повреждения и не могли в ближайшее время подняться в воздух – треть всех машин, участвовавших в операции выбыла из строя!
Новый удар был бы встречен еще более сосредоточенным зенитным огнем и еще большим количеством истребителей (в ходе первого налета в воздух успели подняться несколько американских машин, сбивших 7 японских самолетов), что повлекло бы за собой новые, еще более крупные потери. Несмотря на яростные удары по аэродромам, у янки наверняка сохранились бомбардировщики и торпедоносцы берегового базирования. А где-то неподалеку находилась два американских авианосца – в случае обнаружения японской эскадры, японцы бы оказались в довольно опасном положении.
Потому Тьюити Нагумо поступил благоразумно - развернул свои авианосцы и полным ходом покинул опасную зону.
Цифры сухой статистики неумолимо свидетельствуют – в ходе атаки на Перл-Харбор погибло 2400 военных и гражданских лиц, всего 0,5% всех людских потерь США во Второй мировой войне. Это много, и одновременно, мало. Это гораздо меньше, чем количество жертв терактов 11 сентября. Материальный ущерб от японской атаки оказался тоже невелик.
Но для чего тогда американцы упорно тиражируют сказку о своей «великой национальной трагедии»?
Ответ кажется мне очевидным: для Америки это удар был как подарок судьбы. Америка ждала войны с Японией и атака Перл-Харбора стала лучшим поводом. Все произошло даже лучше, чем ожидали американцы – японские адмиралы и морские летчики оказались на редкость наивны и как-то совсем непрофессиональны. С трудом скрывая улыбку, американцы приняли вызов и принялись безжалостно крошить японскую армию и флот. Победы была лишь вопросом времени.
Сейчас нет ничего лучше, чем рассказать красивую легенду о своем «первом поражении в нечестном бою» и о своей последующей «справедливой мести». А как иначе - без «поражения в нечестном бою» легенда потеряет свое очарование. Остается только жестокая правда жизни – американцы «развели» японцев на драку, и, в результате, стали гегемонами в Тихоокеанском регионе.
Небольшая фотогалерея:
…адмирал Киммель сладко потянулся и перевернулся на другой бок. Он шел по мокрой дороге в обнимку с гавайской красоткой, а вокруг – Бац! Бац! - весело стучали упругие капли тропического ливня. Бац! Бац! – шум становился все тревожнее и настойчивее. Гавайская красавица выпорхнула из объятий адмирала и бесследно растаяла в пелене дождя. Бац! Бац! БАЦ!
Киммель открыл глаза и к своему изумлению понял, что раздражающий шум доносится совсем не из его сновидений, а из приоткрытого окна особняка. Он сразу узнал этот звук – палят пятидюймовые зенитки 5”/25. «Какие учения в воскресенье? Я не отдавал распоряжений…» За окном что-то громыхнуло, выгнав остатки сна из головы адмирала. Адмирал Киммель стрелой выскочил на веранду и оцепенел при виде сюрреалистичной картины. Над горящими кораблями сквозь клочья черного дыма мчались самолеты с японскими опознавательными знаками. А посреди всего этого безобразия стоял заспанный командующий военно-морской базой Перл-Харбор в ночном халате.
7 декабря 1941 года японская палубная авиация уничтожила Тихоокеанский флот США – каноническая фраза из школьных учебников, подкрепленная крепким голливудским блокбастером, глубоко проникла в сознание граждан. Никто как-то не задумывается над тем, что американский «Тихоокеанский флот» можно уничтожить только вместе с Тихим океаном. Как и любой «флот» ВМС США – это всего лишь зона ответственности с непостоянным корабельным составом, формируемым на ротационной основе.
Впрочем, дело даже не в этом. Более детальное знакомство с историей нападения на Перл-Харбор дает совершенно противоположную картину. Великая операция в истории японской палубной авиации на деле предстает бездарно спланированной и столь же бездарно проведенной атакой. Лишь преступная халатность американского командования, усугубившаяся недостаточной подготовкой экипажей кораблей ВМС США, позволила японцам избежать катастрофы и реализовать хотя бы часть своих планов.
Японские авианосцы провалили задание. Даже без учета промышленного потенциала Америки, способной ежедневно сдавать флоту по одному новому эсминцу, результаты японского налета выглядят более чем спорными.
Японские авианосцы держат курс на Перл-Харбор. На переднем плане полетная палуба "Дзуйкаку", вдали маячит "Кага"
Все знают, что в Перл-Харборе погиб линкор «Аризона», но мало кто задумывался над тем, что это был за корабль. По факту, японцы потопили ржавое ведро времен Первой мировой войны, спущенное на воду в 1915 году. В Перл-Харборе в тот день вообще не было новых линкоров! Самый «молодой» из линейных кораблей был спущен на воду в 1921 году, а самый пожилой дредноут «Юта» – в 1909 г. (к тому времени уже использовался американцами, как радиоуправляемый корабль-мишень).
Но всё это ерунда, по сравнению с тем, что в Перл-Харборе находился крупнейший заправочный пункт ВМС США на Тихом океане – нефтехранилище ёмкостью 4 500 000 баррелей нефти. Уничтожение стратегического объекта могло полностью парализовать американский флот в Тихоокеанском регионе. Для сравнения – запасы нефти на Гавайях были равны всем японским запасам нефти! Дальнейшие события отчетливо показали: нужно было разрушить заправочный пункт любой ценой. Ущерб был бы больший, чем потопление всех кораблей в Жемчужной гавани.
Увы, японские пилоты направили всю свою ярость против «линкорного ряда» - семи дряхлых американских лоханок, пришвартованных вдоль острова Форд. Как дети, честное слово.
Кроме нефтехранилища на территории американской военно-морской базы находился еще ряд соблазнительных целей, оставшихся нетронутыми – например, гигантский сухой док 10/10 и расположенные по близости механические мастерские. Все это японцы подарили ВМС США – в результате, когда над гаванью еще кружили самолеты второй волны, американцы уже приступили к ремонтно-восстановительным работам. Госпитали, причалы, хранилища боеприпасов – вся инфраструктура базы осталась нетронутой!
Через полгода это станет роковым обстоятельством – с помощью сохранившихся доков, кранов и механических мастерских Перл-Харбора американцы успеют восстановить поврежденный в Коралловом море авианосец «Йорктаун» и нанесут решающий удар под Мидуэем.
Удача, замаскированная под трагедию
Всего из порядка 90 стоявших на якоре боевых кораблей ВМС США, японцам удалось потопить или серьезно повредить 10, в том числе :
пять линкоров (в скобках – год спуска на воду):
- «Аризона» (1915 г.) – взрыв порохового погреба, корабль был полностью уничтожен. Погибло 1177 человек – крупнейшая катастрофа за всю историю американского флота.
- «Оклахома» (1914 г.) – перевернулся после попадания девяти торпед, поднят в ноябре 1943 года, ввиду тяжести повреждений не восстанавливался. Затонул в океане в 500 милях от Гавайев во время буксировки на разделку в 1947 году.
- «Невада» (1914 г.) – множественные повреждения от бомб, одно попадание торпеды. Во избежание затопления корабль выбросился на мель. В целом – дешево отделался. Через два месяца был снят с мели, вернулся в строй после ремонта в октябре 1942 года. Поддерживал огнем десант во время высадки в Нормандии. Пережил два атомных взрыва на атолле Бикини.
- «Калифорния» (1919 г.) – попадание авиабомбы и двух торпед. Через три дня после атаки затопление приняло необратимый характер и «Калифорния» легла на дно бухты. Была поднята через четыре месяца, вернулась в строй после ремонта в январе 1944 года. Линкор благополучно пережил войну и был сдан на слом в 1960 году.
- «Вест Вирджиния» (1921 г.) – девять торпед и две авиабомбы сделали своё дело, пылающий линкор затонул на своей стоянке. Был поднят в мае следующего года, восстановлен к июлю 1944 года.
Дыма много, толку мало
Также японцам удалось повредить три эсминца, минзаг и корабль-мишень:
- «Кассин» и «Даунс» - полностью уничтожены во время пожара в доке. Чисто из принципа были восстановлены в 1944 году. С погорельцев сняли уцелевшие механизмы, установив их в новом корпусе.
- «Шоу» - взрыв артиллерийских погребов в носовой части корпуса. Несмотря на отвалившуюся носовую часть, дополз своим ходом до Сан-Франциско. Уже в августе 1942 г. вернулся после ремонта в Перл-Харбор.
- минный заградитель «Оглала» (1907 г.) – в момент японской атаки был пришвартован к левому борту крейсера «Хелена». Одна из выпущенных торпед прошла под днищем «Оглала» и попала «Хелену», взрывом повредило оба корабля. «Хелена» осталась на плаву, а «Оглала» нахлебалась воды и легла на дно прямо у пирса, поднята в 1942 году, восстановлена и возвращена в строй.
- радиоуправляемый корабль-мишень «Юта», бывший дредноут (1909 г.) – до сих пор лежит на дне Жемчужной гавани.
Опрокинувшийся минзаг "Оглала". Впереди стоит поврежденная "Хелена", вдали дымит "линкорный ряд"
Внимательные читатели уже наверняка отметили, что список безвозвратных потерь можно ограничить «Аризоной» и «Оклахомой». Все остальные корабли, за исключением «Юты», вернулись в строй. Диспут о сгоревших эсминцах и потопленном корабле-мишени не имеет смысла ввиду несоответствия предмета спора масштабам нападения на Перл-Харбор. Американские потери выглядят как насмешка над планами адмирала Ямамото.
Еще восемь боевых кораблей получили умеренные повреждения, среди них:
- линкоры «Теннесси» (1919 г.), «Мэрилэнд» (1920 г.), «Пенсильвания» (1915 г.)
В «Теннесси» попало две бомбы, а разлившаяся горящая нефть с линкора «Аризона» обуглила краску на корме линкора. Повреждения были полностью ликвидированы к марту 1942 года.
«Мэрилэнд» также получил два бомбовых попадания, но отделался сравнительно легко. Из всего экипажа погибло лишь 4 моряка, ремонт закончен в феврале 1942 года.
Линкор «Пенсильвания» спрятался от японских торпед в сухом доке и, в общем, тоже благополучно пережил налет. Взорвавшийся боекомплект стоявших неподалеку эсминцев «Кассин» и «Даунс» причинил линкору лишь косметические повреждения (тем не менее, погибло 29 человек из экипажа «Пенсильвании»). Повреждения были полностью ликвидированы к апрелю 1942 года.
"В. Вирджиния" наглоталась японских торпед и легла на грунт. "Теннесси" прикрылся от японских торпед корпусом своего систершипа и остался цел.
Повреждения получили три крейсера:
- уже упоминавшаяся ранее «Хелена» (1939 г.); в корабль попала одна торпеда, ремонт завершен на верфях в Калифорнии в начале 1942 года.
- старый крейсер «Рейли» (1922 г.) – получил в борт торпеду, но остался на плаву и сбил пять японских бомбардировщиков. Повреждения восстановлены к 22 декабря 1941 года.
- крейсер «Гонолулу» (1937 г.) – от близкого разрыва бомбы открылась течь в подводной части корпуса. Экипаж потерь не имел. Ремонт завершился в тот же день.
Кроме того, были повреждены:
- новейшая база гидросамолетов «Кертисс» (1940 г.), на которую упал сбитый японский самолет. Через несколько минут вновь подверглась атаке бомбардировщика. Результат - оторван кран, 19 погибших. Ремонт закончен 13 февраля 1942.
- плавучая мастерская «Вестал» (1908 г.) с началом налета поспешила выброситься на берег. Получила повреждения при взрыве линкора «Аризона», отремонтирована к августу 1942 г. Активно использовалась на Тихом океане: за годы войны оказала экстренную помощь 58 поврежденным кораблям.
Столь удивительный результат: всего 18 поврежденных кораблей из 90 находившихся в этот момент в гавани Перл-Харбора объясняется отвратительной координацией японской атаки, помноженной на слепую ярость японских летчиков, выбиравших лишь крупные контрастные и, как им казалось, важные цели. В результате часть линкоров получила по 9 торпед, в то время, как остальные корабли и инфраструктура базы остались нетронутыми. Например, ни одна бомба не упала на базу подводных лодок, зато пилоты выбрали другую «важную» мишень – старый дредноут (корабль-мишень) «Юта» со снятыми башнями главного калибра. Японцам показалось, что это … авианосец.
Крейсер "Феникс" в Перл-Харборе. В тот день он не получил ни царапины. "Феникс" проживет удивительно долгую жизнь, превратится в аргентинский крейсер "Хенераль Бельграно" и будет потоплен британской атомной подлодкой в ходе Фолклендского конфликта
Глубина бухты в районе «линкорного ряда» едва достигала 10 метров, башни и надстройки затонувших линкоров свободно возвышались над поверхностью воды. Все это позволило в короткий срок поднять практически все «потопленные» корабли и вернуть их в строй еще до окончания войны.
Более того, японцы в каком-то смысле «сыграли на руку» американцам – во время ремонта все поврежденные корабли прошли обширную модернизацию, включавшую замену всей зенитной артиллерии и модернизацию системы управления огнем. «Вест Вирджиния» лишилась решетчатой грот-мачты, на «Неваде» полностью перестроили носовую надстройку, а старая «Калифорния» настолько изменилась внешне и внутреннее, что её силуэт стал похож на силуэт новейших линкоров типа «Саут Дакота».
К слову, ровесники этих линкоров, не попавшие под удар японской авиации, столь глубокую модернизацию не прошли и к концу войны уступали по совокупности боевых характеристик своим «потопленным» собратьям.
Наконец, чисто с военной точки зрения, безвозвратная потеря двух и временная потеря шести линкоров не слишком отразилась на боевых возможностях ВМС США. К моменту нападения на Перл-Харбор в составе американского флота имелось 17 линейных кораблей! А за время вынужденного отсутствия «потопленных линкоров», американцы построили еще восемь куда более грозных «Айов» и «Саут Дакот».
И самое интересное – даже без вмешательства японцев, все равно не было никакой возможности использовать старые линкоры до 1943 года. Все линейные корабли, построенные по проектам времен Первой мировой имели один крупный недостаток – они были чрезвычайно тихоходны. Погибшая «Аризона» едва развивала 21 узел – слишком мало для сопровождения современных авианосцев. А выпускать в океан устаревший линкор без истребительного прикрытия было равносильно самоубийству.
По иронии судьбы, ко времени окончания ремонта поврежденных линкоров, для них появилась подходящая задача – уничтожение японского оборонительного периметра на островах Тихого океана. Отгремело большинство морских сражений, янки захватили полное господство на море и в воздухе. Теперь требовалось лишь обстреливать занятые японцами клочки суши, неспешно перемещаясь от атолла к атоллу. Вот тут-то как раз и пригодились «Калифорния», «Теннесси», «Вест Вирджиния» и «Мэрилэнд».
Впрочем, этим старым кораблям выпал отличный шанс поквитаться с японцами за Перл-Харбор – в ночь на 25 октября 1944 года «ветераны» расстреляли в проливе Сугарио японский линкор «Ямаширо».
Незаметные причины японского провала
Адмирал Исороку Ямамото, получив первые донесения о результатах налета на Перл-Харбор, был в ярости. Несмотря на всеобщее ликовании, поддерживаемое японской пропагандой, он понимал, что «оглушающего удара» не получилось. Потоплены несколько старых линкоров, все остальные корабли и база уцелели.
Адмирал Ямамото планировал потерять до половины своих летчиков, но разнести на острове все. Последний японский самолет из «второй волны» приземлился на авианосец в час дня – к этому моменту самолеты «первой волны» были уже снова заправлены, вооружены и вновь готовы к боевому вылету. Молодые горячие пилоты рвались в бой. В Перл-Харборе оставалось множество важных целей. Почему не был нанесен повторный удар?!
Увы, непосредственно командующий операцией, контр-адмирал Тюити Нагумо от повторения удара отказался. И, как оказалось, у него на это были довольно веские основания.
В первые минуты атаки американские зенитчики показали свою полную профнепригодность – из 32 береговых зенитных батарей огонь смогли открыть только восемь. Стреляя, как попало, по низколетящим самолетам они нанесли больше ущерба собственной базе, чем японцам. На одной из улиц Перл-Харбора зенитным снарядом был убит ребенок.
Стоящие в гавани корабли тоже открыли редкий зенитный огонь, но их положение осложнялось отсутствием зенитных боеприпасов – во избежание диверсий и несчастных случаев, погреба были наглухо заперты. А ключи, как это всегда бывает, оказалось найти непросто.
Как результат – «первая волна» палубных самолетов потеряла всего девять самолетов.
К моменту появления «второй волны», ключи от артиллерийских погребов уже были найдены, адмирал Киммель проснулся, а личный состав базы прибыл на свои боевые посты согласно боевому расписанию. В результате японцы потеряли в два раза больше самолетов – 20 машин.
Общие потери составили 29 самолетов и 56 летчиков, а еще 74 из вернувшихся самолетов имели повреждения и не могли в ближайшее время подняться в воздух – треть всех машин, участвовавших в операции выбыла из строя!
Новый удар был бы встречен еще более сосредоточенным зенитным огнем и еще большим количеством истребителей (в ходе первого налета в воздух успели подняться несколько американских машин, сбивших 7 японских самолетов), что повлекло бы за собой новые, еще более крупные потери. Несмотря на яростные удары по аэродромам, у янки наверняка сохранились бомбардировщики и торпедоносцы берегового базирования. А где-то неподалеку находилась два американских авианосца – в случае обнаружения японской эскадры, японцы бы оказались в довольно опасном положении.
Потому Тьюити Нагумо поступил благоразумно - развернул свои авианосцы и полным ходом покинул опасную зону.
Цифры сухой статистики неумолимо свидетельствуют – в ходе атаки на Перл-Харбор погибло 2400 военных и гражданских лиц, всего 0,5% всех людских потерь США во Второй мировой войне. Это много, и одновременно, мало. Это гораздо меньше, чем количество жертв терактов 11 сентября. Материальный ущерб от японской атаки оказался тоже невелик.
Но для чего тогда американцы упорно тиражируют сказку о своей «великой национальной трагедии»?
Ответ кажется мне очевидным: для Америки это удар был как подарок судьбы. Америка ждала войны с Японией и атака Перл-Харбора стала лучшим поводом. Все произошло даже лучше, чем ожидали американцы – японские адмиралы и морские летчики оказались на редкость наивны и как-то совсем непрофессиональны. С трудом скрывая улыбку, американцы приняли вызов и принялись безжалостно крошить японскую армию и флот. Победы была лишь вопросом времени.
Сейчас нет ничего лучше, чем рассказать красивую легенду о своем «первом поражении в нечестном бою» и о своей последующей «справедливой мести». А как иначе - без «поражения в нечестном бою» легенда потеряет свое очарование. Остается только жестокая правда жизни – американцы «развели» японцев на драку, и, в результате, стали гегемонами в Тихоокеанском регионе.
Небольшая фотогалерея:
Останки сгоревших в доке эсминцев "Кассин" и "Даунс"
Если бы японцы были чуть более внимательны, они бы заметили многочисленные светлые объекты (в верхней части снимка) - гигантское нефтехранилище Перл-Харбора
Янки хоронят погибших японских летчиков
Взрыв носового артиллерийского погреба эсминца "Шоу"
Отремонтированный линкор "Пенсильвания" возглавняет строй кораблей, на пути в залив Лингайен, Филиппины, январь 1944 г.
Репортеры после экстренной пресс-конференции у президента Рузвельта бегут к телефону. Вашингтон, 7 декабря 1941 года
Какие радостные лица - Война началась!
Какие радостные лица - Война началась!
BO, Олег Капцов