...С первых дней существования идеи создания Таможенного союза постсоветских государств украинские «незалежники» в один голос кричат о том, что присоединение к нему Украины приведёт к потере страной своего суверенитета. А целью Украины является вступление в Евросоюз... Депутатами как от оппозиции, так и от власти зарегистрировано несколько постановлений парламента, призванных подтвердить курс Украины на вступление в ЕС. Даже ратующие за возвращение стране ядерного статуса и предрекающие Украине мировое господство «свободовцы» включили в свою предвыборную программу курс на евроинтеграцию. А если взять и сравнить угрозы суверенитету от присоединения Украины к Таможенному или Европейскому союзу?
Накануне Рождества профессор кафедры международных отношений и внешней политики Национального университета имени Т. Шевченко Григорий Перепелица в эфире Украинского радио пугал население: «Все, кто войдут в Таможенный союз, станут субъектами Российской Федерации, как когда-то Украинская народная республика стала Советской социалистической республикой».
Но для начала следует разобраться, что такое суверенитет.
В современном понимании этого термина суверенное государство проводит независимую внутреннюю и внешнюю политику, самостоятельно формирует законодательную базу, определяет экономическую, финансовую и денежную политику. Такие атрибуты, как герб, гимн, флаг отнюдь не являются определяющими признаками суверенитета: их может иметь любой заштатный населённый пункт.
Конечно, в процессе глобализации мир становится настолько взаимосвязанным, что абсолютный суверенитет стал мифом: нет ни одного государства в мире, которое бы абсолютно не зависело от других. Даже Соединённым Штатам Америки во время расцвета «однополярного мира» приходилось корректировать свои шаги из-за влияния соседей и межгосударственных организаций. Но одно дело – корректировать, а другое – подчиняться принятым без учёта интересов государства (или его населения) решениям.
Любое вступление в международную организацию является ограничением собственного суверенитета. Будь то ООН, ВТО, Организация африканского единства или Организация стран-экспортёров нефти.
Как, например, недавнее вступление в ВТО явилось ограничением суверенитета Украины в вопросах экономических, поскольку страна взяла на себя обязательство придерживаться ограничений в установлении размеров таможенных пошлин.
Членство в ОБСЕ также является ограничением суверенитета, поскольку при этом многие нормативы и правила политической жизни государства диктуются внешними надгосударственными структурами.
Но достаточно теоретизировать. Перейдем к сравнению.
Внешняя политика
Хотя страны ЕС всё ещё в значительной мере контролируют свою внешнеполитическую деятельность, в вопросах торговли и энергетической политики государства Евросоюза руководствуются Общей внешней политикой и политикой безопасности, основные принципы которых определяются не национальными министерствами иностранных дел, а Европейским советом и Еврокомиссией. Причём роль этих органов всё время возрастает.
Таможенный союз не претендует на руководство внешнеполитической деятельностью стран, входящих в организацию, ограничиваясь выработкой единых таможенных норм и правил.
Внутренняя и трудовая политика
Несмотря на различия государственного устройства и форм правления, страны ЕС проводят единую политику, касающуюся вопросов гражданства (подданства). Для этого была подписана Европейская конвенция о гражданстве, оговаривающая основные принципы предоставления и лишения гражданства, а также вопросы множественного гражданства. Согласно правовым нормам Евросоюза западные страны Европы имеют право на предоставление своим жителям общеевропейского гражданства, при наличии которого человек пользуется всеми правами на территории всего ЕС.
В то же время на жителей восточноевропейских государств-членов это не распространяется. Налагаемые на них ограничения, по сути, делают из них людей второго сорта, не имеющих в Западной Европе даже таких основополагающих прав, как право на труд в любой европейской стране. Так что надежды наших сограждан массово рвануть на заработки после гипотетического присоединения к Евросоюзу не просто безосновательны, но и наивны.
Таким образом, Украина полностью откроется для иностранных граждан в вопросах не только трудоустройства, но и возможности выборов депутатов Европарламента, правом на которые будут обладать на нашей территории европейцы, но граждане Украины не получат таких же прав в Европе. Подобное соотношение прав существовало всего полвека назад в европейских колониях и «стране развитого апартеида» - ЮАР, для негров.
Уже вступившие в силу правила Таможенного союза уравняли права трудовых мигрантов и предпринимателей России, Казахстана и Беларуси, но ни о каком общем гражданстве и общих избирательных правах в надгосударственные представительские органы в ТС речи не идёт.
Казахи голосуют за казахские органы власти, белорусы – за белорусские. А структура трудовой миграции однозначно указывает на то, что присоединение к Таможенному союзу позволит существенно сократить излишки рабочих рук в Украине.
Погранично-визовая политика
Как известно, на основании Шенгенского соглашения между странами Евросоюза устранён не только визовый, но и пограничный контроль. Однако не повсеместно. На данный момент пограничный контроль существует на границах ЕС с Румынией, Болгарией, Хорватией и Кипром, подписавшими Шенгенское соглашение.
Причём первые две страны ждут его отмены уже шесть лет, Хорватии придётся терпеть минимум до 2015 года, а срок, определённый для снятия пограничного контроля с Кипра, продлён до 12 лет. За сохранение контроля на границах с Румынией и Болгарией выступают некоторые «старые европейцы», ссылаясь на высокий уровень коррупции в этих странах. Стоит ли Украине уповать на более быстрый «карантин», зная об уровне коррупции в ней?
Кроме снятия пограничного контроля между членами ЕС, Шенгенское соглашение предусматривает ужесточение пограничного контроля и введение визового режима с государствами, не входящими в Шенгенскую зону. То есть Украине при сохранении пограничного контроля с Евросоюзом придётся оборудовать несколько тысяч километров границы с Молдавией, Приднестровьем, Россией и Белоруссией. А введение визового режима с этими и другими странами вызовет симметричный ответ с их стороны, что ударит не только по родственным связям многих граждан Украины, но и по экономике ряда регионов. В первую очередь Крыма, Одесской области и Закарпатья, где обычно отдыхают граждане перечисленных стран.
С точки зрения суверенитета Украина утратит его часть, поскольку Шенгенское соглашение существенно ограничивает права национальных государств в визово-пограничных отношениях с третьими странами: рамочные правила пересечения границы при этом определяются не национальным законодательством, а принятыми ранее документами ЕС.
Поскольку между странами СНГ существует безвизовый режим, то присоединение Украины к Таможенному союзу не приведёт к каким-либо изменениям визовых правил с любыми государствами. Основополагающие документы ТС также не содержат никаких требований к изменению пограничного режима с кем бы то ни было, оставляя его в компетенции национального законодательства.
Таможенные правила
Вступление как в Евросоюз, так и в Таможенный союз для Украины означает присоединение к единым таможенным тарифам в отношении третьих стран. Внутри обоих союзов таможенный контроль отменяется, вместо этого государство берёт на себя обязанности обеспечить исполнение принятых в объединении правил на внешних (относительно союзов) границах.
Таким образом, отказ от суверенного права самостоятельно определять таможенную политику равнозначен в обоих случаях.
Право
Принцип верховенства права в Евросоюзе гласит: нормы права ЕС имеют приоритет над нормами национального законодательства государств-членов. Под ним понимается непосредственное действие и обязательная применимость норм права ЕС на всей территории Европейского союза и относительно всех субъектов права. Нормы национального права государств-членов не должны противоречить нормам права ЕС.
Право ЕС непосредственно применяется на территории государств-членов. Правовые вопросы на территории членов ЕС регулируются директивным образом специальными регламентами, разрабатываемыми различными структурами органов управления союза. То есть в правовых вопросах государства-члены отказываются от части своего суверенитета в пользу надгосударственных структур Евросоюза.
С правовой точки зрения государства, входящие в ЕС, не являются суверенными. Скорее, это автономные образования, входящие в единое управляемое надгосударственными структурами образование. И такая ситуация затрагивает не только таможенное и торговое право, но и многие другие сферы, касающиеся отношений между гражданами, а также между ними и государством.
Таможенный союз не претендует на регулирование ни гражданских прав жителей входящих в него государств, ни правовых взаимоотношений граждан с государствами.
Законодательство
Законодательство в государствах, входящих в Евросоюз, разрабатывается не только национальными законодательными органами, но и Еврокомиссией, давно уже превратившейся в монстра, более влиятельного, чем пресловутый советский Госплан.
При этом страны-участники полностью передали общеевропейским институтам полномочия в областях европейского таможенного союза, установления правил конкуренции, денежной политики, сохранения морских биологических ресурсов, общей торговой политики. Национальное законодательство в данных вопросах не является правомочным.
Кроме того, национальное законодательство ограничено и в других областях, где ему позволено лишь дополнять общеевропейское, не противореча последнему. Это регулирование внутреннего рынка, основные направления социальной политики, экономическое, социальное и территориальное сплочение, регулирование сельского хозяйства и рыболовства, окружающая среда, защита потребителей, транспорт, трансъевропейские сети, энергетика, пространство свободы, безопасности и правосудия, общие проблемы безопасности в сфере здравоохранения.
Постановления институтов Евросоюза в данных вопросах имеют статус законов и отменяют собой национальные законы, а директивы указывают государствам-членам, в течение какого срока национальное законодательство должно быть приведено в соответствие с европейским.
То есть налицо жёсткая законодательная система, в которой национальному законодательству оставлена роль местного, подчинённого, вспомогательного, не претендующего на самостоятельную роль во многих областях деятельности.
В Таможенном союзе также существует ряд вопросов, по которым могут приниматься решения, как обязательные для исполнения государствами-участниками, так и рекомендательного характера. Различия с Евросоюзом в механизме принятия этих решений. Законодательные решения в ЕС принимаются либо решением Совета ЕС, в который входят представители профильных министерств стран-участников, либо голосованием в Европарламенте. При этом Украина не может рассчитывать на блокирование невыгодных ей решений, поскольку её «вес» в Европарламенте не будет достигать даже 7% голосов.
Решения же в Евразийской экономической комиссии Таможенного союза, наделённой правом принятия обязательных для исполнения законодательных инициатив, принимаются исключительно консенсусом, при этом невыгодные Украине решения не могут быть приняты.
Да и спектр вопросов, относящийся к компетенции ЕАЭК, значительно шире уже перечня компетенции обязательных к исполнению решений Совета ЕС и Европарламента.
Стандартизация
После создания ЕС, государства, вошедшие в него, проделали огромную работу по стандартизации всего, что только поддается стандартизации. На сегодня насчитывается около двух десятков тысяч европейских стандартов, являющихся обязательными для исполнения. Они охватывают не только характеристики промышленной продукции, но и экологические нормы, права потребителей, охрану труда, технологии производства продуктов питания.
Исторически сложилось так, что Украина, развивавшаяся вначале в составе Российской империи, а потом в составе СССР, придерживалась стандартов, принятых в этих государствах. Вступление в Евросоюз вызовет обязательный переход от действующих национальных стандартов к общеевропейским. И именно чиновники из Еврокомиссии будут определять даже такие мелочи, как форма и тип розетки, установленной в каждой украинской квартире.
Кроме огромных финансовых потерь на переход к евростандартам, Украина будет вынуждена отказаться от производства некоторых видов своих товаров, поскольку в силу ряда причин (например, климатических) они не могут соответствовать евростандартам, даже будучи более качественными. То есть страна лишится доли суверенитета в вопросах определения качества выпускаемой продукции.
Страны Таможенного союза, хотя и сближают свои стандарты с мировыми, в основном придерживаются старых советских ГОСТов, на основе которых базируется и украинская экономика. Если национальные стандарты Украины не ухудшают качества продукции и услуг, они признаются другими участниками ТС.
Кредитно-денежная политика
С введением единой европейской валюты вопросами кредитно-денежной политики ЕС стал ведать Европейский центральный банк. Национальные центральные банки при этом лишились части своих важнейших функций, таких как определение процентных ставок, выработка и осуществление национальной валютной политики, поддержание ценовой стабильности. Существенно ограничена роль национальных ЦБ в вопросах денежной эмиссии: они могут эмитировать (включая печать наличных евро) лишь строго ограниченное количество денег.
То есть суверенная кредитно-денежная политика государств-участников Евросоюза фактически прекратила своё существование с момента появления евро. К чему же приводит директивное управление национальными экономиками со стороны ЕЦБ, мир увидел на примере Греции, стоящей на грани банкротства, а также Испании и Португалии, переживающих мощнейший кризис.
Вопросы общей кредитно-денежной политики не относятся к компетенции органов Таможенного союза. Не стоит на повестке дня и создание общей для стран-участников валюты.
Экономика
Большинство украинских граждан, наслушавшись речей политиков-евроинтеграторов, наивно полагают, что вступление Украины в ЕС мгновенно откроет стране доступ к гигантскому европейскому рынку. Однако те же самые политики-евроинтеграторы умалчивают о том, что выпуск любых видов продукции в странах ЕС жёстко квотирован.
Каждая страна имеет квоты на производство молока, мяса, металла, зерна, масла, тракторов, автомобилей, морских судов и других видов продукции, продаваемой членам ЕС. При этом квоты увеличиваются в пользу наиболее передовых, мощных производителей. Государство, превышающее выделенные ему квоты, наказывается высокими штрафами, превышающими стоимость «излишне произведённой» продукции.
Во избежание внутриевропейской конкуренции Еврокомиссия способствует не поддержке менее конкурентоспособных производителей, а уничтожению их производства.
Так, Греция, имевшая вторую в Европе судостроительную отрасль, после вступления в ЕС была вынуждена ликвидировать её в пользу германского судостроения. Греческие крестьяне, минимум три тысячи лет славящиеся производством оливкового масла, были вынуждены вырубать оливковые рощи, поскольку основными квотами на производство масла владела Испания.
В угоду голландским скотоводам французские крестьяне вынуждены ежегодно выливать в канализацию миллионы литров молока, испанские – давить асфальтовыми катками помидоры и апельсины. Почти уничтожено производство венгерских токайских и болгарских вин.
Квоты на производство продукции, имеющие статус закона, обязательного для исполнения, в ЕС вырабатывает аппарат Еврокомиссии. Его формирование производится на основании удельного веса экономик и численности населения стран, входящих в Евросоюз. Представители профильных министерств стран-участниц, командируемые в Брюссель в количестве, пропорциональном «весу» страны, не будучи облечёнными никакой ответственностью, по своему усмотрению решают судьбу экономик целых государств. То есть ни о каком суверенитете в области экономики при вступлении Украины в ЕС речи идти не будет.
Органы управления Таможенным союзом не занимаются вопросами регулирования объёмов производства различных видов продукции в странах-членах союза.
Права собственности
Одним из ключевых условий вступления новых стран в Евросоюз является урегулирование вопроса реституций. То есть возврата прежним собственникам имущества, насильно отнятого в ходе революций, войн и прочих общественных потрясений.
Для Украины вопрос реституций является чрезвычайно болезненным. Кроме владельцев крупных дореволюционных предприятий вроде Юза или Терещенко, на возврат собственности претендует огромное количество землевладельцев, эмигрировавших в 1920-е годы. Особенно болезненным будет вопрос возврата собственности в Западной Украине, поскольку в силу близости границ и многочисленности наследников переселённого польского населения своих предприятий, земель и недвижимости лишится множество граждан Украины.
И это не страшилка. У многих на слуху история известной советской прибалтийской киноактрисы Вии Артмане, вынужденной переселиться в хлев на хуторе друзей из-за того, что нашёлся довоенный владелец квартиры, полученной ею во времена СССР. При этом Украина как государство не будет иметь права защитить своих граждан и отказать требующим возврата когда-то кому-то принадлежавшего имущества.
Вопрос реституций при вступлении Украины в Таможенный союз даже не ставится.
Нам удалось достаточно кратко сравнить угрозы независимости Украины в случае вступления её в Евросоюз и Таможенный союз. Выводы мы делать не будем: из рассказанного и так ясно, чего следует опасаться заботящимся о сохранении украинского суверенитета. Если, конечно, их заботит именно суверенитет, а не перспектива сближения с ненавистной для них Россией.
Александр ГОРОХОВ, ОДНА РОДИНА