Русское Движение

КОНЕЦ ТРАНЗИТНОГО СЧАСТЬЯ

Оценка пользователей: / 1
ПлохоОтлично 

Тарифы на прокачку углеводородов растут, а выручка за транзитные услуги уменьшается


От советских времен Украине в безраздельное пользование досталась мощнейшая в мире нефте-газотранспортная система, соединяющая мировую углеводородную лохань Россию с щедрыми на оплату европейскими потребителями.

Казалось бы, вот оно, транзитное счастье – житие с трубы. Киевским многовекторным мудрецам привиделось, что, играя на трубе, можно нахлобучить судьбу и жуировать жизнью до скончания века.

Судьба играет с человеком, а человек играет на трубе.

Илья Ильф, Евгений Петров, "Золотой теленок"

Но сермяжная жизнь, оказалось, любит наоборот. Тарифы на прокачку углеводородов растут, а выручка за транзитные услуги уменьшается. Если 2011 году трубопроводный транспорт экспортировал «послуг» на сумму $3,75 млрд., то за 2012 год на 13% меньше. Но ещё далеко не ночь после трудного дня.

Как же так? Мы торгуем услугами «великой трубы» с чувством глубокого национального прагматизма, а навар всё убавляется и убавляется. И самому крайне любопытно.

Нефтепровод «Дружба» – не в коня корм 

В середине 60-х годов прошлого века была введена в эксплуатацию могучая нефтепроводная система «Дружба», предназначенная для прокачки нефти в социалистические страны Европы. Трубу дружно тянули всем совковым миром.

Украине от СССР привалила в наследство южная ветка нефтепровода общей протяженностью магистральной системы 4,5 тыс. км.

Ее пропускная способность на входе составляла 120 млн. т в год, а на выходе – 67 млн. т. Статус транзитного магната смутил нестойкий разум керманычей, и те захворали «амфибиотропной асфиксией», а по-русски говоря – их стала душить жаба.

В 2000 году «руссиянские» нефтетрейдеры обратились к братьям-украинцам с невинной просьбой на 8,5% снизить транспортные тарифы на нефтепроводном ответвлении Великоцк – Луганская – Родионовская протяженностью 300 км, что шло на Новороссийск, дугой пробегая по территории Украины. Тариф $2,35 за тонну был для них великоват. Времена были мерзопакостные для торговли нефтью – стоимость барреля русской смеси Urals тусовалась подле отметки $18 за баррель, потому даже скидка в 20 центов поддерживала портки нефтекоробейникам.

Но в то глухое время, когда в Украине практически вся промышленность валялась в пыли «розбудовы», фундаторы незалежной державы от избытка ума зарывали в землю трубу Одесса - Броды. В планах было осуществить мечту ветхого русофоба Збышека Бжезинского – завернуть потоки энергоносителей из Каспийского бассейна в Европу мимо России, но по степям Украины.

Своими 2-мя копейками (Россия экспортировала в то время 280 млн. тонн нефти в год, а маршрут Одесса - Броды грозился откусить аж 9 млн. т) самостийная братва решила подсобить энергетической безопасности евробратьев и одновременно показать козью морду Москве. Денег на прожект, как всегда, было «обмаль», потому и 40 млн. долларов были желанны, как невеста в первую брачную ночь. Киев дал категорический отлуп братьям-славянам.

Те, утершись братской помощью, взяли и через год построили перемычку Суходольная – Родионовская (протяженность — 254 км, пропускная способность – 26 млн. т, стоимость $180 млн,) навеки лишив украинскую загогулину «Дружбы» источника доходов. Данная история не прибавила рассудительности киевским мечтателям, которые продолжали калькулировать не собственную утерянную выгоду, а расходы соседей на обходные маршруты.

В 2004 году из-за роста мировой конъюнктуры (цены на нефть выросли до $40) произошел всплеск наполняемости транзитного маршрута «Дружбы» – 42,2 млн. т. Это окончательно сорвало крышу у «карманычей», они посчитали, что таки ухватили Бога за бороду, и начали грубо вмешиваться в тонкую материю нефтеотношений. В конце 2007 года следует рейдерский захват Кременчугского НПЗ, совладельцем которого была российская «Татнефть». В ответ на беспредел последовало эмбарго на поставки нефти из РФ на НПЗ. Ситуация до сих пор не отыграна назад.

В октябре 2009 г. «Укртранснафта» вознамерилась реанимировать Кременчугский НПЗ работой в реверсном режиме Приднепровских магистральных нефтепроводов для поставок нефти на простаивающий НПЗ.

Одновременно, в результате запуска участка нефтепровода Кременчуг – Одесса в реверсном режиме, прекратились поставки нефти на принадлежащий российскому «ЛУКойлу» Одесский НПЗ. «Все смешалось в доме Облонских». В результате чехарды, устроенной Киевом в угоду определенному частному капиталу, аффилированному с властными структурами, с 2007-го по 2011 г. транспортировка нефти по Приднепровским магистральным нефтепроводам сократилась с 24,7 млн. т до 9,3 млн. т. Транзит же практически обнулился. А нефтепереработку дюжие реформаторы угробили окончательно. Мощности НПЗ Украины по первичной переработке нефти 51 млн. тонн, однако в 2012 году переработано всего 4,3 млн. т.

Пожалуйте для наглядности таблицу упадка транзита нефти в Европу по украинской ветке нефтепровода «Дружба»; в млн. т.



Даже сейчас, когда объемы прокачки сократились до уровня нерушимой убыточности «Дружбы», Киев продолжает пытаться стричь купоны с тоненького нефтеручейка. С 1 января 2013 года тарифы на транзит нефти через Украину по системе «Дружба» повысились на 8%. Как информирует «Транснефть», новый тариф составил 8,35 евро за тонну
(примерно $10,8). Для сравнения, тарифы по белорусской нитке «Дружбы» находятся на уровне $6.

Естественным ответом московитов на нефтяные метания «Матери городов русских» стало быстрое строительство обходных маршрутов доставки нефти в Европу.

Уже в конце 2001 г. была введена в эксплуатацию первая очередь Балтийской трубопроводной системы (БТС) мощностью 12 млн. т в год. Далее больше и горше:

– 1 августа 2004 года пропускная способность Балтийской трубопроводной системы достигла 50 млн. т нефти в год;

– 7 марта 2006 года открыта вторая очередь Ярославль - Приморск, что позволило вывести БТС на проектную мощность 64 млн. т в год;

– в конце 2006 года на БТС взят новый рубеж в 74 млн. т:

– в 2009 году запускается строительство БТС-2 мощностью в 80 млн. т в год;

– 23 марта 2012 года начата отгрузка нефти из БТС-2.

Кроме того, как реальный ответ мифическому маршруту Одесса - Броды, Россия оперативно организовывает Каспийский трубопроводный консорциум
(КТК) – крупнейший международный нефтетранспортный проект с участием России, Казахстана, а также ведущих мировых добывающих компаний Chevron, Shell, ExxonMobil, Eni. России в Консорциуме принадлежит 25% акций. Делись, не скупись, потом наслаждайся плодами совместного труда – правило цивилизованного бизнеса.

13 октября 2001 года на Морском терминале под Новороссийском начали принимать первую нефть. Объемы транспортировки каспийской нефти по территории России в 2010 году достигли 35 миллионов тонн в год. В настоящее время Консорциум приступил к расширению мощности нефтепроводной системы до 67 млн. тонн нефти в год.

Вместо того, чтобы совместно с РФ и ЕС тянуть новые трубы по кратчайшему расстоянию и нарастить транзит по своей территории ещё на 100 млн. тонн в год, Украина «маэ тэ, що маэ» (см. табл.).

Аналогично складывается ситуация и с транзитом российского газа. Нет смысла подробно останавливаться на этой опере державной, скажем мягко, недальновидности, но несколькими абзацами обрисуем ситуацию.

Для друга и семь верст не околица

Ещё каких-то четыре года назад «Газпром» через украинскую ГТС ежегодно перегонял на Запад 115 млрд. куб. м природного газа. И это при том, что паспортная выходная мощность трубы равна 175 млрд. кубов (по крайней мере, таковой она была ещё 15 лет назад, но сейчас уже никто не представляет истинный «выхлоп» ГТС). Казалось бы, думай, работай над тем, как совместно с соседом осуществить 100% загрузку народного достояния, а потом подбивай барыши.

Но Киев инициировал череду газовых войн с монополистом и в результате нескончаемых газовых «перемог» огреб и европейские цены, и обходные маршруты. Федералы, чтобы не искушать газовую судьбу, решились на грандиозные строительства альтернативных маршрутов доставки углеводородов в Европу. Для друга и семь верст не околица.

Негромким сапом Россия снизила зависимость своего газового экспорта от украинской ГТС с 82% в 2009 году до 55% в IV квартале 2012 года. А с 1 января 2013 года использование ГТС Украины сократилось еще на 18% (по сравнению с последней декадой предыдущего года).

К июлю 2013 года Северный поток пройдет тестовый режим и подключится по полной программе – 55 млрд. куб. м в год, а значит, прокачка газа по ГТС снизится до 75 млрд. куб. м. До 60 млрд. кубов в год, при которых ГТС выйдет из режима рентабельности, осталось каких-нибудь 2-3 года. Введение в эксплуатацию только одной из 4-х веток Южного «стрима» (15,75 млрд. куб. м) делает ситуацию с украинской трубой незавидной.

Мудрые руководители страны в 2009 году ответственно обанкротили НАК «Нафтогаз», и с той поры дефицит бюджета госкомпании только рос. По итогам дыра в бюджете «Нафтогаза» разрослась до 2,5% ВВП страны! Теперь активно банкротят всю газотранспортную систему. Каким же недюжинным талантом необходимо обладать, чтобы прогореть на перепродаже и транспортировке российского газа!

Но я оптимист. Если откопать хотя бы половину трубы (диаметр 1,02-1,22 м) магистральной системы «Дружба» длиной 2,25 тыс. км и, аккуратно порезав её на товарные куски, продать по рыночной цене черного лома 7000 грн. за тонну, то можно подпитать госбюджет наваром в 8,5 млрд. грн. Не пропадать же добру. Или с паршивой овцы хоть шерсти клок.

Антон Дальский, Новости Украины - From-UA