Развитие современных социально-политических процессов в условиях изменения специфики войн и конфликтов «нового поколения» становится все больше подверженным влиянию всевозможных децентрализованных сетевых акторов. В этой связи представляется актуальным проанализировать социально-политическую ситуацию в Автономной республике Крым (АРК) через призму рассмотрения основных тенденций в развитии крымскотатарского национального движения.
Анализируя столь деликатную и непростую, на наш взгляд, проблему, необходимо учитывать произошедшие существенные геополитические трансформации на всем пространстве Причерноморья, которые не только оказали серьезное влияние на состояние региональной безопасности и стабильности, но и превратили Крым в стратегически важную точку всей Евразии. Именно в этом субрегиональном узле происходит пересечение различных осей политической коммуникации, а также наложение интересов основных внерегиональных «игроков», действующих в Черноморско-Кавказской зоне.
По оценкам большинства экспертов, начавшийся с распадом СССР процесс массовой «репатриации» в Крым депортированного в 1944 году татар породил ряд проблем как внутри-, так и общерегионального характера, превратив крымский полуостров в зону латентной конфликтности и постоянного роста межэтнической напряженности. Активизация татарского национального движения в связи с притязаниями представляемого им этнического меньшинства на свою историческую родину остается на протяжении последнего времени одним из наиболее значимых факторов, задающим социально-политическую динамику в АРК.
Помимо этого, Крым в силу своего уникального геополитического положения в Евразии, представляет собой классическую рубежную зону, как исторический перекресток народов и торговых путей, что способствовало развертыванию в данном регионе множества стратегических, этнополитических и этноконфессиональных противоречий. Повышение же политико-административного статуса Крыма - приобретение территориальной автономии - в результате провозглашения независимости Украины в 1991 году, способствовало появлению на крымской площадке самых разных и подчас противоречивых политических акторов.
Самой крупной организацией, позиционирующей себя в политическом поле не только Крыма, но и Украины в целом, выступающей в роли единственного легитимного представительного органа татар Тавриды, в настоящее время является Меджлис татарского народа, образованный в 1991 году решением Курултая второго (первого современного) созыва. Меджлис является исполнительным органом национального съезда (парламента) таврических татар - Курултая татарского народа, избираемого каждые пять лет на всеобщих выборах.
За историю своего существования Меджлису удалось добиться серьезных результатов в решении поставленных первоначально задач. В нынешних условиях данная организация, по сути, формирует параллельную систему власти в АРК, ориентированную исключительно на татарское население. При этом стоит подчеркнуть, что при всей своей внешней «иерархичности» данная система функционирует по сетевому принципу. Этому во многом способствует то, что татары сегодня не проживают компактно на полуострове, а расселены дисперсно по всей его территории, особенно в районах пролегания стратегических транспортных коммуникаций.
В целом необходимо отметить, что, наряду с другими организациями и движениями тюркских народов, татарское национальное движение является на сегодня самой организованной и сплоченной политической силой. Помимо того, что Меджлис располагает депутатскими местами в Верховном Собрании АРК, а также в определенной степени контролирует деятельность республиканского Госкомнаца, на территории Крыма действует свыше 350 ячеек и региональных отделений организации. Они являются аналогом местных администраций, которые призваны решать локальные проблемы татар, информировать свой «центр» о развитии событий на местах и осуществлять реализацию решений, принимаемых руководством Меджлиса и Курултаем. В местах расселения татар действуют «координаторы» - представители Меджлиса, задача которых, помимо всего прочего, заключается в поддержании мобилизационной готовности населения. Ячейки и отделения Меджлиса ведут учет татарского населения, что позволяет им контролировать ситуацию в своей общине, а также отслеживать динамику роста численности населения.
Так, если по данным переписи 1989 года в Крыму проживало 38,4 тыс. татар, то уже в 1992 году численность татарского населения составила около 200 тыс., а в 1998 году - 262,8 тыс. Столь резкие темпы увеличения численности татарской общины на территории АРК в 1990-х годах, безусловно, связаны с интенсивной «репатриацией» татар, которая, начиная с конца 1980-х годов, носила массовый характер. При проведении последней на данный момент всеукраинской переписи (2001 год) население АРК составляло 2 024 056 человек, и третье место по численности заняли татары - 12,1%, что в соответствие с международными принципами оценки демографических и миграционных процессов является переходом допустимого 10-процентногого порога, после которого актуализируется рост напряженности между переселенцами и «резидентами».
Однако ситуация в Тавриде имеет целый ряд качественных отличий от других регионов, в которых имеется конфликтогенный потенциал, возникающий в связи с интенсификацией миграционных потоков. Мировым сообществом поддерживается точка зрения о том, что депортированный татарский народ имеет полное право на развитие там, где он хочет, а именно: на своей исторической родине. И это является тем главным аргументом, к которому апеллируют лидеры национального движения.
Официальный Киев длительное время смотрел «сквозь пальцы» на процесс «репатриации» татарского народа, а также возникавшие в связи с ней проблемы, в том числе столкновения с русскоязычным населением. В то же время изменение этнодемографического баланса в АРК, связанное с позиционированием в этнополитическом пространстве республики столь многочисленной этнической группы, способствовало включению Крыма в так называемый «тюркский пояс». С момента активизации в начале 1990-х годов международных пантюркистских движений Крым стал объектом внимания и стратегического интереса Турции как главного выразителя пантюркистской идеи (türkçülük) о создании всемирного «тюркско-исламского союза» (türk-islam birli?i) путем объединения близкородственных тюркских народов в единое культурно-политическое пространств.
И надо отметить, что наряду с усилением роли Черноморско-Кавказского региона в общем геополитическом раскладе сил в Евразии, это (весьма серьезно) способствовало не только изменению региональной геополитической «конъюнктуры», но и появлению новых угроз региональной безопасности и стабильности.
В современных условиях, помимо решения таких внутренних задач, как возрождение языка, культуры и религии, укрепление параллельных органов власти в республике, руководство Меджлиса проводит активную работу с целью налаживания международных связей (как в области политических контактов, так и гуманитарного сотрудничества) путем расширения сети своих представительств за рубежом. Как отмечают лидеры Меджлиса, деятельность татарского национального движения в области решения своих проблем сегодня осуществляется сугубо в правовом поле. Однако при этом Меджлис всячески стремится завуалировать факты той поддержки, которую он оказывает большинству общественно-политических татарских организаций радикального толка.
Приоритетными направлениями деятельности татарского национального движения на сегодня являются:
1) интенсификация процесса «репатриации» крымских татар в Крым;
2) развитие национальной информационно-коммуникативной инфраструктуры (СМИ, Интернет);
3) совершенствование системы национального образования;
4) укрепление своих политических позиций как в крымском субрегиональном масштабе, так и в масштабах Украины.
Более того, сегодня деятельность Меджлиса де-факто вышла даже за рамки Украины, о чем свидетельствуют неоднократные встречи председателя Меджлиса М. Джемилева с послами различных стран на Украине, а также представителями различных международных организаций.
Основное требование лидеров Меджлиса заключается в «придании татарам статуса коренного народа Крыма, что предполагает гарантии украинского государства не только по урегулированию процесса репатриации, но и развития татар как целостного народа». Поэтому Меджлис, в противовес «латентно существующим в среде русскоязычного населения АРК сепаратистским настроениям», стремится позиционировать себя в качестве единственной прогосударственно (де-факто «про-Киевски») ориентированной политической силы в Крыму, дабы заработать политические дивиденды и укрепить свои позиции как в АРК, так и в общеукраинском раскладе политических сил. Это, в свою очередь, в дальнейшем может позволить им поставить вопрос о придании Крыму статуса национально-территориальной автономии.
Учитывая притязания татарского национального движения на создание национально-территориальной автономии, отметим, что лидеры Меджлиса осознают последствия возможной дестабилизации ситуации в результате межэтнических столкновений в случае постановки вопроса о создании независимого татарского государства в Тавриде. И хотя Меджлис, с оглядкой на Киев, старается решать проблему в рамках правового поля, им активно поддерживается ряд экстремистских, националистических и откровенно криминальных татарских организаций, которые, выступая с радикальных позиций, склонны к более агрессивным действиям по отношению к русскоязычному населению.
С одной стороны, это дает возможность Меджлису позиционировать себя перед Киевом в качестве силы, сдерживающей сепаратизм в любых его проявлениях (в том числе и так называемый «татарский сепаратизм»). Но с другой - в случае выхода данных структур из-под контроля Меджлиса, а также стремительного развертывания на полуострове радикально-исламистских сил, - это может повлечь за собой раскол в самом татарском национальном движении.
Весьма существенную роль в раскладе политических сил в Крыму играют нелегитимизированные акторы, действующие по сетевому принципу. В их числе необходимо отметить экстремистские и криминальные группировки: партия «Адалет» («Справделивость»), организованные преступные группы «Имдат» («Помощь»), «Мусульманская община» и др. Частичная опора Меджлиса на данные структуры дает ему возможность решать широкий круг вопросов, который выходит за допустимые нормы законодательного регулирования. Так, значительным влиянием после Меджлиса в татарском национальном движении обладает национальная партия «Адалет» («Справедливость»). Поскольку данная партия имеет ярко выраженную исламистскую ориентацию, главной ее заявленной целью является содействие развитию ислама в Крыму и возрождению религиозных традиций в татарском обществе.
Поскольку председатель Меджлиса Джемилев имеет достаточно длительный опыт «диссидентства» и правозащитной деятельности, в целях получения поддержки со стороны западных структур он всячески стремится придать своей организации «светский» характер. Однако партии «Адалет», напротив, свойственна склонность к использованию радикальных методов в своей политической деятельности. Но, несмотря на столь существенное отличие, партия пока контролируется Меджлисом.
Надо сказать также, что «Адалет» поддерживает тесные связи и с различными международными организациями экстремистского толка. В первую очередь это касается ультрарадикального крыла «Партии национального движения» Турции (Milli Hareket Partisi). С 1996 года «Адалет» является ассоциированным членом запрещенной в Турции экстремистской организации «Серые волки» («Boz Kurt»). Начиная с 2004 года, наблюдается активизация деятельности «Адалет», направленной на расширение контактов с представителями чеченских радикально-экстремистских и криминальных группировок.
В своей деятельности Меджлис также активно использует этнические татарские преступные группировки. В этом плане одной из наиболее влиятельных является группировка «Имдат» («Помощь»), которая контролирует деятельность некоторых коммерческих структур в нескольких городах Крыма: Феодосии, Судаке и др. Наиболее прочные позиции группировка имеет в Бахчисарае, который считается неофициальной столицей «татарского Крыма», а также в районах, администрации которых находятся под руководством татар. Численный потенциал группировки насчитывает порядка 200 человек. В этом же ряду необходимо отметить и группировку «Аскеры», активное боевое ядро которой насчитывает до 100 боевиков (это преимущественно отставные военнослужащие).
Как отмечают эксперты по проблемам терроризма и сетевых войн из Центра «Четвертая мировая война», совокупный потенциал различных экстремистских группировок в Крыму, располагающих латентно действующими незаконными вооруженными формированиями, насчитывает свыше 1500 подготовленных боевиков. Боевые группы действуют в основном под прикрытием спортивных секций, члены которых проходят подготовку в специальных лагерях, действующих на базе бывших воинских частей. Как минимум, два учебных центра действуют в горах в районе Бахчисарая. Кроме того, экспертами отмечается, что в 1994 и 1999 годах данные организации вместе с украинской националистической организацией УНА-УНСО осуществляли сбор и отправку татарских добровольцев для участия в боевых действиях в Чечне. Как правило, данные группировки находятся на самофинансировании, получая доход от собственной коммерческо-финансовой деятельности и спонсорскую поддержку извне.
В 2006 году в качестве структуры, оппозиционной Меджлису, в Крыму была воссоздана существовавшая в период Октябрьской революции татарская политическая группа - партия «Милли Фирка» («Национальная партия»), в программных документах которой в качестве основных задач обозначаются такие важные моменты, как:
а) восстановление в Крыму татарской государственности, целостности и единства народа путем формирования и развития на полуострове компактного ядра нации, достаточного для поддержания демографического и социокультурного баланса;
б) участие в создании информационного пространства и эффективной системы возрождения татарского языка, обычаев, традиций культуры и духовных ценностей;
в) ориентация на укрепление тюркско-исламского союза в сфере внешнеполитических взаимоотношений; и т. д.
Последний из перечисленных пунктов политической программы «Милли Фирка» свидетельствует о ее ярко выраженной пантюркистской ориентации, что дает основания предполагать о выстраивании ею взаимодействий с международными пантюркистскими объединениями.
Партия планирует также сформировать молодежное крыло. С этой целью ее руководство намерено вести переговоры с татарскими молодежными организациями, направленные на выработку совместных направлений работы. В прошлом предыдущий лидер организации Ришат Аблаев, признанный ветеран татарского национального движения, длительное время находившийся в противоречиях с Меджлисом, уже сумел консолидировать вокруг новой организации несколько анти-«меджлисовских» групп, в том числе Партию мусульман Украины, в работе которой он в свое время принимал действенное участие. В свою очередь, Партия мусульман Украины является подконтрольной известному донецкому магнату Ринату Ахметову, что в известной мере свидетельствует о целенаправленном характере создания оппозиции Джемилеву. Однако, по оценкам аналитиков ряда международных информационных агентств, «Милли Фирка» не имеет дальнейших перспектив. И как любая структура, оппозиционная Меджлису, она вряд ли найдет массовую поддержку среди татарского населения.
Анализ социально-политической ситуации в Крыму позволяет сделать вывод о том, что деятельность основных политических структур татарского национального движения, в совокупности с тяжелым социально-экономическим положением и высоким уровнем криминализации, поддерживает перманентное существование в АРК латентной социально-политической напряженности, как правило, дрейфующей на грани этнополитического кризиса. Это не только существенно тормозит развитие Крыма в целом, но и создает предпосылки для дестабилизации обстановки и роста конфликтогенного потенциала в этом «проблемном» регионе Украины.
Постоянные столкновения русского и татарского населения Крыма ярко свидетельствуют о том, что в настоящее время в АРК существуют все предпосылки к межэтническому взрыву. В случае перехода конфликтогенного потенциала из латентной фазы в фазу открытого противостояния сторон единственным сценарием развития обстановки будет фактический (т. е. территориальный) раздел республики.
Впрочем, парадокс современной ситуации заключается в том, что и «внутрикрымские» акторы, и Киев, и Москва, да и внешние акторы, заметно влияющие на динамику в этом сегменте Черноморья, заинтересованы не в дестабилизации крымской ситуации, а в поддержании того уровня социально-политической и межэтнической напряженности, которая сложилась на этой территории.
К чему приведет подобная (заметим, весьма опасная!) политика - покажет будущее, но нынешнее положение дел говорит о том, что Крым все больше и все быстрее превращается в новое звено в цепи конфликтов и кризисов, которые, подобно «взрывоопасной гирлянде», протянулись от Приднестровья до Нагорного Карабаха.