Русское Движение

Лев Вершинин: О ситуации на Украине: фашизм – микстура, а нацизм – отрава?

Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 

Эксперт ИА REX, политолог, президент «Центра системного анализа и прогнозирования» Ростислав Ищенко опубликовал в своем Фейсбуке тезисы доклада о ситуации на Украине. "Центр системного анализа и прогнозирования готовит доклад "О ситуации на Украине и пути решения проблем". Ориентировочная дата публикации 4-5 февраля", - написал он и привел основные тезисы доклада.

«Украина находится в критическом состоянии, как, с точки зрения устойчивости экономики, так и с точки зрения социально-политической стабильности. Исчерпание собственной базы развития действующей политико-экономической системы (по определению не являющейся социально-политической, поскольку роль социума в её формировании и реформировании стремится к нулю) погрузило экономику в глубокий кризис, выход из которого за счёт внутренних резервов невозможен, по причине отсутствия этих резервов», - подчёркивает эксперт.

ИА REX: Можно ли согласиться с оценкой текущей ситуации и прогнозами эксперта?

Лев Вершинин, политолог:

Логика уважаемого коллеги Ищенко безупречна, а сомнительны в его рассуждениях только два пункта. Во-первых, не стоит в очередной раз наступать на грабли, подменяя термины и называя расцветающий на Украине нацизм фашизмом, потому что фашизм, - в той или иной исторически оправдавшей себя роли и, разумеется, временно, - при нынешнем раскладе, вполне возможно, микстура, а вот нацизм, его тупиковая ветвь, однозначно отрава. А во-вторых, от нацистской "революции" или, по крайней мере, болезненной попытки радикалов ей совершить, Украину, насколько я понимаю, не спасет уже ничто. Точка бифуркации пройдена. Отыгрывая "страшилку", регионалы, исходя из святой веры в то, что бабло побеждает зло, просчитались в главном: они не учли (и не могли учесть), что выпускают на арену тигра, не играющего по правилам. По той простой причине, что имеет возможность навязывать свои. У него есть , - в первую очередь, - иррациональная идея, достаточно безумная, чтобы встрепенуть массы (причем, сколько над ней не смейся, уже в весьма похожих обстоятельствах доказавшая свою эффективность), есть еще не разложившийся молодой (а потому и романтично настроенный костяк), есть боевое и неплохо тренированное мясо, которым этот костяк успешно обрастает (люмпенизированная сельская молодежь и "потерянное поколение" молодежи городской, причем  не только в традиционно "своих" областях), есть поддержка "приличной национальной интеллигенции", понимающей свою собственную импотенцию и готовую на все, чтобы хоть тушкой, хоть чучелом проползти если не к рулю, то к кормушке, и "просто приличной интеллигенции", причем в самых причудливых вариантах (полностью здесь), все еще опасающейся "реставрации коммунизма", а нацизм считающих чем-то вроде свинки, которая пройдет.

На самом деле, регионалы уже не контролируют ситуацию, и совершенно неважно, сознают они этот факт или не сознают. На мой взгляд, сознают. По крайней мере, их самые ударные "информационные дивизионы" уже не только стращают "нацдемов", намекая им, что стоило бы одуматься, но впервые открыто угрожают оппозиции полноценным вступлением в Таможенный Союз. По крайней мере, без отмашки с самого верха такие тезисы такого доклада Ростислава Ищенко (между прочим, не вольного стрелка, а фигуры в некоторой степени официальной) в таком издании, как "2000", не могли бы появиться. Это, да, сильный ход. Но уже не столь убойный, каким мог бы стать хотя бы месяц-другой назад. Тогда формирование новой конфигурации "олигархического консенсуса" могло бы, хотя бы на время и частично, разрядить ситуацию. Но сегодня любое движение властей не в ту сторону, которая устраивает наци, с высокой степенью обернется не привычными и не очень страшными митингами в Киеве, а протестом нового типа: непосредственным обращением "радетелей за Украину" к элитам "своих" областей  и к группам поддержки в областях "не своих", явочным порядком выводя первые из-под контроля Киева (что уже - 12, - отрепетировано и осталось безнаказанным)  и дестабилизируя вторые. А тем самым, и шантажируя власть, которая, - не только предположительно, но и проверено практикой, - слышком рыхла, неповоротлива и нерешительна, чтобы сопротивляться всерьез. Иными словами, эпоха баланса прошла.

"Срастить Украину" регионалы не смогли. Да и не могли изначально, поскольку, мысля очень конкретно, всяческие "идейки" считали всего лишь материалом для технологических методик. В итоге, Запад так и не приручили, доверия Центра не приобрели, а Юг и Восток отпугнули, -  и если еще полгода назад сценарии распада звучали, как отвлеченная теория, то сейчас о них заговорили всерьез, как о вероятном лучшем варианте. Который, однако, совсем не устраивает радикальных наци, живущих по принципу "Будьте реалистами, требуйте невозможного", да и объективно уже крайне трудно реализуем, поскольку  разные мировоззрения, ранее разнесенные географически, пустили метастазы в некогда "идейно чистые" области и города, так что "чехословацкий" (мирный) развод уже невозможен. В самом лучшем, почти невероятно щадящем случае, "словенский". В связи с чем, нельзя не согласиться с недавно прозвучавшим мнением Михаила Дубинянского: в условиях нынешней Украины любой консенсус (любая "национальная идея") возможна лишь на условиях безоговорочной капитуляции одной из сторон, а такой подход лишь накаляет градус ненависти. Иными словами, хрупкий мир в стране если еще и держится, то единственно на пока еще инертности массива "среднестатистических граждан", которых, однако, все больше подхватывают нагнетаемый "активистами" психоз и уже присматривают, в рамках своего понимания, сторону баррикады.

Короче говоря, момент истины (относительной, но все же) для регионалов приближается, веер возможного стремительно сужается до последнего предела, то есть, до единственного логического шага: коль скоро предотвратить неизбежный политический шторм они не в силах (для этого нужны политики сверх-уровня, которых ни на Украине, ни вообще где-либо в мире сейчас нет), им, как бы ни было противно, придется четко поддержать одну из сторон. То есть, Восток и Юг. Чего им не хотелось бы из  меркантильных соображений, но и деваться некуда. "Дело Тимошенко" вывело предел возможного и допустимого на такой пик, что Запад, попробуй они опять задабривать его, их, использовав, не только выбросит, но и растопчет. Причем без всякой надежды на защиту Европы, ибо Европа любую кровь, которая прольется, - а она неизбежно прольется, - объявит, кто бы ее ни пролил, "грехом Януковича, потерявшего легитимность". А коль скоро так, нет иного выхода, кроме как готовить тылы в некогда традиционной "зоне поддержки", спешно создавая там реальную, - хотя бы и на уровне ополчений, - массовую опору. С (никуда не денешься, поскольку речь идет, в общем, о физическом существовании) неизбежно глубоким реверансом в сторону России.

Подведем итоги. Безусловно, 100% гарантии дает только страховой полис, а я, когда речь заходит на украинские темы, подчас (слаб человек) склонен выдавать желаемое за действительное, но, при всех оговорка, гражданское противостояние (не исключено, что и в высшей, "боснийской" форме) на территории Украины, на мой взгляд, понемногу перетекает из  области вероятного в область почти неизбежного. Вопрос стоит уже не столько в том, быть ли стране под наци, сколько том, какие конкретно территории останутся под ними, когда миротворцы согласуют демаркационные линии. И тут лично меня, ничего особо страшного в такой перспективе не усматривающего, всерьез волнует только одно. А именно: наци, хоть и желают всего, получив реальный отпор, несомненно, удовлетворятся реально возможным. То есть, любой ценой отстояв Киев и сделав все, чтобы отстоять Днепропетровск, смирятся с потерей Донбасса (об этом кое-кто из их теоретиков даже поговаривает), Слобожанщины (слишком уж впритык к России), Крыма (бросать жалко, а нести трудно) и даже Буковиной (в обмен на поддержку Бухареста). А то и Закарпатьем (в обмен на поддержку Будапешта). Но выход к морю им нужен. И не просто к морю, а к морю, где порт. С терминалами. И как бы "в тылу", в удалении от основной "линии фронта". Меня это очень беспокоит. Если же что и успокаивает, так разве лишь два соображения:
во-первых, Востоку (в самом широком смысле) этот портовый комплекс тоже необходим, а Крым близко, а во-вторых, если именно Одесса сейчас стала полигоном для стендовых испытаний модели, значит, именно у Одессы, по мнению конструкторов, есть потенциал стать застрельщиком (и значит, базой) предстоящего Резистанса.