Русское Движение

Геополитика с большого «бодуна»

Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 

Выбор между ТС и ЗСТ нужно делать на трезвую голову


Геополитика с большого «бодуна»



Несмотря на новогодне-рождественские праздники, информационное пространство в  период между отмененным визитом Виктора Януковича в Москву (18 декабря 2012 года) и ожидаемым визитом министра иностранных дел РФ Сергея  Лаврова в Киев (14 января 2013 года) было во многом заполнено возобновившейся геополитической дискуссией. Друг другу противопоставлялись Таможенный Союз и Зона свободной торговли в рамках Договора об Ассоциации Украины с ЕС.  

Наиболее развернуто позицию еврооптимистов изложил Сергей Терехин в статье «Повний член. Замітка про хамство та Митний союз», обнародованной на сайте «Экономическая правда» (портал «Украинская правда») 25.12.12. Однако, наложение простительной славянской слабости г-на Терехина на череду бурно отмечаемых праздников, явно сказалось на уровне и качестве аргументации…


Скажем сразу, рассуждения вынутого из либеральной кунсткамеры 90-х и надежно проспиртованного Сергея Терехина, изложенные им в статье на УП, не стоят и выеденного яйца. По одно простой причине: любые возражения против вступления Украины в Таможенный Союз должны соотноситься с главной экономической выгодой от вступления: резким снижением стоимости энергоносителей, в первую очередь – газа и нефти.

Дело в том, что одним из основополагающих принципов ТС является равная доступность природных ресурсов для его членов. Так, цена на газ формируется по формуле: цена на месторождении плюс стоимость транспортировки. Более того, этот принцип был закреплен федеральным законом РФ, устанавливающим цены на газ для Белоруссии в привязке к цене на газ для Ямало-Ненецкого автономного округа. На 2013 год цена российского газа для Белоруссии – $166 за тысячу кубов (что, к слову сказать, дешевле, чем для Калининградской области), на 2014-й – $178. Как справедливо призывает в таких случаях реклама – «почувствуйте разницу!»: средняя цена российского газа для Киева в 2013 году, заложенная в Закон о Государственном бюджете, составит $421, т.е. в 2.5 раза дороже, чем для Минска. А ведь расстояние от сибирской «скважины» для Белоруссии и Украины практически одинаковое.

Высокие цены на газ – это не только значительные затраты бюджета на его  закупку в России, это еще и огромные расходы на дотации для населения тарифов ЖКХ. Но, прежде всего, это вопрос конкурентоспособности национальной экономики. В прошедшем году, после резкого снижения цены  на российский газ (с $244 до $164), сальдо внешнеторгового баланса Белоруссии увеличилось (январь—ноябрь 2012 к январю – ноябрю 2011) более чем на $4 млрд., став положительным. Кроме того, за тот же период приток валютной выручки в страну возрос почти на 12%.

Что касается необходимости выплачивать экспортную пошлину, упомянутую г-ном Терехиным, то это касается исключительно экспортируемых газа и нефтепродуктов, произведенных из российского сырья. Однако, если продукты, произведенные из российского сырья, идут на внутренний рынок стран ТС, то никаких экспортных пошлин не взимается. При этом в случае экспорта продукции, произведенной из собственного сырья, экспортные пошлины также не взимаются. Это позволяет Минску производить замещение: на внутреннем рынке использовать продукцию, произведенную из российского сырья, а всю продукцию, произведенную из белорусского сырья, направлять на экспорт. Наглядный пример: на украинских заправках под маркой ЕВРО-5 продается бензин производства Мозырьского НПЗ.

Впрочем, украинцы и так прекрасно видят, как по всей Украине вырастают торговые лавки и павильоны «Белорусские продукты», «Белорусские товары», «Белорусская косметика». В сегменте «низкие цены/удовлетворительное качество» они на нашем же рынке теснят отечественного товаропроизводителя. Что не удивительно, – например, в себестоимости продукции АПК энергоносители составляют 33-35%.

В новогоднем опусе Сергея Терехина о таком преимуществе Таможенного Союза для Украины, как резкое снижение цены на газ даже не упоминается. Поэтому, всю его аргументацию – по терминологии его бывшей шефини по Кабмину-2005 – следовало бы отнести в разряд «вопли и сопли», каковые в данном случае состоят из многочисленных фактов и никак не связанных с ними кратких выводов. В связи с этим мы позволим себе начать с последних.

В качестве первого «негатива» от вступления Украины в ТС г-н Терехин приводит «Увеличение стоимости импортных промышленных товаров минимум на 34%». Тут, в буквальном смысле «без бутылки не разберешься»  – откуда взялась эта цифра??? Но если, вслед за Сергеем Анатолиевичем «принять на грудь» ту же предновогоднюю дозу, то истина сама всплывет со дна бокала. Дело в том, что парой абзацев выше г-н Терехин утверждает: условием вступления Украины в Таможенный Союз является увеличение импортных пошлин в среднем на 34% – с нынешних 6.6% (согласно условиям вступления во Всемирную Торговую Организацию) до 10.05%.

Мы не станем придираться к цифрам, которые на самом деле несколько отличаются от приведенных или упоминать готовность Москвы снизить таможенный тариф в случае присоединения Киева к ТС. Мы просто обращаем внимание всех трезвых читателей, что увеличение импортных пошлин на 34% приведет к среднему росту цены на импортные товары всего на… 3.2%. Но это, одновременно, повысит уровень защиты отечественного товаропроизводителя. И, еще раз напомним, что этот рост нужно соотнести с падением цен на энергоносители!

Что же до г-на Терехина, то человек, путающий импортную пошлину со стоимостью импортного товара, просто не имеет морального права рассуждать на тему «зачем финансировать академические институты типа института Гееца» (имеется в виду возглавляемый академиком Валерием Геецем Институт экономики и прогнозирования НАНУ, давший позитивный прогноз вступления Украины в ТС). Да и разобраться в вопросе «зачем» Сергей Анатолиевич мог бы лично – в 2005 году, будучи членом тимошенковского Кабмина, который регулярно получал консультации того же института во главе с тем же директором.

Второй терехинский «негатив» от вступления Украины в ТС еще более фееричен: «Рост безработицы, поскольку по правилам ТС в Украину приедут лица из азиатских стран, которые сейчас базируются в России». Похоже, что это писалось уже не на стадии «ром – виски – джин». Тут отчетливо слышны восточные мотивы: «абсент – опиум – гашиш»…  

Правила Таможенного Союза в отношении трудовой миграции распространяются исключительно на граждан стран ТС. И здравомыслящему человеку, знакомому с экономическими реалиями постсоветского пространства сложно представить себе граждан России, Белоруссии или Казахстана, в массовом порядке привлеченных уровнем украинской зарплаты. Собственно говоря, сегодняшние направления трудовой миграции от вступления в ТС измениться на противоположные не могут. Они могут лишь немного усилиться либо замедлиться.

Что же касается пресловутых «лиц из азиатских стран», то в рамках Таможенного Союза действует «Соглашение о сотрудничестве по противодействию нелегальной трудовой миграции из третьих государств». Завершая «азиатскую» тему, можно напомнить, что именно правительство Юлии Тимошенко подписало с ЕС договор о реадмиссии, согласно которому, азиатские нелегалы, попавшие в ЕС через Украину, депортируются… обратно в Украину. А дальше Украина либо содержит нелегалов за свой счет (по нормативам обеспечения ЕС!), либо за свой счет отправляет их на родину. Кстати, Москва таких идиотских обязательств перед ЕС на себя не брала…

Третий терехинский «негатив» – «Рост преступности вследствие увеличения мигрантов из России» целиком вытекает из второго, а потому автоматически попадает в категорию no comments.

Что же касается четвертого «негатива» от Терехина, то здесь речь идет уже явно о чистой химии, окончательно окислившей ранее проспиртованные клетки головного мозга: «Уменьшение доходов Украины от выгод географического положения главной транзитной страны между РФ и ЕС». На самом деле, вступление Украины в Таможенный Союз резко увеличит доходы Киева от транзита.

Почему за время существования ТС грузопоток в целом через Белоруссию возрос в 3.5 раза, а, в частности, через Брест – в 8 раз?! Потому что западная граница Белоруссии стала внешней границей ТС и грузы в РФ и Казахстан, а также обратно – в ЕС стало невыгодно везти через Украину, пересекая вместо одной таможни две!

Аналогичная ситуация с морскими портами. Транзит юг – север по вышеизложенной причине сегодня выгоднее осуществлять через российские черноморские порты. Вхождение же Украины в ТС загрузит украинские порты, потому что именно через них лежит кратчайший путь в европейскую часть России.

В принципе, на анализе выводов «от Терехина» можно было бы разбор данной статьи и закончить, потому как «аргументирующая» часть состоит из сплошной лжи, разбавленной неправдоподобными байками. Однако, зная отечественную традицию заимствовать чужие аргументы элементарным копированием цитат «авторитетов», мы считаем необходимым — в целях профилактики – разоблачить несколько наиболее вопиющих, хотя и «разнокалиберных», случаев лжи.

Мелкая ложь: «Суд сообщества (ЕврАзЭС – Евроазиатского Экономического сообщества – авт.) расположен в Санкт-Петербурге и руководствуется нормами гражданского, административного и уголовного права, которые действуют по месту расположения суда, т.е. права, которое действует в РФ». На самом деле суд ЕврАзЭС расположен в Минске, но руководствуется он не нормами гражданского, административного и уголовного права, действующего в Белоруссии, а учредительными и нормативными документами ЕврАзЭС.

Средняя ложь: «Интересно, что будет, если решение Таможенной  Комиссии Христенко не будет воспринято парламентом страны — члена Таможенного Союза?» Уже больше года – с декабря 2011 года Комиссии Таможенного Союза не существует в природе. Есть Евразийская экономическая комиссия, в состав Коллегии которой входит 9 (девять) министров – по 3 (три) от каждого государства-члена Таможенного союза; все решения принимаются коллегиально, а по чувствительным вопросам – исключительно консенсусом.

При этом все решения Коллегии подлежат утверждению Советом Евразийской экономической комиссии, куда входит по 1 представителю от каждого государства (на уровне вице-премьеров), а при необходимости, – еще и Высшим евразийским экономическим советом, на уровне глав государств. На этих уровнях решения также принимаются консенсусом!

Крупная ложь: «Голоса между странами - членами Таможенного союза распределяются так: Российская Федерация – 57%, Республика Казахстан – 21.5%, Республика Беларусь – 21.5%.». Договором о Евразийской экономической комиссии от 18 ноября 2011 года (статья 7, раздел 1) четко определен принцип «одна страна – один голос», все решения по чувствительным вопросам принимаются исключительно консенсусом и при этом любая страна имеет право вето.

Наглая ложь: «Проект Таможенного Союза является сугубо политическим», а «ЗСТ не предполагает сужения суверенитета Украины». Тот факт, что в ТС входят (и приглашаются) государства с абсолютно разными политическими и экономическими системами, – наилучшее свидетельство того, что в Таможенном Союзе во главу угла ставятся экономические интересы. Кроме того, ни в одном из документов ТС даже не упоминаются никакие политические условия пребывания в Таможенном Союзе стран-участниц.
А вот ЗСТ с ЕС, которая является частью Договора об Ассоциации, как раз предъявляет Киеву значительное количество требований и в части изменения национального законодательства, и в части корректировки внутренней и даже внешней политики.

Подлая ложь: «ЗСТ не предполагает изъятий из общего таможенного режима». Подлость заключается в том, что если говорить об абстрактной зоне свободной торговли, то это утверждение в целом справедливо. Но ведь речь идет о так называемой Зоне свободной торговли с ЕС – в рамках Договора об Ассоциации. Она предполагает практически полное открытие украинского рынка в обмен на «щелочку» в рынке ЕС – отмену только тарифного регулирования. Но нетарифное регулирование используется «в полный рост»: так, экспорт украинской сельхозпродукции в ЕС будет жестко квотироваться, при этом будут предъявляться высокие требования к качеству продукции.  

Впрочем, ожидать, что Евросоюз, производящий в сфере АПК продукции на 40% больше, нежели объем внутреннего спроса, откроет свой рынок для украинских аграриев, можно только в Новогоднюю ночь после 15-й рюмки…

P.S. «Жемчужные россыпи»

Г-н Терехин утверждает: «Киргизия и Таджикистан не были допущены к участию в ТС в связи с малой значимостью для РФ». Чтобы разобраться с ситуацией, необходимо всего лишь следить за новостями и ориентироваться по карте. Киргизия в декабре 2012 года официально начала процесс вхождения в ТС (членство запланировано с 2015 года), а Таджикистан физически не может вступить раньше Киргизии – в связи с отсутствием общей границы с ТС в нынешнем составе.

Г-н Терехин сообщает, что свою знаменитую фразу «Русские медленно запрягают, но быстро ездят» Отто фон Бисмарк сказал «накануне Первой мировой войны». Стоит напомнить, что Железный канцлер умер в 1898 году – ровно за 16 лет до начала Первой мировой, а сама фраза была произнесена еще лет на 20-25 раньше.

Кроме того, можно предположить, что под загадочной аббревиатурой «ШОСС» Сергей Анатолиевич подразумевает Шанхайскую Организацию Сотрудничества, а второе «С» – это отражение его неизбывного страха перед Азией.

Да, кстати… В Таджикистане живут таджики, а не туркмены (это насчет фразы «Алло, киргизы и туркмены!» в адрес Киргизии и Таджикистана), что, надеемся, на трезвую голову понимает даже Сергей Терехин…


Авторы:

vybor.uaДмитрий ДЖАНГИРОВ, политический обозреватель

Олег НОГИНСКИЙ, Председатель правления Ассоциации «Поставщики Таможенного Союза»