Удачный бизнес-проект?
Многие эксперты до сих пор насмехаются над партией «Свобода». Их смешат личные характеристики её представителей. И, кроме того, для многих из них очевидно, что данная политическая структура имеет мало общего, как по форме, так и по содержанию со своим идейным аналогом – НСДАП Германии 20-х годов прошлого века. Так-то оно так. Действительно, костяк нацистской партии составляли ветераны Первой мировой – бойцы обладающие многолетним опытом кровавых столкновений с коммунистами на улицах германских городов. Но приход нацистов к власти был обусловлен не только уличной войной с коммунистами.
В Германии до определённого времени правящие круги не принимали всерьез нацистов. А полувоенных организаций было в ту пору с избытком, НСДАП мало чем отличалась от других, разве что откровенными антисемитскими лозунгами. Но кто-то решил поставить на нацистов. Сейчас неважно, кто: местные элиты или ТНК, находящиеся по ту сторону Атлантики. Важно то, что нацисты попали в рейхстаг. Во многом благодаря щедрому финансированию кем-то их предвыборных акций. А дальше процесс пошёл. На фоне политического и экономического безобразия в Веймарской республике, они стабильно увеличивали свое представительство в парламенте. Пока не было принято решение взять власть. Кстати, в критичный 1932 год НСДАП набрала относительное большинство, 33% голосов, которое можно было спокойно блокировать антинацистской парламентской коалицией. Но вышло, как вышло.
Поэтому 10 % «Свободы» по партийным спискам - это много. Учитывая, что на предыдущих выборах эта партия не набрала и одного процента, да и за все годы своего существования это была откровенно маргинальная организация. Но времена меняются. Судя по процессам в стране, Пария Регионов сознательно использует «Свободу» как «пугало» для Запада. Мол, смотрите, кто, если не мы. Но это опасная игрушка. Да, тактически ПР обеспечили себе на некоторое время большинство. Но, это пока. Если на партию «Свобода» обратят внимание «большие люди», то может получиться интересная комбинация. Ведь после прихода нацистов к власти, в Германии не произошло катастрофы. Скорее, наоборот, экономическая жизнь стала предсказуемой и перспективной для заинтересованных лиц.
Поэтому, нынешние и будущие спонсоры «Свободы» вполне себе представляют экономические риски современного положения вещей. И очевидную неспособность правящей элиты кардинально что-то менять. Нет ресурсов и желания. А пассивно ожидать прихода анархии и вялотекущей гражданской войны – занятие малоприятное. Поэтому вполне разумно будет возглавить новый тренд украинской политики.
Ресурс с перспективой роста
Любое государство живёт до тех пор, пока у него есть ресурсы. В этом украинское государство похоже на умирающего человека. Все нормально, пока в «закромах Родины» есть чем поживиться, но с каждым годом запасы уменьшаются. Даже «труба» из «богатой невесты» превращается в «старую деву», которую уже никто не хочет. Стратегия развития, даже не развития, а существования страны при настоящих тенденциях однозначно подразумевает интеграцию в наднациональные структуры, выбор которых небольшой. Или ТС или ЕС. Но потеря суверенитета означает потерю контроля над денежными потоками, пусть и усыхающими. Многие «большие люди», с этим не согласны. А именно они и определяют жизнь страны в последние лет пятнадцать.
Конечно, это не похоже на то, что каждый год в каком-то тайном месте собираются три десятка важных персон и решают, как жить дальше Украине. Скорее речь идёт о постоянном соотнесении нескольких векторов развития страны. Экспорт, импорт, ставки налогов, порты, участки границ с контролем контрабандных потоков, доступ к субвенциям – каждый из этих пунктов имеет свои непростую историю выстраивания баланса интересов.
И вот эти серьезные люди начинают получать скучные, но однотипные доклады штатных аналитиков об усилении протестных настроений населения. А население пока приходится терпеть. И что-то с протестами придётся делать, хотя бы для вида соблюдая закон. То есть, с одной стороны протесты усиливаются и это – угроза, поскольку существует критичный порог управления ситуацией. После некоторого порогового значения ненависть может зажечь пожар по всей стране. С другой стороны, на сегодня протест, наверное, единственный стабильно растущий ресурс на Украине. А с формальной точки зрения любой увеличивающийся ресурс представляет интерес. Если его возглавить, то можно с этого что-то поиметь.
Да, сегодня «Свобода » выглядит несколько однобокой и провинциальной. Её основные идеи пахнут нафталином. Но, долго ли, умеючи. Если эту партию взять под крыло, подразумевая внедрение нового политического курса, то картинка получается интересная. За несколько лет можно постепенно обновить состав этой партии, заменяя людей с тяжелыми челюстями на харизматических персонажей, для которых публичная деятельность это высшая цель. Им будет неважно, о чём говорить. Тем более, в эпоху постмодерна уже давно размыты границы нормы. Кроме того, можно всех молодых безработных «направлять» в эту полухулиганскую организацию, выдавая им паёк и униформу. И давая им ощущение исключительности возложенной на них миссии.
Куда исчез город?
Важно понять очень важный факт прошедших выборов: в парламент прошла партия, исповедующая неприкрытые идеи национал-социализма. И это в стране, которая три поколения назад была обречена на истребление именно идеологами национал-социализма. Что из этого вытекает?
Урок первый: апеллировать к истории – бессмысленно. История – это гуманитарная наука, она имеет смысл в социуме, где поддерживается определенный интеллектуальный уровень. В наше время история – это набор штампов из кинофильмов и компьютерных игр. Немного ещё разбирается в истории только старшее поколение и небольшое число профессионалов. Но настоящие историки сейчас имеют слабую коммуникацию с обществом. Да и их профессиональные качества тоже ухудшаются, поскольку наше время требует не науки, а мифов.
Урок второй: «Свободу» поддержал Киев. Этот город всегда отличался фрондой. Ещё со времён оранжевой революции он испытывает стойкую симпатию ко всем противникам ПР. Но ВО «Свобода» это другое. Она не является «оранжевой». «Свободовцы» – нацисты, презирающие и «синих», и «рыжих». И, тем не менее, город их поддержал. И тут возникает вопрос: а город ли? Можно ли считать городом любой населенный пункт, с населением больше миллиона? Не факт. Особенности развития послевоенного Киева таковы, что он заселялся переселенцев с окраин. Сначала – киевского региона, а в период независимости со всей Украины. То, что в нём проживает сейчас около трёх миллионов человек, не может не ужасать. Дороги – артерии города, транспорт – его кровь. В Киеве очень плохо с кровью. А известно, что болезнь крови трудноизлечима, пациент почти всегда обречён. Конечно же, на первый взгляд мало связи между дорогами Киева и нацистами. Но это как посмотреть.
Архитектура города в последе время тоже пострадала необратимо. Киев исчез. Теперь это не город, это мега-хутор. Со всеми хуторскими проблемами. Неизбежным мусором везде, где можно его оставить, с тотальной озлобленностью, с унылым форматом городских (хуторских) гуляний. Мелкие кучки горожан, что-то героически спасающих, вызывают уважение, но они обречены.
Есть тенденции, и они проявляются тотально, независимо от этических категорий. Город заселили хуторяне и превратили его в хутор. Ну а у хуторян и мышление соответствующее. И не надо себя обманывать тем, что нынешнее поколение и следующее за ним, поголовно с высшим образованием. За последние десять лет произошла девальвация ВУЗовского образования. И теперь выпускник ВУЗа приравнивается к советскому выпускнику десятилетки. И то…
Вуз перестал играть системообразующую роль в формировании мышления. Функция мышления практически не востребована в современном мире. Уже почти не осталось сфер, где можно её применять. Тиражи «умных» книг падают, рейтинги всевозможных сериалов растут. Совсем недавно книжный рынок «Петровка» был многолюдным местом. Сейчас, даже в выходные дни, многие раскладки закрыты. Это не хорошо и не плохо, это социальный факт. Книги не читают. Низкий тираж хорошей книги ведёт к росту цены одного экземпляра, книгу не покупают даже те, кто хотел бы её купить, такая вот петля обратной связи. Через пять лет абсурдный анекдот о наркоманах, с фразой «книгу мы уже ему дарили» станет несмешной реальностью. Книжные полки в квартирах исчезнут. И на этом фоне – факельные шествия «свободовцев». В (бывшем) русском городе Киеве нацисты проводят шествие в честь рождения их фюрера – Степана Бандеры. И что? Кто-то выступил против? Нет. Это же парламентская партия. Всё законно. Вот недавно и премьер-министр (русский с деда-прадеда) встречался с Тягнибоком, за руку здоровался, обсуждал перспективы взаимодействия.
Речь не идёт о личных характеристиках представителей этого движения. Может они и не бойцы. Но лёгкость прохождения в парламент и стойкая тенденция ухудшения социально-политического положения в стране делает проект «Свобода» интересным для инвестирования. Все остальные партии таких перспектив не имеют. Особенно Партия Регионов, которая явно повторяет ошибки последних правителей СССР. Вместо управляемого партийного мини-кризиса с глубокой перетряской высшего кадрового состава мы наблюдаем характерный «застой» в партии власти.
Грустные тренды
Можно выделить несколько устойчивых тенденций развития нашей страны, так называемых трендов. Это вполне объективные процессы, они практически не поддаются влиянию в краткосрочной перспективе. То есть, теоретически изменить ситуацию можно, но если этим заниматься сейчас, то лет через восемь что-то улучшится. Но кто же это будет делать? Янукович и Ко?
1. Идёт стабильное ухудшение макро- и микроэкономических показателей. Плохо с экономикой страны, ну и, конечно же, плохо с экономикой каждой семьи. Решение этой проблемы в текущей реальности страны Украина невозможно.
2. Падение культурного уровня населения и социальной связности страны. Школьное и вузовское образование утрачивает свою базовую функцию – предоставлять системные знания о мире и обучать основным социальным навыкам. Это делается не со зла, просто в этом нет выгоды, а значит, этим никто не занимается. А государство у нас давно нищее, оно полностью зависит от спонсоров. А спонсорам «скрипач не нужен».
3. Рост протестных настроений. Он связан не только с падением экономического уровня. Агрессия всегда была присуща человеку, но в условиях традиционного общества были сдерживающие факторы. В сельской местности это коллективное мнение, которое не позволяло нарушать определённые культурные рамки. В городах были свои правила. Городской житель признавал и уважал порядок как часть своей жизни. Условие личного комфорта: «живи и давай жить другим». Но традиционные сельские ценности уже практически размыты. Тотальная безработица и привязка освободившихся трудовых ресурсов к городам-миллионикам лишает село полноценной социальной жизни и превращает город в подобие села. И психически, и физически такая челночная жизнь озлобляет любого человека. Поэтому простые и чёткие предложения, обращённые к недовольным гражданам, находят отклик.
4. Психологическая неготовность уменьшить запросы. В городах тенденция такова, что мало кто готов уменьшить свои запросы, хотя экономика – факт объективный. И стабильное и предсказуемое на много лет вперёд снижение доходов будет вызывать жёсткое неприятие и поиск решения. Лучшее решение – найти виновных. И лучший претендент на эту роль – сосед. Конечно же, это Россия виновата во всех украинских бедах. Она ещё с Богдана Хмельницкого помешала успешной интеграции с Европой. И плевать на исторические факты, ведь всегда можно найти историческое событие, позволяющее просто и ясно сказать: «сам дурак». Тот факт, что «свободовцев» поддержало много украинских граждан, не знающих украинский язык и имеющих русские корни, не должен удивлять. Социальные феномены не всегда поддаются формальной логике. Людям нужен внешний враг. И люди любят быть ведомыми. Ещё людям нравятся простые и ясные ответы на возникающие вопросы. Классика: «Что делать?» и «Кто виноват?».
Выгода фашизма
Успех «Свободы» зависит от совпадения интересов маргиналов и элиты страны. С маргиналами понятно. Их сейчас много, они политически активны и их количество будет расти. Местной же элите никак не хочется с приходом российского капитала на Украину терять бразды правления. Нет, у них конечно же не будут конфисковать нажитое добро в случае интеграции Украины в Таможенный Союз. Но вежливо предложат продать «интересный» бизнес. И плевать, что вырученных денег хватит на три поколения вперёд, жадность не продается вместе с компанией. Поэтому, при всей радужности перспектив союза Украины с Россией это событие маловероятно.
Ну а в Европу в ближайшие лет двадцать нечего и думать, тут даже расписывать ничего не надо. Вот и придётся что-то решать. В этом случае нужна будет подходящая структура, умещая предложить нужную картинку для населения. Как писал в своей антиутопии «1984» Оруэлл: «Океания всегда воевала с Остазией». В смысле «Россия всегда желала поглотить Украину». И при помощи правильно подобранных лозунгов можно заставить даже жителя Донецка проголосовать за нужную партию. Ведь смогли же чиновники, выходцы из Донецка, перейти в публичном общении на украинский язык. Если скажут, будут и в сторону России плевать. Тем более, что Российская Федерация пока не особо переживает из-за перспективы потери стратегической части Русского Мира. Там ведь тоже «большие люди» «решают» свои вопросы.
Хотя «свободовцы» и называют себя социал-националистами, «Свобода» и НСДАП – разные типы организаций. Гитлер создал и возглавил партию, которая за двенадцать лет воплотила идею единой Европы. Правда, военным путём. В этом смысле у местных нацистов нет своего Гитлера. Но он им и не нужен. Ведь по сути своей «Свобода» не нацистская, а фашистская партия. В том смысле, что развитие событий на Украине скорее похоже на процессы в Италии, чем на процессы в Германии. Нужно отметить, что есть существенные отличия фашистского движения и нацистского, но это отдельная тема.
Украина не Италия?
Ну, не похожа Украина на Германию, никак. Одного антисемитизма тут будет мало. А вот сходство фашистской Италии с Украиной ещё и тем сильно, что Украина, как и Италия, это, по сути, искусственные страны. Италию создал Наполеон для решения своих стратегических задач, да так она потом и осталась на карте. Украину создал Австрийский Генштаб, плюс фантазии польских реваншистов-русофобов. Что украинский, что итальянский литературные языки по сути своей искусственные филологические феномены. Тем не менее, эти государства существуют, поскольку делить их – себе дороже. Лучше уже, как есть.
Вполне возможно, что Украину ждёт свой «марш на Рим», когда в 1922 году король в Италии просто капитулировал перед настырными и организованными фашистами. Не потому, что они были сильными, просто власть была ещё слабее. В 1919 году фашистов как политичекой силы – не было. К осени 1922 года перед «маршем на Рим» их уже около миллиона. Накануне в 1921 году, в парламенте Италии фракция фашистов насчитывала 38 человек. В этом же году партия фашистов массово захватывает рабочие клубы, поджигает типографии, редакции газет. Полиция иногда задерживает хулиганов. Но потом, как правило, отпускает, поскольку возле участка собираются «чернорубашечники» и требуют отпустить арестованных. Через два года, в 1924 году в результате новых выборов фашисты контролировали уже две трети парламента. Хотя и тогда король мог своей властью остановить процесс. Но не стал.
Что следует из изложенного? Что фашизация общества практически необратима. И здесь нужно чётко представлять себе, что можно сделать. Реально ли искоренить на украинской земле «Свободу»? Нет, они стали парламентской партией и будут дальше увеличивать свой рейтинг. Значит, если процесс невозможно остановить, то его следует возглавить. Единственной альтернативой украинскому фашизму видится русский фашизм. Тем более, идейная основа для такой организации будет намного мощнее украинских исторических сказок. Героев, настоящих русских героев с избытком. Вот хотя бы: барон Унгерн, Гагарин, Кутузов, Суворов, Паскевич, Александр Невский, Святослав – это всё люди, говорившие на русском и считавшие себя русскими.
Другое дело, что «русский фашизм» – это серьезный социальный проект, требующий реальной уличной активности и интеллектуальной поддержки. Да и материальные ресурсы для массовой пропаганды тоже нужны. Возможно, через преодоление реальной угрозы окончательной украинизации Малороссии возникнет подлинно русское движение. Ну а если нет, то известный местный исторический сюжет под хлёстким именем «Руина» уже ждёт своего воплощения.
Борис Медвидь
_____________________________________________
Координатор центра развития «Дерево перемен»