Для современной системы международных отношений характерен кризис государства-нации и размывание национального суверенитета. Процесс глобализации постепенно ведет к разрыву прежних идентичностей и появлению новых.
Для Европы эта проблема стоит особенно остро из-за кризиса еврозоны, постоянного роста иммиграции и краха политики мультикультурализма. В странах-членах ЕС начинает, таким образом, подниматься вопрос сохранения национальной идентичности. В частности, после прихода к власти экс-президент Франции Николя Саркози поднял вопрос о французской национальной идентичности. Однако в Испании, государстве с одним из самых высоких показателей иммиграции среди стран ЕС – 12 % в 2008 г. [10],– подобные дебаты воспринимаются как политизированные. Между тем, с учетом роста негативных тенденций стабильность национальной идентичности в данном государстве может в скором времени оказать под вопросом. Победа националистических партий на выборах в Стране басков в октябре этого года и в Каталонии в ноябре является одним из таких дестабилизирующих факторов. И хотя сценарий сецессии данных автономных сообществ кажется маловероятным, рост сепаратистских настроений не может не вызывать определенную тревогу.
1. Истоки испанской идентичности
История Испании во времена Античности практически не отличается от истории соседней Франции: до прихода римлян на ее территории проживали племена иберийцев и кельтов, развивались торговые связи с греками и финикийцами. Однакоуже в VIII веке в результате арабских завоеваний Испания оказалась изолированной от западноевропейской культуры. Восемь столетий арабского владычества предопределили культурное своеобразие и самобытность Испании (вспомним хотя бы такие стереотипные представления о культуре страны как фламенко или коррида). Некоторые исследователи, в частности Ю. Василенко [1], проводят параллели между исторической судьбой Испании и России: татаро-монгольское иго и арабская конкиста отделили страны от Западной Европы и в то же время защитили последнюю от дальнейшего проникновения чужого влияния (Русь своими силами, Европа под предводительством Карла Мартелла). В обоих государствах в этот период происходит подъем национального самосознания, народ консолидируется ради борьбы с захватчиками. Несомненно, что истоки формирования испанской национальной идентичности следует искать именно в Реконкисте – процессе освобождения Испании, инициированном остававшимися свободными северными территориями. Апогей Реконкисты приходится на правление Фердинанда Арагонского и Изабеллы Кастильской, «католических королей», объединивших страну в результате заключения династического брака. Именно в этот период происходит учреждение инквизиции, а в 1492 году происходят три ключевых исторических события: во-первых, сдается Гранада – последний мусульманский оплот на Иберийском полуострове, во-вторых, начинается изгнание еврейского населения и прочих иноверцев, и, в-третьих, финансируемая Изабеллой экспедиция Колумба достигает берегов Латинской Америки.
Однако, по мнению испанских исследователей [8; 98], несмотря на значимость Реконкисты, испанская национальная идентичность оформилась около века спустя, в период правления Габсбургской династии. В ее основу легли 4 элемента: централизованное государство под управлением монарха, католицизм как официальная религия, единый язык (за основу которого было взято кастильское наречие), обеспечивший развитие литературы, а также роль гегемона в международных отношениях: Испания вступила в период расцвета (или стадию «длинной волны», используя терминологию Кондратьева). Концепция hispanidad распространилась за пределы государства в латиноамериканские колонии, где на смену «hard power» Кортеса и Писарро приходит «soft power» католических миссионеров, насаждавших религию, язык и культуру империи.
Тем не менее, по мнению Х. П. Фуси [8; 97], говорить об Испании как о нации в данный период еще рано: чувство национального единства, патриотизм стали плодом эпохи Просвещения. Конституция 1812 г. дала толчок к началу дебатов по этому поводу. В 1898 г. после сокрушительного поражения в кубинской войне, в результате которой Испания фактически лишилась статуса морской державы, общество снова разошлось во мнениях. XX век для Испании – это век подъема национализма, ставящего под угрозу существование единой национальной идентичности.
2. Трансформация роли религии
Как уже отмечалось ранее, католическая религия является одной из ключевых составляющих испанской национальной идентичности. На протяжении истории религиозное измерение всегда выходило на передний план в сложные для государства периоды. Церковь играла консолидирующую роль в процессе Реконкисты, инквизиция, учрежденная в 1476 г., превратила Испанию в страну наиболее ревностных католиков Европы. Реакция Испании на Великую французскую революцию в XIX веке утвердила католичество в качестве основы национальной идентичности.Не случайно лозунг времен войны с Наполеоном, выдвинутый гражданскими Комитетами управления, звучал как «За короля, религию и отечество!» [2]
Однако в конце XIX века в результате кризиса идентичности, возникшего из-за поражения Испании в американо-кубинской войне 1898 года, роль католичества стала подвергаться ревизии. Фактически в первой половине XX века испанцы оказались разделены на два лагеря: религиозный и светский. Период диктатуры Франко ознаменовался союзом с церковью (Конкордат 1953 г.), что сыграло отрицательную роль для последней после падения тоталитарногорежима. Согласно Конституции 1978 г., Испания является светским государством. Это положение подтверждается и законом о религиозной свободе от 1980 г.
Согласно статистическим данным, роль религии в испанском обществе ежегодно неуклонно снижается. На июль 2010 года 74% опрошенных причислили себя к католикам(это почти на 3% меньше, чем в 2007 году), 15,2 % отнесли себя к неверующим, 7,2% считают себя атеистами. Интересно, что процент приверженцев других верований довольно низок – их доля составила лишь 2,1%. При этом 57,6% верующих никогда не посещают церковь. За 9 лет вдвоеснизилось количество церковных браков (163 тыс. в 2000 г., 80 тыс. в 2009 г.) и настолько же выросло количество браков светских (52 тыс. против 95 тыс.) [5]
Таким образом, Испания медленно, но верно порывает с многовековыми традициями католичества и превращается в полностью светское государство.
3. Единство в многообразии?
На протяжении XIX века чувство национальной идентичности стало характерным для большей части населения Испании независимо от их принадлежности к определенной провинции или сообществу. Тем не менее, этот процесс не понизил значение микроидентичностей (как, например, это произошло с этническими меньшинствами во Франции) в мироощущении испанцев.
Расцвет испанских микроидентичностей в начале XX века связан с совершенно разными причинами: каталонский национализм возник в результате высоких темпов индустриального развития и ростом урбанизма в начале XX века, галисийский, наоборот, стал следствием отсталости аграрного общества провинции, а баскский сепаратизм (вплоть до экстремизма) основан на самобытности этноса и языка [6]. Что характерно, для Каталонии типична двухуровневая самоидентификация (большая часть населения чувствует себя одновременно и каталонцами, и испанцами), тогда как в Стране Басков процент населения с двойной национальной идентичностью значительно ниже. Двуязычие не обязательно служит признаком чувства национальной идентичности на Балеарских островах, или в Валенсии, или даже в Галисии, где присутствует некоторое чувство особой идентичности [2]. Согласно социологическим опросам в 2003 г., 14% населения Каталонии идентифицируют себя с Испанией, 32% с Каталонией, 6,5% - с миром. Однако если требуется идентифицировать себя с чем-то одним, то только 8,9% соотносят себя со страной, культурой или языком, 56% соотносят себя с семьей, а 8,7% определяют себя прежде всего как индивидуумы. [10]
В целом, классовые различия для испанцев важнее, чем этническая принадлежность: 42,3% опрошенных чувствуют общность с испанцами из других провинций, но принадлежащих к тому же классу, 29,4% считают наоборот.
Чтобы ответить на вопрос, насколько актуальной считают проблему национализма сами испанцы, приведем данные опросов: 45,6% населения избирают ее темой для разговора, 56,1% опрошенных не делают этого практически никогда [5].
Что касается структуры идентичности, то для большинства испанцев важна именно культурная, этническая составляющая идентичности, далее следуют инструментальная, гражданская и символическая компоненты. Однако среди слоев населения в этом вопросе наблюдается разногласие: гражданская составляющая важнее для молодежи, тогда как все прочие – для пожилых, малообразованных, безработных и «правых» испанцев[10]. Основным элементом национальной идентичности 88,8% испанцев считает общий язык, а 69,6% населения полагает, что национальный характер наиболее полно проявляется в отдельных эпизодах истории: для Испании это фигура Эль Сида (героя испанского эпоса времен Реконкисты, схожего с французским Роландом), Фердинанда и Изабеллы, а также такое событие, как открытие Америки [5].
Отдельно следует коснуться вопроса символики. Испанцы традиционно не идентифицируют себя с символами государственности, поскольку флаг (утвержденный в 1843 году, но не используемый до 1908 года) и гимн (без слов) активно использовались при диктатуре Франко и остались без изменения после ее свержения. Так, в 2003 году в Валенсии баски и каталонцы освистали не только королевскую чету, но и гимн, что вызвало широкий общественный резонанс [9]. Согласно данным общественных опросов, доля испанцев, испытывающих гордость за свою страну при исполнении гимна, составляет 60,7%. Однако процент несогласных с этим утверждением также довольно высок – 21,8%. [5]
Огромной проблемой, раскалывающей общество, до сих пор остается восприятие гражданской войны 1936-1939 гг. Вот почему в Испании остро стоит вопрос забвения и исторической памяти.
4. Европейская идентичность испанцев
Проблема «европейской идентичности» стала центральной в дебатах о демократической легитимности ЕС с конца 1980-ых. Активное использование этого понятия в политическом дискурсе привело к обратной реакции: статья 4п.2Маастрихтского договора обязывает Европейский Союз уважать «национальную индивидуальность государств-членов» [10].
Следует отметить, что Европа воспринимается испанцами более позитивно, чем во многих других странах. В частности, 88% испанцев испытывают гордость оттого, что они европейцы (для сравнения, в Великобритании таких 77%, а в Австрии всего 49%) [10]. Характерно также то, что Европа занимает в иерархии идентификации второе место, опережая Латинскую Америку.
Такое отношение объясняется тем, что образ Европы сыграл ключевую роль в развитии государства после свержения диктаторского режима. Для Испании термин «европеизация» превратился в синоним модернизации, толерантности и диалога, что, в свою очередь, позволило государству преодолеть комплекс «двух Испаний», доставшийся в наследство от гражданской войны.
В идее европейской идентичности испанцев привлекает инструментальная составляющая: такие политические и экономические компоненты как единая валюта, экономическое процветание и свобода перемещения. Не случайно, 57% населения считают, что ЕС лучше защищает ценности и стандарты жизни, чем страны-члены [10].
В свою очередь, в испанской идентичности, как уже отмечалось выше, население привлекают этническая и культурная составляющие. Можно предположить, что именно этим различием объясняется совместимость обеих идентичностей. При этом следует отметить, что региональные идентичности лучше совместимы с европейской идентичностью, чем с национальной: представители автономных сообществ чаще идентифицируют себя со своей провинцией, а затем с Европой, пропуская, таким образом, национальный уровень идентичности.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что формирование испанской идентичности представляет собой динамичный, социальный, вариативный процесс. Испания сложилась как нация в XVI веке, однако разнообразное и противоречивое историческое наследие (средневековая история, гегемония, католический контрреформизм, европейское влияние, латиноамериканское измерение) привело к возникновению отдельных национальных идентичностей, стремящихся к сепаратизму.
Для испанской нации на современном этапе характерен конфликт микро- и макроидентичностей, который на сегодняшний момент не является критическим в силу запаса прочности институтов национального государства. Однако размывание понятия суверенитета приводит к постоянному росту национализма в стране. Так, несмотря на роспуск ЭТА в 2011 году, баскские националисты (основной костяк которых составляют бывшие террористы) получили возможность создать собственную фракцию в парламенте страны. Тем не менее, пока 85% населения страны испытывают гордость от того, что они испанцы, остается верить, что далеко не все еще потеряно.
Список литературы:
- Василенко Ю. В. Идейно-ценностные уровни испанского консерватизма. – Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения РАН, 2008, вып. 8
- Линц Хуан Х. Испанская демократия и государство автономий//«Казанский федералист», № 1-2 (23-24), зима-весна 2010
- Санчес Сантьяго Мартинес, Ромеро Рафаэль Эскобедо. Испанская католическая церковь и постфранкистская демократизация [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://magazines.russ.ru/nlo/2009/100/ma45.html
- Тимофеев И. Н. Проблемы страновой идентичности в зарубежной политологии// Международные процессы, 2007. - Том 5. - N 1 – С.82-93
- Boletín oficial del estado [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cis.es/cis/export/sites/default/Archivos/Fomento/PNS/Premio_2012_ConvocatoriaBOE.pdf Canela
- Antonio Luis Vicente, Ramos Teresa Moreno. Identidad nacional: Planteamiento y evaluacion de un modelo structural. – Revista Obets 3, 2009
- Castells Manuel. El poder de la identidad [Электронныйресурс]. – Режимдоступа: www.globalizacion.org/opinion/CastellsNacionalismo.htm
- Fusi Juan Pablo. Espana. La evolucion de la identidad nacional. Madrid : Ediciones Temas de Hoy, 2000.
- Galloy Christian. Identité nationale : "L'Espagne en débat depuis plus d'un siècle" [Электронныйресурс]. - Режимдоступа: http://www.latinreporters.com/espagnesoc04112009.html
- Jimenez Antonia Maria Ruiz. La identidad europea de los españoles: sentido pasado y presente de la identificacion con Europa en Espana. – Real Instituto Elcano, Area: Europa – DT №61/2004, diciembre 2004
Ксения Никишева, студент совместной магистратуры РУДН и Института политических исследований (Sciences Po) г. Бордо (Франция) по направлению «Политические проблемы европейской интеграции»