Накануне Нового года оппозиция предупредила, что будет срывать попытку Виктора Януковича втянуть Украину в Таможенный союз. Разберемся к чему это может привести.
Нужно с определенной долей скепсиса относиться к заявлениям оппозиции о том, что она сорвет вступление Украины в Таможенный союз. Тем не менее, если оппозиционеры действительно будут решительно драться за срыв ратификации соглашений по ТС, то это будет явно способствовать дальнейшей дестабилизации ситуации в Украине.
Как известно, сегодня народный депутат от фракции «УДАР» Ростислав Павленко заявил, что оппозиционные силы сделают всё возможное для того, чтобы не допустить ратификации документов о вступлении в Таможенный союз.
Ударовец уверен, что Украина должна двигаться по пути евроинтеграции, а стремление властей втянуть страну в Таможенный союз — противоречит национальным интересам страны.
Павленко считает, что парламент не должен допустить перемены внешнеполитического курса страны, поскольку приоритет Украины – евроинтеграция.
Давайте посмотрим на эту ситуацию безотносительно того, нужно Украине идти в Таможенный союз или нет, а с точки зрения последствий клинча власти-оппозиции на общую устойчивость государственной машины.
Допустим, Янукович подписывает соглашение о некой дорожной карте по интеграции Украины в ТС.
Дальше он должен будет внести его в Раду на ратификацию. Отсюда вытекает два сценария:
Первый — оппозиция, как и в случае с языковым законопроектом Колесниченко, зевает, дает регионалам возможность ратифицировать документ, а дальше делает большие глаза и «ужасом» начинает кричать, что ее обдурили. Вариант вполне реальный, учитывая тяготение наших оппозиционеров к «договорняку». Впрочем, есть одно «но». В Раде появилась «Свобода». Если «Свобода» реально играет свою игру, а не является техническим спарринг-партнером Банковой, то она сделает все, чтобы заблокировать работу парламента. Это и есть второй сценарий.
Второй – «Свобода» блокирует Раду. К ней подтягиваются Кличко и Батькивщина, в противном случае они просто «потухнут» на фоне гиперактивных «заклятых друзей» в вышиванках. Блокирование Рады на длительный период невыгодно Януковичу, потому в условиях кризисного состояния экономики это чревато параличом исполнительной вертикали. Кроме того, Владимир Владимирович не даст денег, если не увидит реального движения в сторону евразийских идеалов.
Отсюда вытекает патовая ситуация. Попытка договориться с оппозицией не решает проблему ратификации, а ратификация перекрывает путь к договоренностям. Поскольку Виктору Януковичу очень нужны деньги, он может попытается реализовать ратификацию двумя путями.
Первый путь – собрать парламентское большинство, в Украинском доме, а лучше в Межигорье. Дальше под улюлюканье толпы, драки с ОМОНом оппозиции, пытающейся прорваться к месту безобразия, парламентское большинство ратифицирует документ. Дальше оппозиция или мирится с поражением, что возобновляет работу Верховной рады, или продолжает блокировать парламент.
Фактически, он исчезает, поскольку мы получаем две Рады – большую и маленькую со всем вытекающим отсюда хаосом.
Впрочем, оппозиция может быть настолько воинственной, что не позволит большинству собраться в другом месте.
В отчаянии (деньги-то нужны, Путин обрывает телефон и педантично напоминает, Виктор Федорович, пора бы и поторопиться) Янукович запускает альтернативный сценарий – выносит вопрос на всенародный референдум. Причем на референдум может быть запакован не только вопрос о вступлении в ТС, но и изменение Конституционного строя (Кравчук не зря же деньги проедал столько времени, авось что-то и наработал). Такая схема позволит размыть повестку и сделать ее более «респектабельной», мол, мы думаем, как государство изменить в целом, а не про какие-то мелочи вроде укрепления дружбы с Россией. Я думаю, что в качестве отступного западу Украины, там будет запакована федерализация Украины.
Кстати, здесь стоит вспомнить недавнее заявление Виктора Медведчука: «Те, кто говорят, что страна может быть расколота, лгут и себе, и людям. Не надо лгать. Я убежден, что действенным и эффективным лекарством от раскола является федеративный принцип государственного устройства. Именно переход к федеративному устройству может решить многие проблемы, которые существуют в Украине»…. Думает человек в том же направлении. И не только думает, но и работает…
Впрочем, на западе и в центре страны воспримут эти ходы в качестве того, чем они будут являться на самом деле – втянуть Украину под протекторат РФ. Потому они будут приняты в штыки.
Начнется парад суверенитетов облсоветов: либо до референдума, либо по факту его результатов, когда посыпятся заявления, что очередная «Львівська рада не згодна з фальсифікованими підсумками Всеукраїнського референдуму».
В целом, к этому моменту общество будет уже радикализировано «покращеннями» настолько, что сторонники противной стороны будут восприниматься как враги, поскольку конфликт из реально-прагматичной плоскости (коей реально и является с точки зрения Януковича и правящей элиты, озабоченного поиском ресурсов для поддержки прогнившего режима) в мировоззренческую.
Из этого вытекает силовое противостояние. Кстати, это прекрасно понимает упомянутый выше Виктор Медведчук, в последние месяцы развивший бурную активность, набрасывая сценарные ходы в публичное пространство. Так вот, онсказал, что «средство от раскола — диктатура большинства», что является целиком логичным выводом. Когда ты не можешь убедить, остается только принуждать.
В этой ситуации, власть действительно может попытаться силовым путем подавить сопротивление противников ТС. В этот момент и произойдет попадание в «испанский капкан», о котором я писал в декабре 2010 года.
О чем идет речь? Здесь стоит вспомнить историю республиканской Испании в 1930-е годы прошлого века.
16 июня 1936 года к зданию парламента Испании было приковано внимание всей страны. Прошло пять лет с того момента, как король Альфонс XVIII покинул свой трон, для того чтобы избежать, как он полагал, гражданской войны. Пять лет продолжалась беспрестанная парламентская активность. За эти годы власть переходила то левым, то правым, но страна все больше скатывалась в хаос и анархию.
После февральских выборов 1936 года правительство получило исключительные полномочия для наведения порядка, включая приостановление всех конституционных гарантий.
Тем не менее, за четыре месяца было сожжено 160 церквей, произошло 269 политических убийств и 1287 попыток таковых.Прошло 113 общенациональных стачек и 288 забастовок на местах.
Суть кризиса в Испании открылась обществу устами молодого лидера католической партии CEDA Хиля Роблеса. «Давайте не будем обманывать себя, — сказал Роблес, — Страна может жить при монархии или республике, с парламентским или президентским строем, при коммунизме или фашизме! Но она не может жить при анархии. И сегодня мы присутствуем при похоронах демократии!». Зал взорвался яростными криками – поддержки и порицания.
Лидер монархической партии Хосе Кальво Сотело (будет убит через месяц — 13 июля) так обрисовал ситуацию в стране:«Хаос в Испании – это результат демократической Конституции 1931 года. Исходя из нее невозможно построить крепкое жизнеспособное государство. Против такого стерильного государства, неспособного к существованию, я выдвигаю идею единой сплоченной страны, которая обеспечит экономическую справедливость, и со всей властью заявит: «Больше никаких забастовок, никаких локаутов, никаких ростовщиков, никаких злоупотреблений, никаких нищенских зарплат, никаких политических доходов получаемых в силу «случайностей», никаких анархических свобод, и заговоров против выпуска продукции! Национальный продукт будет служить благу всех классов, всех партий, всеобщим интересам!»
Потом выступали представители коммунистов, социалистов, которые не стесняясь в выражениях проклинали своих оппонентов, как те делали немного ранее. Так под яростные вопли и взаимные упреки-проклятия заканчивалась прелюдия к одной из наибольших трагедий XXвека – гражданской войне в Испании 1936-1939 гг. Через месяц националисты опираясь на взбунтовавшуюся армию начнут мятеж, который перерастет в полномасштабную войну длиной в два с половиной года. В ходе нее погибнут более 600 тыс., станут беженцами 300 000 человек. Сама страна станет испытательным полигоном для крупных европейских государств, которые используют испанский кризис, чтобы упрочить свои позиции в стремительно меняющемся балансе сил во второй половине 30-х.
Впрочем, можно обратиться и нашей истории. Игры Януковича с Таможенным союзом напоминают ситуацию в которой оказался Украина в конце 50-х годов XVII века после смерти Хмельницкого.
Как известно, после смерти Хмельницкого власть перешла к гетману Ивану Выговскому, попытавшемуся развернуть казацкое государство на Запад путем заключения Гадяцких договоренностей с Речью Посполитой. Они гарантировали, что Украина войдет в Речь Посполитую в качестве равноправного участника наравне с Польшей и Литвой. Но Выговский опоздал на несколько лет, поскольку значительная часть старшины и общества уже ориентировались на Россию. Это привело к конфликту и возобновлению войны в ходе которой на гетманство был поставлен Юрий Хмельницкий. Последний пытался метаться между поляками и русскими, что привело к развалу казацкого государства, потери Юрием Хмельницким власти и длительному периоду гражданской войны, которая вошла историю как Руина.
Если мы вернемся в наше время и схематизируем эту ситуацию, то увидим, что она до боли напоминает то, что происходило в Украине в последние 10 лет.
Роль Богдана Хмельницкого была за Леонидом Кучмой.
Иван Выговский – однозначно прозападник Виктор Ющенко, впрочем, и не упускавшийся возможности позаигрывать с Россией.
Юрий Хмельницкий метавшийся между РП, Московским царством и Турцией – очень похож на Виктора Януковича с его попытками понравиться России и Запада, чтобы усидеть в президентском кресле.
И Юрий Хмельницкий, и Виктор представляют собой деструктивные типы лидеров, которые доводят дисбалансы в системе управления до крайних пределов, что приводит к ее разрушению.
С этой точки зрения, удивительно, как зацикленность нашей элиты на истории казаков не позволяет сделать надлежащих выводов из ее чудовищных ошибок. Собственно говоря, спустя 3,5 века мало что изменилось. Алчность старшины, ее безудержные амбиции и неспособность выйти за рамки «проблем хутора» привели Украину к Руине в 17 веке.
Сегодня "логика покращення" заводит страну в такой же глухой угол.
Учитывая, логику развития конфликта в лагере власти, расписанную мной в статье «Война «Отцов» и «Детей». За что будут сражаться Ахметов и другие олигархи» очевидно, что эти процессы сулят печальное будущее нашей стране.
Потому.... хочется сказать одно – украинцы, пора взрослеть. Взрослого человека отличает от ребенка способность осмыслить свои ошибки. Народы, делающие выводы из своих поражений идут вперед и определяют ход истории. Народы круг за кругом ходящие по граблям своих ошибок исчезают в бесславном мраке неудач. Истинная сила не дается раз и навсегда. Она проистекает из разума человека и способности его обуздать.