Историческая справка: в 1840-х гг. в Париже в отеле «Ламбер» располагался центр политической польской эмиграции, своеобразное посольство несуществующей державы, где под предводительством Адама Чарторыйского озвучивались амбициозные планы придания польскому вопросу широкой международной огласки и разрабатывалась стратегия помощи со стороны польской эмиграции Турции, Венгрии, Великобритании, Франции в их противостоянии с Россией.
Своё идеологическое влияние птенцы гнезда «Ламбер» старались перенести за границы Польши и Франции. Как результат их деятельности, польская эмиграционная ячейка, напрямую связанная с отелем «Ламбер», появилась в Стамбуле, а польские эмиссары колесили по Европе, встречаясь с нужными людьми.
В 1920-х – 1930-х Юзеф Пилсудский выступил идеологом доктрины прометеизма, которая превратилась с тех пор в определяющую черту польской восточной политики. Польша сравнивалась с легендарным Прометеем, ибо она якобы несла огонь свободы народам Советского Союза. Конечная цель прометеизма – раскол СССР, а затем и России на кучку взаимно конкурирующих государств и возвышение Польши как регионального лидера всей Центрально-Восточной Европы.
Была учреждена организация «Прометей» со штаб-квартирой в Париже (символично!) и отделениями в Тегеране, Хельсинки, Берлине, Праге и даже в китайском Харбине.
Подавляющее большинство польских исследователей, отдавая должное Ю. Пилсудскому, одним из первых «прометеевцев» называют всё же А. Чарторыйского и его единомышленников по отелю «Ламбер», которые задолго до Ю. Пилсудского стремились к тому же самому.
И А. Чарторыйский, и Ю. Пилсудский делали ставку на возбуждение среди народов Российской империи, а затем и СССР ненависти к русским, поскольку иного способа развалить эти государства не было. С этой целью оба старались наладить контакты с немногочисленной националистической прослойкой на местах, в различных губерниях, позднее республиках – от Прибалтики до Кавказа.
Сегодня, по прошествии более двадцати лет после распада СССР, мы видим, что прометеистские функции взяла на себя националистическая украинствующая публика. О взаимовыгодном сотрудничестве украинских националистов и современных польских последователей А. Чарторыйского и Ю. Пилсудского всем известно. Здравомыслящая часть польского общества призывает Варшаву одуматься и не взращивать у себя под боком пса, способного укусить кормящую руку (Варшава финансирует деятельность откровенно пробандеровских украинских организаций в Восточной Польше - автор), но безрезультатно. Деньги продолжают поступать, и уже можно говорить о появлении «необандеровского плацдарма», охватывающего Западную Украину и часть польской территории, конкретно окрестности Перемышля, расположенного в 12 километрах от украинской границы.
Откровенным носителем прометеистских идей сегодня выступает ВО «Свобода». Произошёл идеологический импорт этих «проверенных» принципов А. Чарторыйского и Ю. Пилсудского на Украину с дальнейшим усвоением их частью украинского общества, голосовавшего за О. Тягнибока.
Околоинтеллектуальное оформление уже седым тезисам пана Адама и пана Юзефа придаёт подвизающаяся на поприще «Свободы» западно-украинская профессура, выдающая эти тезисы за собственные. По сути, мы имеем дело с политико-идеологическим плагиатом, но пожирателей этого идеологического «комбикорма», т.е. сторонников О. Тягнибока, это не очень интересует.
Функции, выполняемые некогда отелем «Ламбер» в XIX веке и организацией «Прометей» в веке ХХ, выполняют ныне зарубежные центры украинства, находящиеся под идеологическим контролем «свободовцев». Ячейки «свободовцев» либо им сочувствующих есть в Сербии, Германии, Испании, Австрии, Португалии, Греции, Чехии, Канаде, США, Швеции, Литве. Благодаря отлаженной пропагандистской работе и тому, что большинство зарубежных украинцев – трудовые мигранты из западно-украинских областей, «Свободе» удалось получить на прошедших парламентских выборах почти 24% голосов на зарубежных избирательных участках. Это больше, чем у любой другой политической партии на Украине. Даже в далекой Австралии за «Свободу» проголосовали 30% тамошних украинцев. Как итог, усилился русофобский информационный поток в странах Европы (собрания в поддержку политики О. Тягнибока, обращения к европейским политикам и т.п.).
На этом фоне в западно-украинских вузах появилась целая когорта профессуры, размышляющая о развале Российской Федерации, но не в грубых тонах, а в стиле тонкого интеллектуализма: колесят по украинским вузам от Львова до Одессы, раздают интервью, читают лекции, выступают по телевидению, рекламируют труды украинских националистов, среди которых одно из «почётных» мест занимает «Розподіл Росії» бандеровца Юрия Липы.
Они выказывают готовность признать право русских на своё национальное государство, но одновременно отрицают какие бы то ни было права России быть многонациональным государством. Согласно их логике, русским, как народу, будет только на пользу, если они замкнутся в своих этнических границах и не будут переживать, если Сибирь, Кавказ, Поволжье уйдут в самостоятельное «плавание». Опять же по их логике якутам, чеченцам, карелам, марийцам, татарам и прочим народам Российской Федерации тоже от этого будет лучше. А чтобы это «покращення» настало скорей, они предлагают «национально ориентированным» кадрам Российской Федерации и даже исламским моджахедам вступать в союз с украинскими националистами, т.к. Украина – решающий фактор в деле развала России, а украинский национализм просто необходимо из моральных соображений поставить на службу данной идее.
Тем временем в резолюцию о ситуации в Украине по инициативе болгарского депутата Кристиана Вигенина внесена поправка, где взгляды «Свободы» названы «расистскими, антисемитскими и ксенофобскими». «За» проголосовали 348 евродепутатов, против – 93. Ещё недавно Европа, благодушно относившаяся к шалостям О. Тягнибока, вдруг выразила негативное мнение о нём и его политических методах. Почему?
Дело в том, что в ЕС вопросы толерантности и борьба с ксенофобией – те красные флажки, выходить за которые нельзя. Долгое время Брюссель позволял О. Тягнибоку сколько угодно оскорблять русских, но постепенно рвение последнего становится опасным для самой Европы.
Во-первых, О. Тягнибок призывает к пересмотру границ, мечтая увеличить территорию Украины за счёт соседних государств. Это эффективно работает на привлечение радикальных избирателей, но внушает опасения европейцам, которым ни к чему территориальные конфликты у своих границ и даже собственно на территории Евросоюза.
Во-вторых, Европе выгодней не поднимать «Свободу» на пьедестал почёта, а продолжать сотрудничать с более предсказуемым В. Януковичем, чем вчерашним маргиналом О. Тягнибоком.
В-третьих, Европе выгодно, опять же, не исключать «Свободу» из политической борьбы, а держать в строго определённых рамках, как идеологическое средство оппонирования идее Русского мира. Ведь предостерегающих резолюций Европарламента против практики героизации фашистских пособников в адрес официального Киева не звучало, как и в адрес других государств, где это возведено чуть ли не в ранг государственной политики – Латвии, Эстонии, Румынии, Молдавии. Значит, чуть-чуть неонацизма можно, если это работает против России и не грозит дестабилизацией самой Европе.
Украина слишком велика, чтобы её можно было безболезненно «перевоспитать» в стиле Ирины Фарион. Поэтому резолюция Европарламента – указание О. Тягнибоку, где ему надлежит работать, куда направлять усилия и куда нет.
Отведённое «Свободе» поле игры – противостояние пророссийским интеграционным тенденциям на Украине, а вовсе не увеличение размеров Украины «от Сана» и далее, создание «Украинской империи».
Польский геополитик Влодзимеж Бончковский утверждал, что прометеизм, даже если внешнеполитические факторы мешают его непосредственному применению, остаётся эффективным средством внутренней мобилизации польского общества против России. Прометеизм в исполнении О. Тягнибока – удобное средство мобилизации наиболее радикальной части украинского общества против России, поэтому он выражается в громогласных проявлениях словесного метеоризма. Недаром говорится, что пустая кастрюля громче гремит.
И сегодня украинствующие ячейки имеются чуть ли не по всей Европе, а в самой Украине набирает обороты рафинированный, интеллектуально окрашенный национализм в сочетании с грубым радикализмом «Свободы».