Конфликтность кавказских народов, находящаяся на очень высоком уровне, предполагает неизбежное конструирование мифов и гетеростереотипов (стереотипов о других народах), как средство самооправдания.
Сколько по России прокатилось стычек и волнений с участием кавказцев, ни разу последние не признали за собой никакой вины. Прямо, как жена Цезаря – всегда вне подозрений!
Дерутся ли кавказцы с казахами, русскими, украинцами, калмыками и т.д., виновные, как громкоголосо утверждают после драк сыны гор – это всегда казахи, русские, украинцы, калмыки и т.д.
Кавказцы живут мифами, ими самими придуманными про себя и про других. Вот некоторые из них.
Быть всегда на виду для кавказцев всегда важно. Они считают это проявлением своего достоинства. Но подобное проявление своего достоинства больше смахивает на обыкновенное тщеславие, желание зарисоваться и удивить окружающих. В русском коллективе такое поведение зачастую осуждается, как неумное.
Практика размещения в Сети многих десятков видеороликов, где чеченцы или дагестанцы издеваются над славянами, к сожалению, – тоже от тщеславия, а не мужской гордости. Тут не гордость говорит, а гордыня, и это две большие разницы.
Куда меньше роликов с кадрами неудачных для кавказцев столкновений. И не потому, что кавказцы не несут поражений, а потому, что у русских куда меньше в крови склонности «лимонить понты», кичась своей жестокостью.
Каждую победную стычку со славянами кавказцы тут же рекламируют и тиражируют в Сети. Русские о своих победах говорят скромнее. Да и ст. 282 УК РФ неспроста названа «русской».
Когда Магомед Маликов, талантливый боец из бойцовского клуба «Горец» (Дагестан) чётким ударом в голову положил на пол Фёдора Емельяненко на одном из чемпионатов по смешанным боевым искусствам, один из членов его команды поддержки начал дико кричать в видеокамеры «Аллах акбар!», и невразумительно жестикулировать. Что это было? Завуалированная угроза или обыкновенная невоспитанность?
Когда наш Владимир Буторин коленом в голову уложил Ибрагима Халилова из того же «Горца», русские не визжали в видеокамеры, демонстрируя своё превосходство и вне ринга. Русские по природе скромнее и сдержанней.
Кавказцы русских любят обзывать слабаками. Что ж, есть среди нас и такие, к сожалению. Но, как десять тысяч невежд никогда не составят вместе одного мудреца, так и множество слабаков не составят вместе одного героя.
Русские же выиграли Кавказскую войну, почти выиграли первую чеченскую, закончив её, по сути, вничью, да и то, по политическим причинам. Западные аналитики говорили тогда, что, если русские применят всё своё оружие, через 2 часа на месте горной Чечни останется равнина. Русские его не применили – пожалели население республики, заплатив за это жизнями своих солдат. Но храбрые джигиты не хотят принимать жалость «слабаков». Иначе пришлось бы признать и собственную слабость.
Во вторую чеченскую русские разбили кавказских экстремистов в пух и прах. Когда на Дагестан ринулись толпы полоумных бородачей под водительством Басаева в 1999 г., кто их остановил? Не дагестанские ополченцы, пусть даже они и сражались храбро, а русские «слабаки», примчавшиеся дагестанцам на помощь. Без русского Ивана прошли бы экстремисты тогда по Дагестану парадным маршем, сметая всё на своём пути.
Если это сделали слабаки, то кем являются те, кто от слабаков потерпел поражение: всякие Доку Умаровы, Гелаевы, Удуговы и т.д.? Но что-то в кавказском характере мешает честно и открыто признать, что выжил Дагестан именно благодаря русским, России. Джигитство и прочие военно-моральные навыки Дагестан тогда не спасли. Спас его русский солдат. И вот, неужели в виде «благодарности» призывники из Дагестана пытаются унижать в казармах призывников-славян?
Персидская пословица гласит: «Когда шах сходит с ума, он идёт воевать на Кавказ». Русские регулярно и успешно воевали на Кавказе, и с ума не сошли.
Чеченцы считают себя самыми воинственными. А вот греческий историк Страбон таковыми считал сванов.
«Да, русские – это великий народ», - сказал мне как-то в порыве откровения один чеченец. Но много ли таких чеченцев, которые вот так, открыто, смогут в этом же признаться?
Ведь русские, живя на ограниченном пространстве центральной России, на не очень плодородной суглинистой почве, среди озёр, болот и лесов, за несколько веков создали огромное государство от Балтики до Тихого океана. Для таких начинаний джигитство не годится. Тут надобно кое-что пошире, помасштабней, поглубже.
Кавказцы любят говорить, что они крепко любят свою малую родину, потому и привязаны в мыслях только к Дагестану, Чечне, Кабарде и т.д. Этносоциолог Ольга Павлова в научной работе о гранях ингушской идентичности приводит данные, что для 70% ингушей региональный патриотизм важнее общегосударственного. Можно говорить, что это – от чрезмерной любви к малой родине. Но можно расценить это, и как недостаток масштабного мышления, необходимого для построения собственной державы. Оттого и не знали народы Северного Кавказа государственного устройства в полном смысле слова, оставаясь на локальном уровне с букетом побочных факторов, как то набеговое хозяйство, кровная месть и т.д.
«Мы – патриоты своего народа, и потому женимся и выходим замуж только за своих» (та же Ольга Павлова указывает, что число ингушских семей, где мать – русская, не превышает 5%). А мне в этой погоне за чистотой крови мерещится примитивный расизм, для оправдания которого и разрабатываются мифы о том, что русские – никуда не годные, потому и женщин своих за них выдавать не будем.
Отсюда другой момент: «Мы стоим горой друг за друга, наша дружба – кремень, потому и защищаем своих всегда и везде». Однако это больше подходит под термин «клановость», чем дружба, склонность ко лжи и лицемерию, чем правде. Тот же чеченец, говоривший о русских, как о великом народе, рассказывал мне, что по их законам чеченец всегда должен защищать чеченца, не важно, прав тот или виноват. А как же справедливость? Или она избирательна?
Русские отвернутся от насильника, и даже могут сами его наказать, даром, что он соплеменник. Получается, что чеченцы насильника-чеченца прикроют, защитят, помогут ему скрыться. О каком кодексе чести может идти здесь речь? Странная она какая-то в таком варианте, эта кавказская честь.
Каждая культура – это комплекс норм и ценностей, где-то уместных и положительных, где-то ретроградных и затрудняющих жизнь их носителям. Но безапелляционно абсолютизировать свой народ, своё этническое понимание окружающего мира, свою народную мораль, приписывая иным ущербность и слабость, скатываясь к глупому расизму, неприемлемо. Жаль, что как раз это и характеризует сегодня поведение многих кавказцев.