В деле реинтеграции постсоветского пространства на «элиты» рассчитывать нечего: за дело должны браться общественные организации и активисты
Анализируя проблему реинтеграции постсоветского пространства, сразу же задаешься вопросом: почему этим экономически и электорально выгодным делом не заняться тем, кому и положено - губернаторам, чиновникам, бизнесменам? Однако, не занимаются. Мешают некие «высшие политические интересы», а попросту говоря - давление Запада, и неспособность местных элит к осознанной деятельности, опирающейся на поддержку населения, волю которого они, эти «элиты», так и не научились уважать. И вина здесь не только группировок, формирующих политический и экономический ландшафт Украины. В том, что происходит со всеми нами, виноваты мы сами. Мы, народ, так и не научившийся формулировать и отстаивать свои интересы. Мы, общественно-политические активисты, так и не сформировавшие широкий фронт давления на власть.
Много написано и сказано о несостоятельности самостийнического, обособленческого «проекта Украина», о вытекающей из этого непригодности, функциональной и интеллектуальной убогости правящих группировок. Но что с этим делать? Встраиваться в систему, и «улучшать ее», как нам советуют некоторые «доброхоты»? Нет, и еще раз нет! Система все еще сильна и жестока. Она или перемалывает, или отторгает любой враждебный ей или даже просто чужеродный элемент. Другими словами - или вы принимаете правила игры, или выбраковываетесь. Свидетельств быстрого перерождения бывших наших товарищей, попавших на «хлебные» места в Системе - множество.
Противопоставить гибнущей, но еще очень крепкой постсоветской системе мы должны нашу новую Евразийскую Систему.
Именно в таком качестве гражданская инициатива «Донбасс - за Евразийский Союз» наиболее интересна. Кузница кадров для новой молодой современной антисвидомитской элиты. Когда наш проект, наша народная инициатива наберет обороты, у руля процесса окажутся капитаны экономики и политические тяжеловесы. И это логично. Что же останется нам (кроме благодарности потомков, разумеется)? Нам останется структура. Общественное движение, имеющее опыт общения с элитами, но твердо стоящее на позициях народности, остающееся частью народа, имеющее потенциал стать ведущей общественно-политической силой. Проекты, подобные нашему - мощные генераторы объединительной идеологии. Занять идеологические высоты - значит провести работу по овладению историческим знанием и найти внятные формулы, объясняющие цели и задачи будущей интеграции от микро- до макроуровня.
Тормозит развитие проектов, подобных данной гражданской инициативе, то, что на сегодняшний день нами полностью проиграно административное поле. Впрочем, говорить о поражении, может, и не вполне справедливо, так как никакой особой схватки и не было. Налицо факт завоевания, силового захвата власти, которое назначаемые извне «элиты» тщательно скрывают, выдавая это за многовековую народную борьбу за «нэньку». Административные высоты заняты врагом. Наше прошлое объявляют недоисторией. Не те герои, не тот ракурс, не те даты - нам пытаются привить новое историческое сознание, выхолощенное, лакейское. Другое.
Таким образом, на «историческом» поле мы тоже отступаем по всем фронтам. Говорить о том, что есть пророссийское и антироссийское крылья украинского истеблишмента, по меньшей мере, самонадеянно. Какая бы «партия» не получила большинство в Раде, украинской системе не выгодно иметь дело с Россией, потому что за нитки ее дергают совсем из других стран. Любой высокопоставленный чиновник украинской системы является антироссийским элементом в силу встроенности в изначально антироссийскую систему, залог выживания которой в ее антирусскости. Украинское общество отторгает любые союзнические инициативы (как сверху, так и снизу), т. к. оно запугано угрозой аннексии и колонизации.
На украинском политическом олимпе безраздельно властвуют силы, установившие тотальный контроль над историческим прошлым, презентующие обществу свою модель развития (а точнее - стагнации), как единственно возможную, стремящиеся таким образом окончательно закрепить свое доминирующие положение. Идеологическая гегемония - ключ к административному доминированию. Происходящее находится в полном соответствии с теорией Антонио Грамши: господство в дискурсе должно конвертироваться в политическое господство.
Запад проделал огромную работу, вложил колоссальное количество сил и средств, особенно в молодежь, и сегодня пожинает плоды. Произведена конфискация исторического «сырья» с целью дальнейшей его переработки. Сегодня осуществляется переход к следующей стадии феодализации. Alter Rus как высшая стадия свидомизма. Антирусскость - это сегодня модно. Модно называть себя украинцем, уже не видя в этом ничего обидного. Сегодня наши идеи вне контекста. Информационные очаги сопротивления, референдумы, локальные акции памяти или протеста - это все замечательно.
Однако, тот же референдум в сегодняшних условиях принесет нам пользу только в том случае, если будет сорван. И дело не только в том, кто посчитает, но и в том, что мы просто-напросто не добьемся победы в силу «немодности» нашего дискурса. Причина этого кроется не только и не столько в тлетворном влиянии Запада, сколько в нашей собственной неэффективности. Русская Украина сжимается, как шагреневая кожа, совсем скоро русские повторят судьбу русинов, только во всеукраинском масштабе.
Как следствие идеологической и организационной несостоятельности остро стоит кадровый вопрос, который в итоге решает все. Появляются новые люди, регистрируются новые организации, но складывается ощущение, что все вывернуто наизнанку. Вместо строительства «снизу» с дальнейшей формализацией кадрового потенциала, штампуются пакеты документов, которые якобы должны стать магнитом, притягивающим к себе новые кадры. Но этого не происходит - не пустые бумажки, а конкретные дела и идеологическая заряженность привлекает деятельных, умных, сильных. Кадрами, селекцией и выращиванием лидеров долгие годы никто не занимался, считая, что реальные вопросы можно порешать в тиши кабинетов, а народные (в первую очередь - русские) организации нужны лишь в виде картинки. Переломить эту тенденцию может лишь хорошо подготовленная и организованная сила, опирающаяся на поддержку народа и тех немногих представителей элит, которые еще готовы взять на себя бремя ответственности, помочь народу и, кстати, себе самим.
Стержнем организации станет идеология, в соответствии с которой и должны подбираться кадры. Проверенные, испытанные кадры и сверхсовременная идеология братства, единства. Технологии, какими бы совершенными они не были, это всего лишь инструмент. Вне идеологии любое наше пусть даже самое технологичное действие, любой креатив сыграет на уходящую систему, на противника.
Главное - мы должны смотреть вперед и упорно прокладывать себе путь на идеологические высоты. Только заняв их, только сформулировав и возглавив идеологический дискурс, мы встретим завтрашний день победителями. Знание, идейность и профессионализм - вот тот трехслойный фундамент, на котором только и возможно построить здание нашей Победы.
При этом ни в коем случае нельзя отрываться от земли, витать в облаках. Идеология евразийства, идеология Русского мира должна базироваться на простых и понятных вещах. Во главе всего всегда стоит один фундаментальный вопрос: «Что это дает мне?». Ленина поддержали главным образом потому, что он провозглашал лозунги «Земля - крестьянам! Фабрики - рабочим!». А Украина, с ее сакраментальным «моя хата с краю», как никто другой нуждается в формулировании четких и простых для понимания лозунгов. Что евразийская интеграция даст обычным людям? Не «простым», т. к. в современном обществе желающих оставаться простыми, становится все меньше, а именно обычным. С их слабостями и желаниями, прихотями и расчетами. Впрочем, нельзя перегибать палку: с одной стороны мы должны уловить и сформулировать желания народа, с другой - где-то нужно и уметь разъяснить и продавить свое, новое.
Кое-кого отпугивает слово «партия». Одних - как выразитель чаяний лишь части населения, а значит антипод единству, других - как призрак КПСС или других несовременных, нетехнологичных проектов. Назвать то, к чему мы стремимся, можно как угодно. Нам нужна Организация, способная провести селекцию и иерархизацию будущей структуры, которая только и способна вступить в бой за властные высоты.
На этом пути нас подстерегает главная опасность - профанация. Именно профанированием идеи и занимались все эти годы удобные, управляемые, плюшевые «профессиональные соотечественники» и курирующие их вечно вчерашние жуликоватые чиновники. Им удалось настолько дискредитировать идею пророссийской партии, что люди сегодня просто шарахаются от одного названия. Но, впрочем, это уже другая тема.
Пусть бизнесмены и администраторы ищут пути интеграции, мы же окажем посильную помощь и организуем конструктивное давление снизу - для ускорения процесса реинтеграции Русского мира в рамках заявленного Евразийского Союза и интенсификации ротации малороссийских элит. И это не прихоть - у нас просто нет выбора.
Алексей Александров, главный редактор издания «Русский Мир. Украина»