Европейский аналитический центр FRIDE со штаб-квартирой в Барселоне выпустил в 2009 году краткий обзор социально-политической ситуации на Крымском полуострове, красочно озаглавив его «Крым: зона конфликта у границ Европы».
В обзоре говорится о тревожных тенденциях в отношениях между крымско-татарским и славянским населением полуострова, а также традиционно звучат упрёки в адрес России и её Черноморского Флота. Дескать, дислокация ЧФ РФ в Крыму – фактор дестабилизации. Отрешившись от пропагандистской шелухи, можно на основе этого обзора сказать, что в Крыму, действительно, имеются тревожные тенденции, но европейские аналитики не там ищут виновных.
На сегодняшний день численность крымских татар в Крыму составляет около 300 000 человек (12% от всего населения Крыма). Эта цифра пока является незначительной на фоне численности проживающих в Крыму русских (1,5 млн.) и украинцев (700 тыс.). Однако крымские татары компенсируют свою малочисленность пассионарностью и высокой рождаемостью. Три-четыре ребёнка в крымско-татарской семье – норма, в то время как у крымских славян нормой считается 1-2.
Крымские татары – во многом уникальный этнос. Кроме самобытной культуры он отличается присущим ему внутриэтническим механизмом, позволяющим сохранять на фиксированном уровне степень неприятия идей Русского мира, несмотря на то, что крымские татары находятся внутри его границ вот уже около 250 лет. Характерный признак: владение русским языком и знакомство с русской культурой крымско-татарской средой уживаются с идеей построения национального крымско-татарского государства, противостоящего во всём идеям Русского мира.
Отношения крымских татар и славян на полуострове можно охарактеризовать термином «дружественная война». Кровавых стычек нет, но нет и взаимопонимания. Идёт информационное противостояние, соревнование по принципу «чья версия истории победит».
Крымско-татарские СМИ принялись в нарушение всех законодательных норм именовать в своих публикациях крымские топонимы на крымско-татарский лад. Евпатория – Кезлёв, Симферополь – Акмесджит. Крымско-татарские активисты требуют вернуть Крыму крымско-татарскую топонимику.
А почему не докрымско-татарскую? Ведь крымские татары – не коренные жители полуострова, как о том твердят их лидеры. Крымско-татарский этнос – молодой. Он окончательно образовался в XV в., смешав воедино тюрков, аланов, часть крымских греков, готов, крымских итальянцев, половцев и ещё множество иных народов. Отколовшись от Золотой Орды, захватившей Крым, и выделившись в отдельное государство, Крымское ханство «приобрело» и свой народ – плод смешения всех народов, проживавших на тот момент в Крыму, и подвергшихся тюркизации и исламизации.
Прилагательное «крымский» в словосочетании «крымские татары» не должно нас вводить в заблуждение. Гораздо раньше в Крыму появились греки, скифы, сарматы, генуэзцы. Первые оставили самый глубокий след в истории полуострова, подарив ему греческую топонимику. Не случайно, после овладения крымским ханством в 1783 году Екатерина II давала новым населённым пунктам греческие названия. Евпаторию, к примеру, назвали в честь греческого царя Евпатора.
Переименование крымско-татарских поселений на греческий лад больше соответствовало исторической истине. Как соответствует исторической истине и взгляд на Крым, как колыбель православия, а не ислама.
Исламизация полуострова – последствие захвата его ордынцами, образования Крымского ханства и сюзеренитета Османской империи над крымскими татарами. Не забудем, что в Херсонесе принял крещение князь Владимир – задолго до того, как эта земля услышала об исламе. Поэтому акты крымско-татарского вандализма против православных символов, устанавливаемых на крымской земле, суть проявления крымско-татарского экстремизма и неоправданные претензии единолично распоряжаться историей Крыма.
Кстати, и слово «татары» в словосочетании «крымские татары» не должно вводить в заблуждение. Татары крымские не имеют почти никакого отношения к казанским татарам, и даже не понимают их языка. Более того, крымские татары недолюбливают казанских. Они почему-то считают себя европейцами, а казанских татар – азиатами, сговорившимися с русскими.
Смешанных браков между крымскими татарами и татарами казанскими практически нет. А там, где они есть, крымско-татарские родственники не очень-то расположены к своим новоявленным родственникам из Поволжья.
Обращает на себя внимание и факт двуличной политики меджлиса и курултая. С одной стороны, они чествуют крымских татар – героев Великой Отечественной войны. 9 Мая празднуют многие крымские татары, тем более что среди представителей этого народа было 7 Героев Советского Союза и даже 2 генерала.
Но, с другой стороны, идет оправдание крымско-татарских коллаборационистов, типа Эдиге Кырымала и прочих. Если так пойдёт и дальше, крымские татары не смогут понять разницу между крымским татарином-фашистом и крымским татарином-красноармейцем. Главной ценностью они будут считать просто то, что он – крымский татарин, как будто эта национальность лучше и чище всех остальных.
Кстати, некоторые крымско-татарские СМИ так себя ведут, что их можно заподозрить именно в таком отношении к национальному вопросу на полуострове. Например, публикуют просьбы о медицинской помощи тяжелобольных крымско-татарских детей. Дети – наше будущее, и дай Бог, чтобы крымско-татарские дети росли здоровыми, и счастливыми. Только напрашивается вопрос, почему нет в этих СМИ объявлений о помощи для русских детей?
Вопрос участия крымских татар в событиях Великой Отечественной войне – самый щекотливый для крымских татар вопрос. Наблюдается явная нехватка героических личностей для создания пантеона героев ВОВ из числа крымских татар.
Очень много публикаций и выступлений крымско-татарских активистов посвящены Амет-Хану Султану – заслуженному лётчику-испытателю, дважды Герою Советского Союза. Всегда говорится, что Амет-Хан Султан – крымский татарин. Но крымско-татарские корни у него только по материнской линии. Отец же его был лакцем, уроженцем Дагестана. У патриархальных исламских народов, как известно, национальность определяется по отцовской линии. Да, Амет-Хан Султан и его подвиги – это часть и крымско-татарской истории. Но, тем не менее, он был лакцем.
Упорное «забывание» лакских корней Амет-Хана Султана свидетельствует об острой нехватке ярких героических личностей времён ВОВ среди крымских татар. Вот и «приватизировали» меджлисовцы имя Султана, «забрав» его у лакцев.
Никто не призывает крымских татар отказываться от Амет-Хана Султана. Хотелось бы, чтобы, наряду с его крымско-татарскими корнями упоминалась и его национальность – лакец!
Несмотря на антирусскую истерию, проводимую меджлисом и курултаем, наблюдается и небольшой процент смешанных русско-крымско-татарских браков. При этом чаще всего такая семья либо превращается в православную, либо в светскую. Исламизация в таких семьях – очень редкое явление, ведь татары Крыма придерживаются самой мягкой версии ислама – ханафитского мазхаба. Но в последнее время наблюдаются тенденции к радикализации крымско-татарской молодёжи. Об этом стараются говорить поменьше в украинских СМИ (предпочитают, видимо, не верить европейским аналитикам), но тема проникновения в крымско-татарскую среду экстремистских настроений остаётся актуальной.
В середине 1990-х крымские татары ездили воевать в Чечню на стороне чеченских сепаратистов. Сегодня к крымским татарам присматриваются не только турки, но и саудовцы. В Саудовской Аравии, как известно, государственной религией является воинствующая ваххабитская версия ислама.
Эр-Рияд – главный спонсор многих террористических группировок на Ближнем Востоке и Северной Африке. Саудовское влияние превратит Крым в место общественно-политического взрыва, а крымским татарам уготовит роль пушечного мяса.
Сегодня закопёрщиком многих конфликтных ситуаций выступает крымско-татарский меджлис и курултай. Их представители давно крымско-татарскую тему сделали средством личного обогащения. Зарубежные гранты, послабления со стороны киевской власти – вот те дивиденды, в которые выливается их деятельность.
Простые крымские татары остаются заложниками деятельности таких «отцов народа», как Джемилёв, Чубаров и иже с ними. Это уже привело к тому, что некоторые крымские татары отрицательно относятся и к Джемилёву, и к его подручным.