Русское Движение

Кто и как решит «турецкие уравнения»

Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 

Курды как « разводящая сила» на Ближнем Востоке   Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров провел в Москве встречу с генеральным координатором Национального координационного комитета (НКК) Сирии Хасаном Абдельазымом. НКК в «табели о ранках» сирийской оппозиции относится к разряду «внутренней».

Лавров подчеркнул, что ситуация в Сирии может быть урегулирована только мирным путем за счет «межсирийского диалога, в различных форматах которого сирийские стороны могли бы согласовать общую политическую платформу для решения острых вопросов национальной повестки дня, в том числе осуществления перехода от вооруженной конфронтации к политическому процессу». Но есть ведь еще и сколоченная в Дохе Западом и поддержанная некоторыми арабскими странами и Турцией Национальная коалиция оппозиционных и революционных сил, объявившая себя « единственным легитимным представителем сирийского народа». Плюс так называемая «Единая оппозиционная коалиция», которую конструирует Иран. Добавим к этому и очередную конференцию «Друзей Сирии» я Японии, которая может «родить» нечто подобное, но уже с участием некоторых стран Азии. Отсюда возникает вопрос, какая из этих структур способна выступить в роли одного из операторов сирийского урегулирования, и не является ли это предпосылкой для еще большего усугубления сирийского кризиса?

Между тем турецкие СМИ пестрят сообщениями о столкновениях между силами сирийской оппозиции и вооруженными формированиями сирийских курдов. Взяв под контроль районы на северо-востоке Сирии, лидеры курдов не стали присоединяться к противникам Асада, предпочитая добиваться расширения своей автономии. Анкара обеспокоена этими фактами. Среди турецких политиков существует устойчивое мнение о том, что сирийская курдская партия (PYD) поддерживает связи с действующей на территории Турции Рабочей партии Курдистана (РKK). И, как пишет в этой связи турецкая газета Hurriyet, «кризис в Сирии поставил перед Турцией, как страны, оказавшейся в единственном числе на острие конфликта, немало сложных проблем, которые приобретают общерегиональное значение». Более того, «арабский сценарий» в Сирии вывел на геополитическую сцену Ближнего Востока курдский фактор, который все больше и больше отодвигает в сторону проблему сирийского урегулирования. Этот тот самый странный парадокс, который фиксируют многие турецкие аналитики, ранее уверявшие, что «сирийская атака» Анкары приведет к укреплению её в роли ведущей страны в регионе. Все происходит наоборот.

С одной стороны, премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявляет, что Турция никогда не допустит появления автономного курдского региона на границе с Сирией. С другой стороны, как отмечает эксперт в области международных отношений Ченгиз Актар из Университета Бахчесехир, Анкара непоследовательна в своих действиях. Под давлением США она не только смирилась с существованием фактически автономного региона курдов на севере Ирака, но и поддерживает тесные экономические и политические отношения с Эрбилем в ущерб своим отношениям с Багдадом. В свою очередь лидер иракских курдов Масуд Барзани выступает в роли посредника, как в отношениях между сирийскими курдами и какой-то структурой сирийской оппозицией, так и в общем курдском диалоге. Таким образом, складывается любопытное политическое « турецкое уравнение»: напряженные отношения по линии Анкара- Багдад - Дамаск, хорошие – Анкара- Эрбиль и плохие с сирийскими курдами. Плюс- битва на своей территории с боевиками из Рабочей партии Курдистана. Говоря иначе, в ходе «арабской революции» в Сирии на политической сцене Ближнего Востока появились многочисленные амбициозные политические «джины», загнать которых назад будет очень сложно, вряд ли уже практически возможно.

rosvesty.ru, Станислав Тарасов