О том, каким может быть наше государство – федерацией на основе нынешних областей или на основе культурно-исторических регионов, конфедерацией из трех республик – Юго-Восточной, Северо-Западной и Крымской, – просто децентрализованным унитарным государством – написано и сказано уже немало.
Тем не менее, рискну предложить, в рамках дискуссии, собственный план преобразований.
Прежде всего, необходимыми представляются коренное преобразование идеологии государственного строительства и либерализация духовной жизни. Термин «либерализация» условен: я имею в виду, прежде всего, восстановление языкового и культурного равноправия и запрещение дискриминационной политики. О чем речь? Сейчас стало очевидным, что развитие русского языка и гарантии языковых прав русского и русскоязычного населения лежат не в плоскости реализации положений «Европейской хартии региональных языков и языков меньшинств». Совершенно необходимым представляется придание русскому языку статуса второго государственного.
Необходимым представляется и проведение, возможно под контролем международной общественности, переписи населения, которая, наконец, даст объективные данные по численному, языковому и национальному составу населения, а также покончит с многочисленными неясностями, порожденными советскими и нынешними фальсификациями. Следует привести систему образования, включая высшую школу, в соответствие с национальным и языковым составом населения, пожеланиями родителей учеников, учащихся и студентов.
Нужно дать адекватную оценку попыткам реабилитации фашизма и украинского коллаборационизма.
Осудить и законодательно запретить применение терминов вроде: «титульная нация», «нация-фундатор» и т.д., – поскольку Украина как независимое государство в современных границах возникла по результатам всенародного референдума, а значит, соучредителями государства выступили граждане всех национальностей.
Наряду с восстановлением национального, языкового равноправия, защитой и поддержкой канонического Православия, весьма важным является борьба с попытками фальсификации истории, приведение украинских учебников истории для заведений всех уровней в соответствие с исторической правдой и здравым смыслом.
Возможно, стоит еще раз и всерьез задуматься над государственной символикой.
В общем и целом, униатско-бандеровская идеология абсолютно неприемлема в качестве общенациональной. Поэтому в основу государственного строительства может быть положена, например, идея преемственности по отношению к Киевской Руси, которая в массовом сознании предстает как своеобразный «золотой век» отечественной истории.
Политическая реформа, децентрализация власти и возможный процесс изменения формы государственного устройства видятся мне в два этапа.
Президентско-парламентская форма правления, очевидно, себя изжила. Поэтому перспективным представляется движение к парламентской модели, с правительством, ответственным перед парламентом, работающем при поддержке парламентской коалиции, при президенте с представительскими и контрольными функциями, избираемым в парламенте.
Кроме того, на первом этапе должна быть проведена реформа местного самоуправления: ликвидированы районные и областные государственные администрации, сформированы исполнительные комитеты соответствующих советов, существенно сокращена местная бюрократия. Необходимо изменить и принципы бюджетной политики, отказаться от т.н. «формульного подхода» к формированию бюджета, с тем, чтобы на местах оставалось больше средств, а руководители регионов-доноров не стояли в Киеве с протянутой рукой. К компетенции местного самоуправления, помимо наличных полномочий, следует отнести вопросы национально-культурной политики и политики в сфере образования (включая высшую школу).
На втором этапе следует уточнить и пересмотреть границы административно-территориальных единиц Украины сообразно с результатами всеобщей переписи, а также в соответствии с территориями культурно-исторических регионов, которые почти совершенно не учитывались в советское время.
Затем на основе культурно-исторических регионов образовать автономные республики, избрать парламенты (выборы по пропорциональной системе на основе открытых окружных списков), сформировать правительства, разграничить сферы компетенции правительств автономий и федерального правительства, затем ликвидировать областные органы государственной власти и местного самоуправления. На этом этапе также необходимо создание Верхней палаты парламента.
В целом будущее государства мне видится следующим образом.
Законодательная власть республики должна быть представлена двухпалатным парламентом. Нижняя палата избирается путем прямых выборов на пропорциональной основе, в многомандатных округах по открытым окружным спискам. Ее основная функция – законотворчество и формирование Федерального Правительства на основе коалиции фракций политических партий.
Депутаты Верхней палаты, формируемой из представителей субъектов федерации, избираются в парламентах автономий из числа депутатов в количестве, сообразном с численностью избирателей в каждом из субъектов федерации.
Основная функция Верхней палаты – координация взаимодействия республик, ратификация международных договоров, участие в законотворческой деятельности. (Законопроекты Федерального правительства вносятся первоначально в Верхнюю палату и только после одобрения – в Нижнюю палату. Верхняя палата имеет право законодательной инициативы и может внести через Федеральное правительство законопроект для рассмотрения его в Нижней палате.) Председательствуют в Верхней палате поочередно, по одному году, премьер-министры субъектов федерации. Действующий председатель Верхней палаты исполняет обязанности Федерального Президента.
Конституционный Суд в составе 16 членов формируется в равных долях обеими палатами.
Внесение изменений в Конституцию, решение вопросов, связанных с государственной символикой осуществляются на совместном заседании палат и выносятся для утверждения на всенародный референдум.
Избрание Федерального Президента осуществляется на совместном заседании депутатов Нижней палаты и такого же числа представителей парламентов автономий, избранных пропорционально численности избирателей в субъектах федерации. Федеральный Президент: представляет государство в международных отношениях; заключает соглашения и подписывает договоры; принимает и аккредитует послов; награждает государственными наградами, присуждает воинские и специальные звания, ранги и др.; подписывает законы, принятые Нижней палатой; может распустить Нижнюю палату, если в течении 30 дней первой сессии не сформировано правительство; объявляет всенародный референдум.
Федеральное правительство создается коалицией партийных фракций или фракцией, имеющей большинство в Нижней палате. В Федеральное Правительство входят Председатель Правительства и министры.
В ведении правительства находятся вопросы обороны, внешней политики, финансовой, монетарной политики, управление в сфере железнодорожного и авиа-транспорта, вопросы федерального гражданства.
Государственные языки – русский и украинский.
Федеральное законодательство должно предусматривать возможность получения двойного гражданства.
Как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федерации широкое применение должны иметь референдумы.
В автономных республиках законодательная власть представлена Законодательными Собраниями, которые избираются по пропорциональной или мажоритарной системе. Численность депутатов Законодательного Собрания зависит от численности избирателей в субъекте федерации и устанавливается Федеральным Парламентом. Законодательные Собрания формируют правительства субъектов федерации, которые состоят из председателей правительств и министров.
В г. Киеве граждане всенародным голосованием избирают городского голову, который формирует правительство, состав и программа которого должны быть одобрены городским советом.
Субъектами Федеративной Республики Украина (Украинской Федерации, а м.б. Федеративной Республики Киевская Русь – о названии государства тоже, пожалуй, можно дискутировать) могут быть:
1. Автономная Республика Крым или Таврическая Автономная Республика (территория нынешней Автономной Республики Крым, столица – г. Симферополь, 2 депутата в Верхней палате).
2. Автономная Республика Новороссия (нынешние Одесская, Николаевская, Херсонская, Запорожская, Днепропетровская области и восточная часть Кировоградской области, столица – г. Днепропетровск или г. Одесса, 12 депутатов в Верхней палате).
3. Донецкая Автономная Республика (Донецкая и Луганская области, столица – г. Донецк, 8 депутатов в Верхней палате).
4. Автономная Республика Слободская Украина (Харьковская область и юго-восток Сумской области, столица – г. Харьков, 4 депутата в Верхней палате).
5. Чернигово-Новгородская Автономная Республика или Автономная Республика Северская Русь (Черниговская область и северо-западная часть Сумской области, столица – г. Чернигов, 2 депутата в Верхней палате).
6. Автономная Республика Малороссия (север Киевской, северная часть Черкасской и Полтавской областей, столица – г. Полтава, 3 депутата в Верхней палате).
7. Автономная Республика Правобережная Украина (большая часть Кировоградской, Черкасской, юго-запад Киевской и большая часть Житомирской области, столица – г. Житомир или г. Белая Церковь, 4 депутата в Верхней палате).
8. Подольская Автономная Республика (Хмельницкая и Винницкая области, столица – г. Винница, 3 депутата в Верхней палате).
9. Автономная Республика Буковина (Черновицкая область, столица – г. Черновцы, 1 депутат в Верхней палате).
10. Автономная Республика Подкарпатская Русь (Закарпатская область, столица – г. Ужгород, 2 депутата в Верхней палате).
11. Автономная Республика Галиция или Автономная Республика Галицкая (Ивано-Франковская и Львовская области и большая часть Русь Тернопольской области, столица – г. Львов, 6 депутатов в Верхней палате).
12. Волынская Автономная Республика (Волынская, Ровенская области, Кременецкий район Тернопольской и северо-запад Житомирской областей; столица – г. Луцк, г. Ровно или г. Владимир-Волынский, 3 депутата в Верхней палате).
13. Киев – столица Федерации, город федерального значения (3 депутата в Верхней палате).
Для г. Севастополя, по моему мнению, наиболее подходящим был бы статус кондоминиума – территории, находящейся в совместном управлении Украины и Российской Федерации (эту идею, если мне не изменяет память, высказывала в свое время И.Г. Богословская).
В автономных республиках, в местах компактного проживания национальных меньшинств, могут быть созданы в форме национальных автономных округов (венгры в Закарпатье, поляки во Львовской области, румыны на Буковине, татары в Крыму и др.), на территории компактного проживания национальных меньшинств соответствующие языки будут иметь статус официальных (со всеми обязательствами для местных властей, вытекающими из «Европейской хартии региональных языков и языков меньшинств»).
Законодательством должна предусматриваться возможность создания республиканских партий, т.е. действующих только в границах отдельного субъекта федерации.
Областные советы и облисполкомы, районные советы в городах с районным делением упразднены. В районах субъектов федерации местное самоуправление представлено районным советами и райисполкомами. В городах, селах и поселках – городские, сельские и поселковые головы, советы, исполкомы советов. В городах с районным делением – администрации городских советов.
Судебную реформу пока оставим в стороне, об этом позже и с привлечением узких специалистов.
Конституционная реформа на предложенных принципах позволила бы снизить остроту политического противостояния на центральном уровне. Снялся бы ряд болезненных вопросов, связанных с национально-культурной политикой. Создались условия для более справедливого перераспределения бюджетных средств, оперативнее и эффективнее решались бы проблемы коммунального хозяйства.
Автор вполне осознает, насколько предложенный план преобразований далек от сегодняшней политической действительности, прежде всего по причине отсутствия политической силы, которая ставила бы своей целью их осуществление. Ведь сейчас еще не исчерпана уверенность противоборствующих политических группировок в возможности взять верх в аппаратной борьбе, одержать победу на выборах и реализовать свои устремления и интересы с помощью рычагов центральной власти.
Однако автор осознает и то, насколько близко наше государство к той грани, за которой события начнут развиваться по югославскому сценарию. Поэтому Украине экстренно необходимы новые политические силы, которые законным способом отстранят от власти марионеточных политиков и осуществят последовательные, глубокие реформы во всех сферах жизни общества. Возможно, такая сила родится на основе «Украинского выбора».
В заключение хотелось бы отметить, что децентрализация – регионализм, федерализм – это не только средство разрешения украинских противоречий, но и объективная мировая тенденция. А значит, необходимо внимательно изучать европейский и мировой опыт децентрализации и демократизации власти, особенно в Италии, Бельгии, Великобритании и Канаде, проблемы в которых отчасти напоминают нашу политическую действительность.
Андрей Плыгунов