В последнее время энергетические компании часто заявляют о нерентабельности альтернативной энергетики. Однако возвращение к традиционным ресурсам для Европы означает зависимость от поставщика углеводородов. Германия, один из ведущих экономических партнеров России, не исключает возможности создания энергетического альянса с нашей страной. Объединив усилия, Германия и Россия могли бы добиться значительных успехов. Что же мешает союзу германских технологий и российского сырья?
Германия – крупнейший покупатель российского газа. За 9 месяцев текущего года она закупила в России 24,8 млрд куб. м газа. При этом власти ФРГ часто говорят о своей любви к альтернативным источникам энергии и поддерживают это направление энергетики. В частности, в минувшем году на ее субсидирование Германия потратила порядка 22 млрд евро, то есть существенно больше, чем на закупку российского газа (около 9 млрд евро). Поэтому не стоит удивляться, что выработка электроэнергии из возобновляемых источников неуклонно растет.
Правительство ФРГ планирует, что эта тенденция продолжится и в дальнейшем. Однако экономическая ситуация в ЕС далека от блестящего состояния, поэтому Франция, Испания и Германия уже резко сократили объем дотаций на развитие солнечной энергетики. Очевидно, что следом придет очередь ветряной генерации. По мнению главного экономиста компании BP Кристофа Рюля, поддержка возобновляемой энергетики достигла такого объема, что все страны будут вынуждены ее снижать, а это сильно ударит по рентабельности подобных проектов. В результате рост производства энергии из возобновляемых источников замедлится, если вообще не прекратится. Не секрет, что ВР первой из крупных нефтегазовых корпораций стала активно заниматься получением энергии из возобновляемых источников. Однако недавно объявила о том, что сворачивает эти проекты, так как они сильно проигрывают в рентабельности традиционной углеводородной энергетике.
Альтернативная энергетика
Возникает вопрос: почему европейские чиновники так держатся за ветряную и солнечную энергетику? Общепринятый ответ звучит так: возобновляемая энергетика снижает выбросы углекислого газа в атмосферу, что позволяет бороться с глобальным потеплением. Однако снизить выбросы углекислого газа в атмосферу можно гораздо дешевле за счет перевода угольных электростанций и автомобилей на газ. Несмотря на активную борьбу европейцев за снижение выбросов углекислого газа, во всем мире они продолжают увеличиваться. По сравнению с 1990 годом выбросы выросли на 45%. В этом нет ничего удивительного, ведь лидерами по этому показателю являются США и Китай, а они отказались бороться за снижение выбросов. Кроме того, мировой океан выбрасывает в атмосферу огромное количество парниковых газов, а повлиять на него человечество не может. На самом деле ответ, видимо, звучит так: европейские чиновники надеются на этом заработать.
Дело в том, что в Европе стремительно сокращается добыча нефти и газа. ЕС очень сильно зависит от импорта энергоносителей, и эта зависимость будет только усиливаться. Именно поэтому европейцы пытаются развивать альтернативную энергетику, рассчитывая, что они смогут улучшить собственный энергобаланс, создать рабочие места и начать экспорт ветряков и солнечных батарей в другие страны. Но и здесь они наткнулись на ресурсное ограничение. Дело в том, что при изготовлении солнечных батарей и ветрогенераторов используется более двадцати редких и редкоземельных металлов (самарий, лантан, иттрий, ванадий, литий, неодим, диспрозий и др.).
Почти 90% мировых поставок редкоземельных металлов контролирует Китай. Поскольку эта страна решила сама производить ветрогенераторы и солнечные батареи, то экспорт редкоземельных металлов из КНР резко сократился. Теперь европейским производителям нужно искать альтернативного поставщика. Они уже начали прорабатывать проекты по добыче редкоземельных металлов на территории России. Таким образом, сложилась забавная ситуация. Для того чтобы снизить зависимость от поставок газа из России, Европа стала развивать альтернативную энергетику, но в итоге попала в зависимость от Китая. Фактически получилось, что чиновники ЕС способствовали созданию новых рабочих мест в КНР, и теперь эта страна занимает третье место в мире (после США и Германии) по объему выработки энергии из возобновляемых источников. Более того, Китай активно экспортирует ветрогенераторы и солнечные батареи.
В Германии имеются группы, которые выступают за полноценный энергетический союз с Россией. В первую очередь это компания BASF, которая создала с «Газпромом» ряд совместных предприятий через свою «дочку» Wintershall. Эти СП охватывают всю цепочку: добыча газа в России и третьих странах, транспортировка его в Германию, а также сбыт конечным потребителям. В ноябре текущего года «Газпром» и Wintershall подписали соглашение об обмене активами, в результате которого российская компания увеличит свои доли в сбытовых предприятиях, а немецкая – в добывающих на территории России. Кроме того, «Газпром» и Wintershall являются акционерами немецкой газовой компании Verbundnetz Gas. Продвижением взаимовыгодных совместных проектов по совмещению российского сырья и немецких технологий занимается и Российско-германский сырьевой форум. Эта международная структура была создана в 2006 году по инициативе ведущих горных университетов обеих стран – Санкт-Петербургского государственного горного института и Технического университета «Горная академия Фрайберг». Идея была активно поддержана бизнес-партнерами – ОАО «Газпром» и Verbundnetz Gas.
Что мешает союзу?
В принципе, идея союза германских технологий и российского сырья не нова, но ее реализация – это страшный сон для США. Ведь в этом случае Германия сможет играть более самостоятельную политическую роль. Именно поэтому американцы всячески поддерживают антирусские настроения в странах Восточной Европы, особенно в Польше. Американский политолог Джордж Фридман, который не скрывает своей близости к ЦРУ, отмечает: «Если Германия и Россия продолжат сближение, страны, лежащие между Балтийским и Черным морями, приобретут исключительное значение для США. Польша – крупнейшая из этих стран – занимает наиболее важное стратегическое положение. В интересах США – гарантировать безопасность Польши от России и Германии и сделать это не только формально, но и путем создания жизнеспособной польской экономики и вооруженных сил, которые стали бы двигателем всей Восточной Европы. Польша – именно та кость, которая исторически торчит в глотке и у Германии, и у России, и Америка заинтересована в том, чтобы она и в дальнейшем прочно занимала это положение».
Поэтому нет ничего удивительного в том, что именно Польша была главным противником строительства газопровода «Северный поток», который напрямую соединил Россию и Германию.
Нельзя забывать и о том, что на территории Германии до сих пор находятся войска США, которые появились здесь еще в ходе Второй мировой войны. Раньше они защищали ФРГ от СССР, а теперь не очень понятно, чем они занимаются. Именно поэтому Германию называют экономическим гигантом и политическим карликом. Однако член президиума Российско-германского сырьевого форума, экс премьер-министр Баварии Эдмунд Штойбер считает, что США уже не так сильны, как раньше. «У них большие проблемы в экономике, связанные с обслуживаем гигантского долга, который превысил 16 трлн долларов. Европа сегодня гораздо меньше зависит от политики США, чем во времена холодной войны, поэтому совместные российско-германские проекты будут развиваться», – отметил он.
«Газпром» в Баварии
Совсем не случайно, что в развитии российско-германского энергетического партнерства заинтересована именно Бавария. Провозгласив планы о полном отказе от атомной энергии к 2022 году, Германия поставила себя в весьма тяжелое положение. Особенно это касается наиболее богатой и промышленно развитой федеральной земли – Баварии, где на долю АЭС приходится около 60% энергобаланса. В конце прошлого года в Мюнхене состоялась встреча председателя правления ОАО «Газпром» Алексея Миллера и премьер-министра Баварии Хорста Зеехофера, на которой обсуждалась возможность реализации совместных проектов в газовой генерации. По итогам переговоров стороны подписали «дорожную карту» о сотрудничестве в области производства электроэнергии и газоснабжения. В настоящее время стороны ведут переговоры о механизмах защиты инвестиций в строительство газовой генерации на территории Германии. Наиболее перспективным вариантом повышения инвестиционной привлекательности газовой генерации в Баварии и Германии в целом представляется механизм «платы за мощность», который предусматривает дополнительные платежи в пользу владельца электростанции со стороны системных операторов за резервирование ими генерирующих мощностей в период недостаточности доступной мощности в системе. Кроме того, в настоящее время «Газпром» рассматривает возможность осуществления пилотного проекта в сегменте использования газа как моторного топлива на территории Баварии.
Если подвести итог, то окажется, что на пути российско-германского газового партнерства стоят препятствия в основном политического характера. С точки зрения экономики это сотрудничество очень выгодно. В условиях, когда европейская промышленность отступает под натиском стремительно растущего Китая, можно ожидать резкого просветления в умах европейских политиков. Тем более что газовая генерация становится все более эффективной. В настоящее время КПД газовых электростанций немного превышает 50%, поэтому ведутся работы по повышению этого показателя. Значительного успеха удалось добиться инженерам компании Verbundnetz Gas. «Нам удалось создать газовые мини ТЭЦ мощностью 4 кВт, КПД которых превышает 90% и которые практически не выбрасывают углекислый газ. Такая мини-ТЭЦ может снабжать теплом и электроэнергией дом на 1-2 семьи. При этом она вырабатывает больше электричества, чем необходимо для обеспечения дома, поэтому его можно будет поставлять в сеть и на вырученные деньги покупать газ», – заявил член правления Verbundnetz Gas Михаэль Людвиг. Не лишним будет напомнить и том, что компании, которые идут на создание совместных предприятий с «Газпромом», получают существенную скидку в цене газа.
Сергей Правосудов,
директор Института национальной энергетики,
ТПП-Информ