Русское Движение

Своевременные мысли о федерализации украины

Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 

Покуда власть дремлет, то ли таким вялотекущим образом «сшивая» Украину, то ли надеясь, что все проблемы — экономические, гуманитарные, государственно-национального строительства — рассосутся сами, страна трещит по швам, как старенький футбольный мяч. Того и гляди один сильный удар и не выдержит, разлетится на куски и тогда уже не сошьешь.

 

Тема федерализации страны, то есть придания Украине некоего иного формата, отличного от нынешнего, унитарного, уже не то что назрела, а болезненно перезрела. Унитаристы по-прежнему яростно твердят, что федерализация развалит страну, однако не смеют подвергать жесткой критике идеи столпа современной украинской самостийности, первого, кто внятно произнес слова о федерации в начале 1990-х, когда «всё начиналось», лидера «Народного руха» В. Черновола. Он уверял, что невозможно будет унитарно удержать в едином государственном поле столь разносущностный конгломерат, каковым является бывшая УССР. Но мононационально озабоченные по недостатку трезвомыслия запрещали и думать о том, кто и на каких условиях присоединил к Малороссии Донецко-Криворожскую республику, кто присовокупил почти в Российских имперских границах Западную Украину, кто волюнтаристски, с барского плеча, отдал Крым (как в популярном фильме: «Кемскую волость? Да пусть забирает на здоровье!»), отчего и почему в составе УССР оказалась Новороссия, то есть Юг нынешней Украины.

Похоже, и сегодня думать некому. Последний (или все же первый?) из современных украинских политиков, кто выпустил книги и объемные статьи, внятно показав необходимость федеративного устройства Украины, был глава фракции Партии регионов в Верховной Раде, экс-губернатор Харьковщины (а до того мэр Харькова в течение десятилетия) Евгений Кушнарев. Но Евгения Петровича не стало еще в январе 2007 года... И кто теперь его, представителя чаяний Юга и Востока Украины, заменит, скажем, в парламентской фракции регионалов?

Кстати, нынешний вице-премьер Б. Колесников тоже имеет опыт федеративных размышлений, оплаченных судьбой. Напомним, 26 ноября 2004 года Луганский областной совет во время «оранжевой революции» предложил создать Юго-Восточную Автономную Украинскую Республику (ЮВУАР). 28 ноября 2004 года съезд депутатов всех уровней в Северодонецке одобрил проект создания Юго-Восточной Украинской автономной республики со столицей в Харькове. Этот проект представил на съезде именно Колесников, занимавший тогда пост председателя Донецкого областного совета. Делегаты приняли решение о вынесении проекта создания ЮВУАР на референдум. Это решение осталось нереализованным из-за захвата власти в стране «оранжевым мессией» В. Ющенко; против инициаторов проекта были возбуждены уголовные дела за «посягательство на территориальную целостность и неприкосновенность Украины». Кушнарев и Колесников были брошены в тюрьму, однако в течение 2005—2006 годов их дела были закрыты в связи с отсутствием состава преступления. 

Меж тем, как говорится, «на местах», особенно в западных регионах Украины, разумную идею федерализации давно подменили циничной практикой сепаратизма.

Так, например, 15 августа в Польше вступил в силу закон, разрешающий двойное гражданство. Он существенно упростил процедуру получения польских паспортов украинскими гастарбайтерами: требуется проживание на территории Польши на протяжении 3 лет, и не обязательно отказываться от своего первого паспорта. Это сильный внешнеполитический ход Польши, неразрывно связанный с политикой внутренней. Что оставалось МИДу Украины, кроме как сделать холостой выстрел в воздух: «предупредить» польскую сторону о недопустимости раздачи паспортов украинцам. Спикер МИД Украины А. Дикусаров на брифинге заявил: «МИД Украины напоминает о том, что гражданство относится к сфере национальной безопасности. И мы не раз отмечали, что граждане Украины должны быть сознательны в этом вопросе. Этот вопрос контролируется правоохранительными органами. Принятие нового закона о гражданстве Польши создает определенные предпосылки для того, чтобы наши граждане могли получить гражданство Польши. Но украинские законы запрещают двойное гражданство… Мы внимательно отслеживаем и мониторим изменения законодательства Польши и других стран. Но по нашим оценкам, количество украинских граждан, которые могут получить гражданство Польши, и цифры, называемые в прессе, как минимум в два раза меньше».

Можно гомерически хохотать, но как-то не до смеха. Ибо «наши сознательные граждане» из приграничных западных регионов тихо-мирно давно уже запаслись паспортами стран Евросоюза. И не только польскими, но и румынскими, чешскими, словацкими, венгерскими...

Ах, какие патриотические, почти задушевные слова нашел спикер внешнеполитического ведомства: «граждане Украины должны быть сознательны в этом вопросе»? Страшно подумать, какой бы вой стоял над Украиной, если бы аналогичный закон приняли в Российской Федерации. Есть основания подозревать, что число наших граждан, желающих сегодня получить вторым российский паспорт, соразмерно чуть ли не половине населения страны. Не упустили бы свой профит и «сознательные граждане» из Западной Украины.

А 30 августа, то есть накануне начала учебного года, на городской и районной педагогической конференциях в Закарпатье педагоги Береговщины выступали и слушали коллег на венгерском языке. На этих мероприятиях, приуроченных к началу учебного года, звучал государственный гимн. Но не Украины, а… Венгрии. Конечно, можно сказать, что это «перегибы на местах». В конце концов, и с той стороны, откуда всегда гневно и обличительно кричали о «сепаратизме» Крыма, Востока и Юга, а именно с Западной Украины, прозвучал голос, призывавший к автономии галицийских земель.

Как тут не вспомнить о Галицкой ассамблее, созванной в феврале далекого уже 1991 года В. Чорноволом, уверенным в неизбежности прихода к федеративному устройству страны, и тогда, в частности, предлагавшему одной и структурных федеративных единиц сделать Галицкий регион, объединив Львовскую, Тернопольскую и Ивано-Франковскую области. Мысль, отметим, не лишенная логики и сегодня…

Идею федерализма сегодня активно поддерживает премьер-министр Автономной республики Крым А. Могилев, инициировавший расширение полномочий Крыма и местной Конституции до уравнивания в правах с центральной властью в Киеве.

Озвучивать тему федерализации Украины активно начал украинский политический и государственный деятель В. Медведчук со своей организацией «Украинский выбор».

Президент киевского Центра системного анализа и прогнозирования Р. Ищенко справедливо заметил, что границы Украинской народной республики, Западно-украинской народной республики и Донецко-Криворожской республики, в сущности, сохраняются и сейчас как минимум в сознании граждан Украины. «Каждый раз две части Украины голосуют по-разному, за разных политиков и разные идеологии, и мы можем говорить об объединении Украины, сохранении целостности государства в действующих границах в том случае, если будем учитывать этот момент, — отметил аналитик. — Это может быть либо федеративное государство, либо оно не может быть никаким. Так или иначе, эти противостояния будут сохраняться. Если они сохраняются 100 лет, то будут сохраняться и последующие 100 лет. Для кого-то важен сам процесс гособразования в Донбассе, для кого-то — тот момент, что современная Украина привлекла в свой состав значительную часть территорий, которые никогда не считали себя украинскими. Но это — дела давно минувших дней, мы живем в новой политической реальности. Не осталось ЗУНР, УНР и ДКР, осталось лишь противостояние двух частей Украины. Его нельзя отменить декретом, пересовыванием или преобразованием какой-то части Украины. Ну не могут дончане заставить галичан думать по-своему, и наоборот! Какое-то время такое гособразование может существовать за счет подавления центром. Но сейчас центр очевидно слабеет, потому что все общеукраинские политсилы полностью дискредитировали себя в глазах избирателей. К ним нет доверия. Нет ни одной крупной политсилы, которая бы представляла всю Украину и могла бы служить из центра некой скрепкой, соединяющей разные по ментальности регионы. И если мы хотим сохранить украинское государство, то должны говорить как минимум о его федерализации».

Может быть, европейский опыт федерализма окажется полезным нашему государству?

17 сентября в Дипломатической академии Киева швейцарское посольство провело заседание круглого стола по проблемам федерализации. Кому как не многовековым конфедератам делиться опытом о мирном сосуществовании разноментальных и разноязыких человеческих сообществ! Интересные доклады представили Питер Шёненбергер, бывший член правительства кантона Санкт-Галлен (Швейцария) и доктор Николас Шмит, научный сотрудник Института федерализма Университета Фрибурга (Швейцария).

Европейские ученые аргументированно показали, что искусственно создаваемая моноэтничность и сепаратизм ведут к расколу везде, где к ним прибегают, в отличие от федерализации, которая поддерживает условия мультикультурности и играет объединяющую роль. Они акцентировали внимание аудитории, что ни одна страна, которая пошла по пути федерализации, не пришла в итоге к расколу. Скорее, наоборот. Такие страны становились более стабильными и эффективными в экономическом и социальном плане.

Принявшие участие в заседании представители «Украинского выбора» (с проектом «Федеративная Украина») оказались самыми подготовленными к диалогу и детальному обсуждению докладов. Их мысль о том, что «если бы европейские структуры, сообщества, чиновники, авторитетные политики и лидеры говорили о вреде и бесперспективности искусственной моноэтничности и пользе федерализации так же громко и часто, как они говорят о Тимошенко и Луценко, наши политики в борьбе за любовь Европы нашли бы в себе силы и мужество проводить истинно европейские реформы», весьма актуальна сегодня в украинском обществе.

Итак, сегодня на Украине отсутствует действенная региональная политика, о чем свидетельствует также и нарастание территориальных различий в уровнях социально-экономического развития и в условиях жизни людей. Это создает угрозы возникновения социальных конфликтов, разрушительная сила которых в соответствии с материалами Давосского форума на 15 % сильнее, чем у наводнений и цунами.

Безусловно, переформатирование унитарного государства в федеративное — сложная задача, требующая немалых интеллектуальных и финансовых усилий. И не только. На практике это, в первую очередь, масштабная административная и экономическая реформы, предполагающие четкое выстраивание взаимоотношений между центром и регионами, между самими регионами, наконец. Уже существует, к примеру, проект административно-территориального устройства федеративной Украины, предполагающий переход от 27 областей к 17 субъектам федерации, предложенный политологом и историком директором Фонда гуманитарных стратегий М. Павливым. Харьковский политолог Д. Губин представил свой вариант перехода Украины к федеративному устройству. Он предложил два варианта его реализации: короткий, предусматривающий сохранение нынешнего административно-территориального деления государства, и длинный, подразумевающий его изменение.

«Оба они могут осуществляться только после того, как будет принят новый закон о референдуме, предусматривающий прямое действие принимаемых на нем решений, внесены изменения в Конституцию и проведена административно-территориальная реформа», - заявил политолог.

Украинские реалии сегодняшнего дня еще раз подтверждают, что разумная федерализация могла бы укрепить и усилить государство, наконец-то «сшить» его во имя будущего.