В ближайшие дни в Софии состоится подписание инвестиционного соглашения по вопросу сооружения болгарского участка газопровода «Южный поток». Такое решение принял кабинет министров Болгарии, наделивший соответствующими полномочиями министра экономики, энергетики и туризма Деляна Добрева. [1]
Сотрудничество России и Болгарии по вопросу подключения болгарской стороны к проекту «Южный поток» имеет долгую историю. ОАО «Газпром» и болгарская государственная компания Bulgargaz подписали соглашения о сотрудничестве в области поставок и транзита российского газа еще в декабре 2006 года. Документы, в частности, предусматривали продление срока действия двустороннего транзитного договора до 2030 года. А в начале 2008 года Россия и Болгария подписали соглашение конкретно по проекту «Южный поток».
Роль России в обеспечении энергетической безопасности Болгарии трудно переоценить… «Газпром» является единственным экспортером природного газа в Болгарию, а также имеет примерно три четверти мощностей в национальной сфере сбыта. Благодаря российской стороне Болгария стала важнейшим балканским транзитным звеном, откуда газ из России поступает далее в Турцию, Грецию и Македонию.
Однако сооружение болгарского участка газопровода «Южный поток» еще несколько лет назад натолкнулось на серьезные трудности. Они казались тем более неожиданными, что сотрудничество с другими потенциальными участниками проекта развивалось без подобных проблем. Это касалось, в первую очередь, Венгрии, Сербии, Греции, Словении и Хорватии. Кроме того, в сентябре 2011 года было подписано соглашение акционеров компании South Stream Transport AG для реализации морского участка проекта. Документ предусматривал, что доля участия «Газпрома» в проекте морского газопровода составляет 50%, итальянской Eni – 20%, германской компании Wintershall Holding GmbH и французской EDF - по 15%. [2]
Пришедшее к власти в Болгарии летом 2009 года правительство Бойко Борисова под предлогом проверки деятельности предыдущего кабинета заявило о необходимости вновь рассмотреть вопрос о целесообразности участия страны в проекте «Южный поток». При этом правительство Борисова попыталось подключить Болгарию к конкурирующему с российским газопроводом проекту «Набукко», лоббируемому Европейским союзом. Сам премьер поспешил подписать соответствующие протоколы.
В результате проблемы энергобезопасности Болгарии оказались в центре геополитических игр, затеянных Еврокомиссией, которая понимает свою задачу как отстранение России от поставок энергоресурсов. Принятая в январе 2009 года в Будапеште на саммите по «Набукко» декларация характеризовала сей проект как «инновационный, жизнеспособный и надежный». [3] В результате в «Газпроме» уже стали подыскивать возможную замену Болгарии в проекте «Южный поток». Реальной кандидатурой в этом плане выглядела Румыния.
И вот вектор болгарской энергополитики вновь сместился в российскую сторону. Министр Добрев даже назвал «Южный газовый коридор» приоритетным для своей страны, поскольку он «диверсифицирует поставки газа как в Болгарию, так и в ЕС». [4] Причина такой трансформации заключается в провале проекта «Набукко», который София одно время пыталась использовать как средство давления на Россию, а то и элементарного шантажа по вопросам транзитных платежей и цены на газ. Как констатирует газета The New York Times со ссылкой на американские источники, газопровод «Набукко» в лучшем случае может рассчитывать лишь на поставки газа из Азербайджана, которые покроют не более 12% предусмотренных в проектной документации объемов. [5] Суть позиции Азербайджана заключается в нежелании брать на себя конкретные обязательство по газопроводу «Набукко» до тех пор, пока не прояснятся намерения других потенциальных участников проекта – Казахстана и Туркмении. А эти две страны делают ставку на сотрудничество именно с Россией.
Согласно первоначальным разработкам, проект «Набукко» предусматривал как раз поставки газа с месторождений Азербайджана и Ближнего Востока через Турцию с перспективой подключения к нему центральноазиатских поставщиков. Потенциальные объемы перекачиваемого газа должны были составлять 25–30 млрд. кубометров в год. Это не более 5% потребностей ЕС в газе, рассчитанных применительно к 2020 году. Иными словам, «Набукко» не способен решить проблему энергетической безопасности Евросоюза, заменив поставки из России, тем более что после введения в действие газопровода «Южный поток» общий объем дополнительных российских поставок в Европу составит 110–118 млрд. кубометров газа, что позволит, по крайней мере, наполовину обеспечить растущие запросы ЕС. Как отметил в связи с этим аналитик компании Deloitte Грэхем Садлер, «трудно запустить и финансировать инфраструктурный мегапроект на газовом рынке, уже имеющем доступ к источникам поставок газа по конкурентоспособным ценам». Он оценил экономическую основу проекта «Набукко» как «неустойчивую» [6].
Кроме того, запланированное подключение к наполнению газопровода иракских месторождений требует сооружения дополнительного трубопровода, а участие Ирана невозможно без урегулирования целого комплекса геополитических проблем, созданных в отношениях с Тегераном, Соединёнными Штатами и Евросоюзом.
Болгарию в частности и Евросоюз в целом вынуждает быть сговорчивее в вопросах энергополитики и общее положение дел в Европе. Вспоминаются дискуссии, развернувшиеся в стенах Европарламента еще в начале 2009 года. Тогда группа европейских депутатов во главе с представительницей Франции Анн Лаперруз предложила Евросоюзу подключить к проекту «Набукко» Россию. Как призналась сама госпожа Лаперруз, представившая в Европарламенте специальный доклад по проблемам энергетической безопасности ЕС, она «отстаивает подход, нацеленный на примирение и диалог с Россией, поставляющей в ЕС 42% потребляемого им газа». Данный подход косвенно поддержал и эксперт НАТО по проблемам безопасности Эндрю Монаган, заявивший в стенах Европарламента, что хотя ЕС должен стремиться к диверсификации источников энергоресурсов, «мы не должны просто взять и уйти от России, не зная, куда мы идем».
Действительно, то, что российские поставки покрывают почти половину потребностей Евросоюза в газе, - факт, от которого никуда не уйдёшь. И он делает еще более странными попытки определенных сил - в Софии ли, в Брюсселе - изолировать Россию от вопросов энергобезопасности Европы. Такие манёвры ещё можно было бы понять с точки зрения интересов администрации США, которая, например, в 2003 году обсуждала возможность изменения статуса не только Каспийского моря, но и Волго-Донского канала с приданием последнему международного статуса и его превращением в «артерию, неподконтрольную российским властям». [7] Однако применительно к европейцам ставка на «энергоизоляцию» России выглядит бессмысленной.
ФСК, Петр ИСКЕНДЕРОВ