Странные чувства вызвал у меня прошедший в Киеве 14 октября так называемый «Марш борьбы УПА». По Городу (Городом с большой буквы называл Киев в своих произведениях Михаил Афанасьевич Булгаков) шла серая, агрессивно-настроенная масса людей, над которой реяли желто-голубые и чёрно-красные полотнища. Рядом со взрослыми шли дети, с любопытством глазеющие по сторонам. Националисты маршировали не как граждане страны, а как оккупанты, которые хотели доказать, что Киев завоёван ими.
Они хотели показать свою власть над Городом, но киевляне проигнорировали их марш. Для них это была не более чем толпа торговцев, перепутавших базар с центральной улицей Киева, продающих в этот день не семечки, сало, картошку, а идею «Украина для украинцев».
Я не понимаю, почему только сегодня некоторые мои сограждане начали недовольно реагировать на появление националистов на улицах украинских городов. Почему не всполошились в конце 80-х годов, когда национализм только поднимал голову на Западной Украине? Ещё в те годы, когда всем заправляли коммунистические идеологи, появились псевдоисторические творения господина Грушевского и Субтельного. Чему мы сегодня удивляемся? Национализм вырос, окреп и обрёл голос, чтобы провозгласить свой «Drang nach Osten». Почему люди так поздно проснулись? Может быть потому, что двадцать лет назад существовали иллюзии относительно скорого процветания в незалежной Украине, а ради этого можно было потерпеть националистов и украинизаторов? Может быть потому, что не верили в саму возможность превращения Украины в антирусское и националистическое государство? И то, и другое, и третье...
На Украине много говорят о дискриминации русского и русскоязычного населения. До массовых протестов дело не доходит. Причина, на мой взгляд, проста, несмотря на дискриминацию, реальный социальный статус русскоязычного гражданина выше, нежели статус среднестатистического украинца. В бизнесе, науке, культуре доминируют русскоязычные кадры. То, что на Украине русский язык пытаются вытеснить из употребления - факт, но ведь все эти попытки проваливаются. Город говорит на русском языке. Потому и молчит, с недоумением взирая на все потуги украинизаторов. Сегодня проводить митинги в поддержку русского языка в русскоязычных регионах столь же нелепо, как и защищать украинский язык в селе.
Конечно, фальсификация истории на Украине перешла всякие разумные пределы, но разве можно серьёзно воспринимать все эти псевдоисторические опусы? С каким плакатом выходить русскому человеку к Верховной Раде? Украинцы – не ровесники мамонтов, они не брали штурмом Трою, не открывали Америку, а русские не едят людей? Все исторические изыскания свидомых должны печататься не в школьных учебниках, а в юмористических журналах.
Националисты митингуют в Городе и орут «Украина для украинцев», но видя этих крикунов, хочется вызвать скорую. Вот один «воин» преклонного возраста стоит с деревянным автоматом. Вспоминаю себя в шесть лет. Вот другой деятель убеждает нас в 140.000-летней истории украинцев. Трудно с ним спорить, не убедившись, что перед тобой психически нормальный человек. Вот стоит несчастная полоумная бабка из забытого богом села, бормочущая что-то нечленораздельное… Её попросту жаль… Сторонники националистов - это доведённые до отчаяния скотской жизнью провинциалы, которым пропаганда украинских сепаратистов уничтожила мозг.
Русские не хотят лезть в украинское болото, они просто живут в существующей реальности и стараются игнорировать всё связанное с украинским государством. Город, несмотря на все потуги националистов, говорит по-русски. Город живёт своей жизнью и не обращает внимания на все эти гопаки, черепки трипольской культуры и вышиванки. Город живёт если не будущим, то настоящим, проклиная «оранжевых» и «бело-голубых» одновременно, ожидая, когда закончится бардак. Город ждёт другую власть, точно с таким же недоумением взирая на самостийников, как в своё время смотрели на петлюровцев герои романа Михаила Булгакова «Белая Гвардия».
Так исторически сложилось, что украинская нация «создавалась» из жителей села, а русские или русскоязычные люди являлись преимущественно горожанами. Потому противоречия, которые существуют на Украине, стоит рассматривать через призму конфликта города и села. Село голосует против индустриального и торгового города, в котором уровень и качество жизни выше. По сути, селяне поддерживают не националистов, а таких же как они селян, либо мимикрирующих под селян персонажей типа Тимошенко. Селяне голосуют за Пэтра и Мыколу, за Васыля и Мыкиту, говорящих на «ридной мове» и столь же примитивно воспринимающих реалии окружающего мира. Не думаю, что стоит винить за это сельских жителей, они в принципе не могут разбираться в тонкостях экономики, отличать ответственного политика от демагога. Основную ответственность за сложившееся положение несёт элита, допустившая хуторянизацию украинской политики. Сегодня на Украине каждая торговка или крестьянин может с умным видом рассуждать о тонкостях формирования цен на газ и нефть, судачить о выгодах евроинтеграции или убытках от сближения с Россией. Как завороженные украинцы смотрят многочасовые политические ток-шоу, делая вид, что они в них что-то понимают. Популисты понятным для самого забитого крестьянина языком несут космическую чушь, щедро раздают невыполнимые ни при каких условиях обещания, прекрасно зная, что никакой ответственности за свои слова нести не будут.
Европа для большинства сторонников евроинтеграции - то же самое, что городская прописка для селян в годы советской власти. Как и при Сталине им нужны европейские паспорта, чтобы рвануть в Европу и плевать оттуда на весь «колхозный» бедлам независимой Украины. Только путь в европейский рай для них закрыт, а элитам, чтобы держать украинский народ в подчинении, требуется внешний и внутренний враг. Так проще. Так понятней. Нужны защитники интересов Ридной Краины и украинской мовы, нужны националисты. Не знают большинство украинцев ничего о национализме, а из всей националистической риторики выхватывают только одно понятное им предложение: отнять и поделить по справедливости, наказать предателей и казнокрадов. Украинский национализм удобен, поскольку позволяет считать себя лучше, чем ты есть, а всякую ответственность списывать на других. Это не гордость за свои достижения, это объяснение, почему у тебя их нет.
Наблюдая за шествием украинских националистов по Киеву, я ловил себя на мысли, что сравнивать их с германскими национал-социалистами некорректно. Нацистская Германия – это немецкий порядок везде и во всём мире, это величественная имперская архитектура Берлина, передовая наука и промышленность. Это немецкая классическая философия, великие Вагнер и Гёте, это «Триумф воли» Лени Рифеншталь. Но что есть великого за плечами носителей идеологии украинского национализма? Увы, ничем великим украинский националист похвастаться не может. Он запрограммирован на отрицание всего русского, что ранее имела Украина, но больше у него ничего не было и нет. Можно боготворить бездарей, обелять бандитов и нацистских прислужников, да только от этого они не станут талантами и героями. Можно недостаток героев и гениев компенсировать обилием штампуемых памятников им, но только народной любви это никому не добавляет. Получается очередная «лениниана», к которой большинство населения в лучшем случае относится равнодушно.
В этом месте я хотел бы вспомнить историю недавнего прошлого. В одном европейском государстве появилась неонацистская партия, которая очень скоро стала популярной среди населения. Народ голосовал за неонацистов, и, казалось, что остановить триумфальное шествие коричневых в государстве невозможно. Но в один прекрасный день лидер неонацистов погибает в автомобильной катастрофе. Казалось бы, чего не бывает, ведь на смену одному лидеру можно найти другого? Однако неожиданно выясняется, что погибший политик был не только неонацистом, но и лицом нетрадиционной сексуальной ориентации. Об этом на всю страну поведал его «сексуальный партнёр», товарищ по партии и вероятный преемник на посту лидера. С той поры неонацистская партия потеряла свою популярность, а угроза прихода к власти «коричневых» была ликвидирована. Кто-то может верить в случайности, писать о вырождении нацистов, о том, что они стали такими же либералами, как и все в Европе. Но я рассматриваю происшедшее в центрально-европейской стране как удачную операцию спецслужб. Впрочем, данный пример я привёл совершенно по иному поводу.
Украинский национализм, или то, что мы таковым часто называем, отличается от европейского национализма. Это в Европе после загадочной смерти лидера, ряда скандальных откровений соратников, неонацистская партия на долгие годы исчезнет с политического небосклона. На Украине ничего подобного не произойдёт, у украинских неонацистов не может быть фюрера в классическом понимании этого слова. Каждый орущий на майдане или шествующий неонацистским маршем идёт не за конкретным лидером, а за своей иллюзией. Каждый в этой толпе и есть вождь. Потому дискредитация Ющенко или Тягнибока ничего не даёт, так как они лишь проводники в мир этих самых иллюзии, которых при случае затопчет толпа и пойдёт дальше, выдвинув вперёд таких же. Для появления фюрера нужна идея, её нельзя снять с чужого плеча, как нельзя стать европейцем, лишь надев костюм. Не может родиться национализм там, где нет общего дела для всех граждан.
Украинцы за много лет так и не нашли созидательную общенациональную идею. Всё, что несут называющие себя националистами деятели, можно свести к лозунгу «отнять и поделить», будь то собственность или власть. До сих пор никто из националистов так и не дал ответа, что наступит после этого? Кого поставить к станку производить качественный продукт? Кого загнать в институт поднимать науку? Кого заставить написать великое произведение, и каким оно должно быть в принципе, чтобы народ увлёкся им? Националистам очень хочется «руководить» возрождением Украинской Державы, только вот исполнителей-украинцев для этого у них нет.
Совершенно не важно, кто в текущих условиях станет украинским фюрером, толпе нужен не вождь, толпа нуждается в предводителе мародёров. Такая толпа неизбежно образуется при ухудшении социально-экономического положения в стране, она ищет врага, ответственного за плачевное состояние страны и предлагает примитивнейшие рецепты выхода из кризиса. Подобные шайки могут действовать только при отсутствии в стране сильной власти. Сегодня мы наблюдаем именно такую ситуацию, которая может закончиться для Украины весьма худо.
Сергей Лунёв
ОДНАКО
Я не понимаю, почему только сегодня некоторые мои сограждане начали недовольно реагировать на появление националистов на улицах украинских городов. Почему не всполошились в конце 80-х годов, когда национализм только поднимал голову на Западной Украине? Ещё в те годы, когда всем заправляли коммунистические идеологи, появились псевдоисторические творения господина Грушевского и Субтельного. Чему мы сегодня удивляемся? Национализм вырос, окреп и обрёл голос, чтобы провозгласить свой «Drang nach Osten». Почему люди так поздно проснулись? Может быть потому, что двадцать лет назад существовали иллюзии относительно скорого процветания в незалежной Украине, а ради этого можно было потерпеть националистов и украинизаторов? Может быть потому, что не верили в саму возможность превращения Украины в антирусское и националистическое государство? И то, и другое, и третье...
На Украине много говорят о дискриминации русского и русскоязычного населения. До массовых протестов дело не доходит. Причина, на мой взгляд, проста, несмотря на дискриминацию, реальный социальный статус русскоязычного гражданина выше, нежели статус среднестатистического украинца. В бизнесе, науке, культуре доминируют русскоязычные кадры. То, что на Украине русский язык пытаются вытеснить из употребления - факт, но ведь все эти попытки проваливаются. Город говорит на русском языке. Потому и молчит, с недоумением взирая на все потуги украинизаторов. Сегодня проводить митинги в поддержку русского языка в русскоязычных регионах столь же нелепо, как и защищать украинский язык в селе.
Конечно, фальсификация истории на Украине перешла всякие разумные пределы, но разве можно серьёзно воспринимать все эти псевдоисторические опусы? С каким плакатом выходить русскому человеку к Верховной Раде? Украинцы – не ровесники мамонтов, они не брали штурмом Трою, не открывали Америку, а русские не едят людей? Все исторические изыскания свидомых должны печататься не в школьных учебниках, а в юмористических журналах.
Националисты митингуют в Городе и орут «Украина для украинцев», но видя этих крикунов, хочется вызвать скорую. Вот один «воин» преклонного возраста стоит с деревянным автоматом. Вспоминаю себя в шесть лет. Вот другой деятель убеждает нас в 140.000-летней истории украинцев. Трудно с ним спорить, не убедившись, что перед тобой психически нормальный человек. Вот стоит несчастная полоумная бабка из забытого богом села, бормочущая что-то нечленораздельное… Её попросту жаль… Сторонники националистов - это доведённые до отчаяния скотской жизнью провинциалы, которым пропаганда украинских сепаратистов уничтожила мозг.
Русские не хотят лезть в украинское болото, они просто живут в существующей реальности и стараются игнорировать всё связанное с украинским государством. Город, несмотря на все потуги националистов, говорит по-русски. Город живёт своей жизнью и не обращает внимания на все эти гопаки, черепки трипольской культуры и вышиванки. Город живёт если не будущим, то настоящим, проклиная «оранжевых» и «бело-голубых» одновременно, ожидая, когда закончится бардак. Город ждёт другую власть, точно с таким же недоумением взирая на самостийников, как в своё время смотрели на петлюровцев герои романа Михаила Булгакова «Белая Гвардия».
Так исторически сложилось, что украинская нация «создавалась» из жителей села, а русские или русскоязычные люди являлись преимущественно горожанами. Потому противоречия, которые существуют на Украине, стоит рассматривать через призму конфликта города и села. Село голосует против индустриального и торгового города, в котором уровень и качество жизни выше. По сути, селяне поддерживают не националистов, а таких же как они селян, либо мимикрирующих под селян персонажей типа Тимошенко. Селяне голосуют за Пэтра и Мыколу, за Васыля и Мыкиту, говорящих на «ридной мове» и столь же примитивно воспринимающих реалии окружающего мира. Не думаю, что стоит винить за это сельских жителей, они в принципе не могут разбираться в тонкостях экономики, отличать ответственного политика от демагога. Основную ответственность за сложившееся положение несёт элита, допустившая хуторянизацию украинской политики. Сегодня на Украине каждая торговка или крестьянин может с умным видом рассуждать о тонкостях формирования цен на газ и нефть, судачить о выгодах евроинтеграции или убытках от сближения с Россией. Как завороженные украинцы смотрят многочасовые политические ток-шоу, делая вид, что они в них что-то понимают. Популисты понятным для самого забитого крестьянина языком несут космическую чушь, щедро раздают невыполнимые ни при каких условиях обещания, прекрасно зная, что никакой ответственности за свои слова нести не будут.
Европа для большинства сторонников евроинтеграции - то же самое, что городская прописка для селян в годы советской власти. Как и при Сталине им нужны европейские паспорта, чтобы рвануть в Европу и плевать оттуда на весь «колхозный» бедлам независимой Украины. Только путь в европейский рай для них закрыт, а элитам, чтобы держать украинский народ в подчинении, требуется внешний и внутренний враг. Так проще. Так понятней. Нужны защитники интересов Ридной Краины и украинской мовы, нужны националисты. Не знают большинство украинцев ничего о национализме, а из всей националистической риторики выхватывают только одно понятное им предложение: отнять и поделить по справедливости, наказать предателей и казнокрадов. Украинский национализм удобен, поскольку позволяет считать себя лучше, чем ты есть, а всякую ответственность списывать на других. Это не гордость за свои достижения, это объяснение, почему у тебя их нет.
Наблюдая за шествием украинских националистов по Киеву, я ловил себя на мысли, что сравнивать их с германскими национал-социалистами некорректно. Нацистская Германия – это немецкий порядок везде и во всём мире, это величественная имперская архитектура Берлина, передовая наука и промышленность. Это немецкая классическая философия, великие Вагнер и Гёте, это «Триумф воли» Лени Рифеншталь. Но что есть великого за плечами носителей идеологии украинского национализма? Увы, ничем великим украинский националист похвастаться не может. Он запрограммирован на отрицание всего русского, что ранее имела Украина, но больше у него ничего не было и нет. Можно боготворить бездарей, обелять бандитов и нацистских прислужников, да только от этого они не станут талантами и героями. Можно недостаток героев и гениев компенсировать обилием штампуемых памятников им, но только народной любви это никому не добавляет. Получается очередная «лениниана», к которой большинство населения в лучшем случае относится равнодушно.
В этом месте я хотел бы вспомнить историю недавнего прошлого. В одном европейском государстве появилась неонацистская партия, которая очень скоро стала популярной среди населения. Народ голосовал за неонацистов, и, казалось, что остановить триумфальное шествие коричневых в государстве невозможно. Но в один прекрасный день лидер неонацистов погибает в автомобильной катастрофе. Казалось бы, чего не бывает, ведь на смену одному лидеру можно найти другого? Однако неожиданно выясняется, что погибший политик был не только неонацистом, но и лицом нетрадиционной сексуальной ориентации. Об этом на всю страну поведал его «сексуальный партнёр», товарищ по партии и вероятный преемник на посту лидера. С той поры неонацистская партия потеряла свою популярность, а угроза прихода к власти «коричневых» была ликвидирована. Кто-то может верить в случайности, писать о вырождении нацистов, о том, что они стали такими же либералами, как и все в Европе. Но я рассматриваю происшедшее в центрально-европейской стране как удачную операцию спецслужб. Впрочем, данный пример я привёл совершенно по иному поводу.
Украинский национализм, или то, что мы таковым часто называем, отличается от европейского национализма. Это в Европе после загадочной смерти лидера, ряда скандальных откровений соратников, неонацистская партия на долгие годы исчезнет с политического небосклона. На Украине ничего подобного не произойдёт, у украинских неонацистов не может быть фюрера в классическом понимании этого слова. Каждый орущий на майдане или шествующий неонацистским маршем идёт не за конкретным лидером, а за своей иллюзией. Каждый в этой толпе и есть вождь. Потому дискредитация Ющенко или Тягнибока ничего не даёт, так как они лишь проводники в мир этих самых иллюзии, которых при случае затопчет толпа и пойдёт дальше, выдвинув вперёд таких же. Для появления фюрера нужна идея, её нельзя снять с чужого плеча, как нельзя стать европейцем, лишь надев костюм. Не может родиться национализм там, где нет общего дела для всех граждан.
Украинцы за много лет так и не нашли созидательную общенациональную идею. Всё, что несут называющие себя националистами деятели, можно свести к лозунгу «отнять и поделить», будь то собственность или власть. До сих пор никто из националистов так и не дал ответа, что наступит после этого? Кого поставить к станку производить качественный продукт? Кого загнать в институт поднимать науку? Кого заставить написать великое произведение, и каким оно должно быть в принципе, чтобы народ увлёкся им? Националистам очень хочется «руководить» возрождением Украинской Державы, только вот исполнителей-украинцев для этого у них нет.
Совершенно не важно, кто в текущих условиях станет украинским фюрером, толпе нужен не вождь, толпа нуждается в предводителе мародёров. Такая толпа неизбежно образуется при ухудшении социально-экономического положения в стране, она ищет врага, ответственного за плачевное состояние страны и предлагает примитивнейшие рецепты выхода из кризиса. Подобные шайки могут действовать только при отсутствии в стране сильной власти. Сегодня мы наблюдаем именно такую ситуацию, которая может закончиться для Украины весьма худо.
Сергей Лунёв
ОДНАКО