Экскурсоводы в Ханском дворце в Бахчисарае в последнее время все больше внимания уделяют переселению татар Крыма с полуострова в 1944 году, подчеркивая трагические подробности. Среди них трагедия, разыгравшаяся на Азовском море – якобы там уже после выселения остались забытые татарские семьи, которых злобные НКВД-шники утопили в море – чтобы отчетности не нарушать…
А недавно, возвращаясь из Харькова из научной командировки и не желая проспать – поезд в Джанкой придет в половину четвертого утра – разговорился с попутчиком. Беседа затянулась, ни мне, ни Нариману спать не хотелось. Проезжая Сиваш, тот вспомнил, что ему говорили о событиях после выселения. Те же штампы: забытые рыбаки-татары, НКВД, баржи…. Хотя Нариман не настаивал на точности информации: «Да вот так говорят… Узнал об этом уже в Крыму, лет десять назад. Каких-то родственников утопленников не знаю». Что ж, надо разобраться! Как любой историк-профессионал, начал с поиска и изучения первоисточника информации.
Возьмем солидный труд, среди издателей которого Национальная академия наук Украины, Институт истории Украины, Главная Редакционная коллегия научно-документальной серии книг «Реабилитированы историей», Государственный архив СБУ, Каменец-Подольский госуниверситет. Полное название - «Крымские татары: путь к возвращению. Крымскотатарское национальное движение (вторая половина 1940-х – начало 1990 годов) глазами советских спецслужб», часть первая, Киев, 2004 год.
Открываю страницы 9 и 10. «Настоящая трагедия разыгралась в рыбацком посёлке Арабатской стрелки Крымского полуострова, где вследствие отдалённости от центра остались не отправленными на спецпоселение крымско-татарские семьи. Не желая вносить коррективы в представленные отчёты, советские карательные органы не нашли никакого другого выхода как загрузить крымских татар на баржи, отбуксировать их далеко в море и утопить».
Не знаю как кому, а для меня в этом тексте больше вопросов, чем ответов. Когда происходила «трагедия»? Какой поселок, его название? По отчетам – ну, не мотив! Утопили татар или баржи? Какие именно «карательные органы» проводили такую операцию? И не доложили по команде? Но изучаю текст дальше – ссылочка есть. Листаю книгу. Ссылка на некую Асанову Д. Цитата: « Асанова Д. Депортация // Crimean mamars: the descendants of ancient cultures». Всё. Без иных обязательных для любого библиографического описания года и места издания, правоотношений… Видно, где-то за кордоном, и так как пророка в своем отечестве обычно нет, вроде солидно. Если не прочитать снова этот «английский».
В переводе тех английских слов – Крымские …. Потомки древних культур. Мамары, значит…
Снова возвращаемся к … в общем, «мамарским» фактам. Повторюсь, случай изложен на переходе с 9-й на 10-ю страницы. Это – вступление к сборнику документов. Вступление написано составителями Юрием Данилюком и Олегом Бажаном, под общим названием: «С памятью о прошлом и во имя справедливости» и документов не содержит, только отношение к ним. Документы непосредственно публикуются с 65-й страницы.
И именно на это издание ссылаются многочисленные другие публикации. В ссылке, конечно, и про крымских татар (не «мамар»…), и про сборник документов, кажется – весомо. Однако – никак не основан случай, описанный на первых страницах вступления на последующих с седьмого десятка страниц документах.
А может, надо искать упоминания о «трагедии» в публикациях пораньше? Нашел и такую. Более ранняя информация: сборник дотошных исследователей С.Червоной и М.Губогло. «Крымскотатарское национальное движение. Том II. Документы. Материалы. Хроника. / Ред. М.Н.Губогло, С.М.Червонная, Серия: «Национальные движения в СССР», ЦИМО – Москва, 1992», в 328 страниц. Читаем: «1945, июнь, Трагедия на Арабатской стрелке: Последняя группа крымских татар, забытых на полуострове (рыбаков с Арабатской стрелки) вывезена на барже в Азовское море и затоплена в море». Страница 285. Раздел III. Хроника основных событий, связанных с развитием крымскотатарского национально-освободительного движения(1917 - 1991 гг.). Составитель С.М.Червонная. Именно на эту страницу ссылается в своей «Крымскотатарской энциклопедии» Рефик Музафаров, том первый, страница 63. Но сразу одно, и большое «но»… Исследователи не ссылаются вообще ни на что, даже на «мамаров»…
Всё же сомнение не давало покоя и во время многочисленных походов по Арабатской стрелке. Хотелось найти жителей, бывших в военные годы на Арабатке. Поездка в Геническ успехом не увенчалась. В местном краеведческом музее никаких материалов по крымским татарам на стрелке не зафиксировано. Что касается местных жителей, то по официальной информации этого музея в военные годы многие отсюда переехали на материк – по собственной воле или по выселению румынскими войсками, которые на Арабатке имели свои укрепления и всех жителей выгнали с будущего поля боя. Так местных жителей Арабатской стрелки времен Великой Отечественной найти не удалось.
Но вот все же удача. Оказалось, что проблемой «арабатского случая» занимался ведущий крымский краевед и знаток памятников Владимир Гуркович. В одной из статей он указал: «Могло ли это быть в реальности? Берем в руки бесстрастное статистическое исследование "Список населенных пунктов Крымской АССР по Всесоюзной переписи 17 декабря 1926 года", изданное в Симферополе в 1927 году. По переписи в 16 населенных пунктах Арабатской стрелки проживало 1997 русских, 75 украинцев, 6 болгар, 3 грека, 1 немец и 1 человек из категории "прочие". Ни одного человека из графы "татары". В мае 1944 года количество жителей Арабатской стрелки было меньше (мобилизация 1941 года, угон на работы в Германию, выселение немцами населения из прибрежной зоны в 1943 году и т.д.). Важно отметить, что за период с 1926 года по 1944 год не было зафиксировано никаких значимых миграционных процессов татарского населения из других районов Крыма на Арабатскую стрелку. Поэтому с большой степенью уверенности можно предполагать, что национальный состав жителей Арабатской стрелки на май 1944 года был идентичен переписи декабря 1926 года (в пропорциональном отношении). Одним словом, в мае 1944 года трюмы баржи при всем рвении душегубов мирного татарского населения заполнить было некем».
Что тут еще сказать? Это вам не мамары…
Сергей Ткаченко.