В условиях, когда предвыборная тематика заполонила информационное пространство, мы предлагаем вниманию читателей эксклюзивное интервью с известным в России и на Украине политическим экспертом Владиславом Гулевичем. Геополитическая ситуация в Большом Причерноморье, российско-украинские отношения, румынская экспансия и приднестровский проблемный узел, конкуренция в стане татар Крыма – эти и другие вопросы обсуждались в ходе беседы.
ИСЛАМСКИЙ РАДИКАЛИЗМ И ТАТАРСКИЙ НАЦИОНАЛИЗМ – ПРОВОДНИКИ ЗАПАДА
- Давайте начнём наш обзор с локальных сюжетов и постепенно подберемся к глобальным темам. Уже не первый год в татарской среде наблюдается раскол или, во всяком случае, непростая дилемма относительно идеологических основ самоопределения народа и видения будущего Крыма: светский этнонационализм и радикальный исламизм. Первые ратуют за создание в Крыму своей национальной автономии и даже государственности, а вторые стремятся к превращению полуострова в часть проекта всемирного исламского халифата. Как полагаете, на чьей стороне будет перевес в ближайшей перспективе? Велико ли значение этой внутренней татарской борьбы для Киева, Москвы и стабильности в самом Крыму?
- Перевес будет в ближайшее время на стороне этнонационалистов, но ползучая радикализация татарского общества будет продолжаться. Ислам сейчас переживает период расцвета, подобно тому, как христианство 600-700 лет назад. Сегодняшние джихады, газаваты – это современное издание крестовых походов эпохи Средневековья. И, хотя Православию понятие крестовых походов было чуждо, исламистская агрессия часто целится во всех христиан, в т.ч. православных.
Ситуация в Крыму имеет первостепенное значение и для Киева, и для Москвы. Политический исламизм – не самостоятельное явление, а вскормленное Западом дитя. Поэтому ни Киеву, ни Москве, да и самим татарам радикализация полуострова ничего хорошего не принесёт. Но обе столицы оказались в своеобразной «вилке»: и исламский радикализм, и татарский светский национализм действуют в интересах Запада. Ни Москва, ни Киев так и не сумели привлечь симпатии большинства татар Крыма на свою сторону. Даже периодическая поддержка крымскими татарами киевской власти, как это было во времена Ющенко, говорит не о любви меджлиса к Киеву, а о тонком политическом расчёте: навязать с помощью западных покровителей свою волю аморфной украинской власти меджлису гораздо легче, чем Москве.
Татарско-славянское вялое противостояние – прискорбный факт, особенно если учесть, что одного из просветителей татарского народа, Исмаила Гаспринского, можно смело назвать первым татарским евразийцем. Лидеры меджлиса считают себя, видимо, умнее Гаспринского, раз так беззастенчиво пренебрегают его идеями относительно тюрко-славянского единства.
— В экспертной среде и СМИ циркулирует информация об усилении геополитической активности Турции, в т.ч. в Черноморском регионе и в отношении Украины в частности, что происходит одновременно с нарастанием противоречий с Россией вокруг Сирии. Корректно ли говорить о развитии событий в подобном ключе?
- Абсолютно корректно. Одно время казалось, что Анкара готова пойти на сближение с Москвой, дабы ослабить хватку Вашингтона над регионом Чёрного моря. Но брожение на Ближнем Востоке, волна «арабских революций» заставили Турцию пересмотреть свою краткосрочную стратегию. Турки видят, что американцы и европейцы постепенно обосновываются в регионах, которые Анкара считала зоной своих геополитических интересов – Северная Африка, Ближний Восток. Европа и раньше там присутствовала, но её присутствие не означало вытеснение Турции. Теперь же, когда ситуация претерпевает значительные изменения (свержение Каддафи в Ливии, противостояние в Сирии) Анкаре важно оставаться в игре, а не наблюдать из-за забора, иначе все решения будут приниматься без учёта её мнения.
«РУМЫНИЗИРОВАТЬ» МОЛДАВИЮ И УКРАИНСКИЕ ОБЛАСТИ ПОМОГУТ ЦЫГАНЕ
— Периодически в украинской и зарубежной прессе поднимается тема возможной украинско-румынской войны, моделируются различные её сценарии, появляются футурологические прогнозы о присоединении Молдавии к Румынии и признании Россией независимости Приднестровья. Насколько обоснованы такие предсказания об украинско-румынском военном конфликте и какова степень его вероятности?
- Военного конфликта не будет. Будет ползучая румынизация приграничных украинских территорий. В польских СМИ проскальзывала информация, что Бухарест намерен приступить к вытеснению цыганского населения Румынии в Молдавию и Украину, чтобы румынизировать эти страны. Цыганское население Румынии насчитывает более полумиллиона, и наплыв пары сотен тысяч румыноязычных цыган на Буковину или Бессарабию – вспомогательное средство в борьбе Бухареста за возвращение этих территорий себе.
При этом Киев поплатился за собственную глупость, когда признал пакт Молотова – Риббентропа на волне глупой сепаратистской эйфории в 1990-х незаконным. Раз пакт этот незаконен, тогда Румыния имеет полное право требовать его пересмотра, т.е. высказать сомнения в праве Украины владеть Буковиной.
Присоединения Молдавии к Румынии исключать нельзя. Сейчас либеральная верхушка в Кишинёве старается приспособить конституцию страны к текущим геополитическим реалиям, и облегчить процедуру слияния Молдавии и Румынии в одно государство. Если это произойдёт, Россия сразу же должна признать независимость Приднестровья, которое иначе будет испытывать на себе жёсткое румыно-молдавское давление.
Это давление с опорой на Европу Бухарест и Кишинёв оказывают уже сейчас. Вспомните недавнее решение ЕСПЧ о том, что Россия обязана выплатить 1 млн. евро компенсации по делу «Катан и другие против Молдавии и России». Суть дела в том, что 170 учащихся и преподавателей 6 приднестровских школ обвинили и Москву, и Тирасполь, и Кишинёв в том, что те не позволяют им, а Кишинёв не способствует тому, чтобы всё-таки позволили, получать образование на молдавском языке на латинице. Школы эти отказываются получать регистрацию в ПМР, и упорно не желают вести обучение на молдавском языке с кириллическим алфавитом, имеющем статус официального в республике. ЕСПЧ признал Молдавию невиновной, а Москву обязал выплатить компенсацию морально пострадавшим сторонникам румынизации приднестровских школ, т.к. Москва имеет влияние на Тирасполь, и не идёт навстречу пожеланиям прорумынской части населения, которые испытывают от этого ужасные моральные муки. Получается, Россия занимается в Приднестровье этакими бесконтактными пытками румынских патриотов.
РАЗВЯЗКА ГАЗОВОЙ ЭПОПЕИ ЗАВИСИТ ОТ КИЕВА
- Перейдём к актуальным российско-украинским аспектам. По Вашим прогнозам, чем и как скоро окончится более чем двухлетний газовый спор Киева и Москвы?
- Здесь политика и бизнес сплелись в тугой узел. Всё зависит от поведения Украины. Пойдёт на интеграцию с Таможенным Союзом, получит газ дешевле. Захочет и дальше выступать проводником прозападной политики на евразийском пространстве, получит газ дороже. Позиция Москвы оправдана. Ни одно государство мира не будет в ущерб себе разбазаривать свои недра, одаривая ими тех, кто играет на противоположной стороне.
— Июльская встреча Путина и Януковича в Ялте, казалось, приоткрыла путь к решению проблемы разграничения Керченского пролива, но намерения опять не перешли в действия. Кто, по Вашему мнению, тормозит весь процесс и почему?
- На мой взгляд, здесь вся суть, опять же, в завязке бизнеса на политику, и наоборот. Порой сложно определить, чего здесь больше – первого или второго. Лично меня всегда смущает внешнеполитическая слабость украинского государства. Представим, что все территориальные споры навсегда решились в пользу Украины. И в Крыму, и в Керченском проливе. Но Украина слаба, и держится на дрожащих ногах. Она очень быстро может подпасть под влияние Запада, и тогда всеми выгодами от разрешённых споров будет пользоваться Запад в ущерб России. Политической стойкости Киев за всю историю своей независимости так и не продемонстрировал, шарахаясь от Запада к России, и от России к Западу. Неспроста ведь некоторые американские эксперты советуют Киеву быть активней в Приднестровье. Почему? Потому что Приднестровье украинское – это уже на 50% Приднестровье западное. Стоит Вашингтону и Брюсселю цыкнуть, как Киев тут же сдаст все свои позиции.
— По Вашим представлениям, в состоянии ли пророссийские общественные и политические силы Крыма эффективно содействовать продвижению проекта Евразийского союза с Россией, Белоруссией и Казахстаном?Или их потенциальные усилия сравнимы с каплей в «евроатлантично-апатичной» украинской пучине?
- Думаю, что в состоянии. Необходимо поддерживать позитивный информационный фон, освещать те несомненные выгоды, которые получит Украина от восстановления давних промышленно-экономических цепочек с Казахстаном, Белоруссией, Россией. Это вполне под силу пророссийским организациям.
ФЕДЕРАЛИЗАЦИЯ НЕОБХОДИМА
— Как Вы относитесь к идее федерализации Украины? Способна ли она снизить напряжённость между западом и юго-востоком страны и удержать её от распада, либо является бесполезным прожектом?
- Полагаю, что федерализация необходима. Почему на деньги внуков ветеранов Великой Отечественной западно-украинские наци должны возводить памятники своим вожакам – Бандере, Шухевичу и т.д.? Ведь часто средства на это идут из госбюджета. Хочет Тернополь видеть у себя памятник украинским эсэсовцам, пусть выкраивает из своего кармана. Пусть лишает своё население лишнего куска хлеба, лишнего отопительного дня зимой. Заметьте, не юго-восток рвётся русифицировать Западную Украину (бывшую Червонную Русь), а западно-украинские активисты хотят навязать всей стране своё узколобое мировоззрение. Этот вопрос поднимается даже в Крыму, хотя, казалось бы, крымчан он должен интересовать менее всего, если учесть мировоззренческую пропасть между Крымом и Галицией. Западная Украина – это менее 15% населения страны. Почему их должны слушать остальные 85%? Пусть эти 15% населения выдавливают из себя лишнюю копейку, и на эту копейку реализовывают свои идеи, но только у себя дома.
ЗАПАДУ НУЖНА ПОЛИТИЧЕСКАЯ РАЗОБЩЁННОСТЬ ВНУТРИ УКРАИНЫ
— Стоит ли ждать каких-то серьёзных проблем в отношениях Украины с Западом после парламентских выборов или Брюссель с Вашингтоном смирятся, что их требованию об освобождении Тимошенко не вняли?
- Тимошенко – это тряпичная кукла, которой Запад будет махать перед носом Януковича, демонизируя его и делая вид, что печётся о демократии. Не станет Тимошенко, сделают другой политический манекен. Для Запада главное – не позволить украинскому политическому полю стать монолитным. Раздробить его на разные фракции, сделать предельно разнородным, мозаичным – это нужно Западу. Тогда легче сталкивать лбами, продавливать свои интересы, играть на чувстве конкуренции. Поэтому, чем больше «невинно пострадавших», тем для Запада лучше.
КИТАЙ – ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПАРТНЁР, НО НЕ ЗАМЕНА РОССИИ
— В последние годы система украинских внешнеполитических приоритетов преобразовалась под влиянием Китая, который заметно повысил свою активность на европейском направлении. Как Вы оцениваете перспективы украинско-китайского сотрудничества в экономической и политической сфере?
- Китай – перспективный партнёр. Отворачиваться от него было бы неразумно. Стоит только иметь в виду, что Пекин рассматривает страны восточной Европы как мостик в Европу Западную. Кстати, совместно с Москвой противостоять экономическому давлению Китая, ежели таковое обнаружится, будет легче, чем в одиночку. Поэтому Украине выгоден диалог и с российскими, и с китайскими партнёрами. Важен гармоничный баланс.
ГРУЗИНО-РОССИЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ПОТЕПЛЕЮТ НЕНАМНОГО
- Внимание международного сообщества приковано к Грузии, в которой 1 октября прошли парламентские выборы, и победу одержала оппозиционная партия «Грузинская мечта». На Ваш взгляд, есть ли основания ожидать хотя бы незначительного потепления в отношениях Грузии с Россией?
- Стоит, но незначительного. Хотя после русофобской политики Саакашвили всякое потепление покажется значительным. Уже прошла информация, что новые грузинские власти займутся расследованием коррупции при Саакашвили, а грузинская диаспора России высказалась за налаживание отношений Тбилиси с Москвой. Независимость Южной Осетии и Абхазии Тбилиси не признает однозначно.
РОССИЯ НЕ ПРОМЕНЯЕТ СИРИЮ НА ГРУЗИЮ
— Последний вопрос также из разряда международных. Заслуживает ли право на существование версия о том, что Запад и Россия кулуарно разменяли Грузию на Сирию?
- Не думаю. Сирийский Тартус – единственная военно-морская база РФ в Средиземноморье. Его ценность выше, чем ценность Грузии. Не думаю, чтобы Кремль отказался от активной морской политики в Средиземноморье в обмен на сухопутную Грузию. Если ты ушёл из Средиземноморья, второй раз тебя туда могут уже не пустить. Вернуться в Сирию будет сложнее, чем вернуться в Грузию.
Вмешательство Запада в сирийские дела направлено против Пекина и Москвы. Сменится власть в Дамаске, и её первым шагом будет закрытие российской базы в Тартусе. Тогда Россия замкнётся в мелкой луже Черного и Азовского морей, не имея открытого доступа в Атлантику. Во времена СССР наши корабли бороздили все океаны. Сейчас это право Запад оставил только за собой.
Подготовил Аким Морозов
Досье: Владислав Гулевич – обозреватель газеты «Час пик», аналитик портала «Геополитика.ру», аналитик Центра консервативных исследований МГУ им. Ломоносова. Живет в Кировограде (Украина).