Русское Движение

Путин и Катков в польской пропаганде

Оценка пользователей: / 1
ПлохоОтлично 

Польское общество давно приучило себя к мысли, что враг – на востоке. И сейчас, по мере приближения 150-летия мятежа 1863 года (так называемого январского восстания), в польских СМИ снова растёт волна антироссийских выступлений.

А так как действия мятежников охватили тогда территорию не только этнической Польши, но и «кресов всходних» - Литву, Украину, Белоруссию, то мобилизуются лозунги совместного польско-литовско-белорусско-украинского выступления против «ненавистного царизма» с прямым переносом этой идеологемы на Россию сегодняшнюю.

Та же кампания развёрнута и в соседней Литве, где 2013 год намерены провозгласить «годом Январского восстания». «Необходимо лелеять память о восстании», - заявил инициатор этой идеи Аудрониус Ажубалис на открытии памятной доски о событиях 1863 года в Музее прикладного искусства в Вильнюсе (1). В официальном заявлении по поводу данной инициативы указывается, что Январское восстание связало воедино судьбы трёх народов – поляков, белорусов и литовцев и этим показало им направление развития… (2). Перенос «юбилейных торжеств» за пределы Польши – это уже попытка сколотить единый польско-литовско-белорусско-украинский фронт и развернуть его против России, превратив годовщину подавления русским правительством мятежа 1863 года в новое идеологическое орудие главного калибра сродни тому, каким была Катынь…

«Обок Орла – знак Погони. Пошли наши в буй без брони» («Рядом с Орлом – герб Погоня, наши в бой пошли без оружия») – эта речёвка сейчас то и дело повторяется в материалах польских газет на тему 1863 года. Погоня - герб Великого княжества Литовского с конца XIV в., а также герб династии Гедиминовичей (вооружённый белый всадник на красном поле). То есть восстание 1863 года подаётся как борьба за свободу от «гнёта русской власти» не только Польши, но ещё и Литвы, и Белоруссии.

Любое напоминание о зверствах польских мятежников в Белоруссии и на Украине вызывает гнев у польских журналистов. А ведь мы напрасно забыли то, о чём когда-то рассказывал Лев Тихомиров в очерке «Варшава и Вильна в 1863 г.», писавший, что польские жандармы-«вешатели» и «кинжальщики» (тайно исполняли смертные приговоры в отношении тех, кого мятежники считали предателями и врагами польского дела) убили гораздо больше людей, чем успешно подавлявший восстание граф Муравьёв.

Самое главное для польской пропаганды, реанимирующей память о 1863 годе, - спроецировать события лет в выгодном для «польского дела» ключе на Россию наших дней. «Для правящей московской элиты нет войн справедливых…и несправедливых, - читаем мы сегодня в польских газетах. - Для них важно, что войну ведёт российская армия. Если так, значит, россияне её поддержат. Для них кровавое «умиротворение» Кавказа в царское время и при Путине – пустяк» (3). И далее: «…благородные россияне в тот период поддерживали борьбу поляков (например, Александр Герцен)… А Катков обличал их как предателей… Сегодня то же происходит под штандартами правящего уже третий срок президента Владимира Путина», когда собираются вместе «собираются сторонники порабощения Россией других народов» (4). И разве не примечательно, что в новой антироссийской кампании в одном пропагандистском «бульоне» оказываются Путин и Катков? Ведь во многом именно благодаря М.Н. Каткову, громившему в 1863 году в своей публицистике польских мятежников с позиций защиты Веры, Царя и Отечества, совершился тогда оздоровительный переворот в русском общественном мнении, пробуждённом от либеральной спячки!

Каткова глубоко возмущали, например, послания польских шляхтичей к Александру II с требованиями присоединить к Польше Литву, Белоруссию и Украину. «Живо вспоминаются нам события того времени: как русским солдатам плевали в лицо, как их изменнически перерезали, как русской женщине нельзя было показаться на улице в Вильне, не опасаясь быть оскорбленной», - писал Катков. Писал он и об актах вандализма, совершавшихся мятежниками на православных кладбищах, и об убийствах православных священников, и о многом другом. Перелистаем страницы публицистики Каткова. «Польское восстание не есть восстание народа, а восстание шляхты и духовенства…Польские публицисты с бесстыдной наглостью начали доказывать Европе, что русская народность есть призрак, что Юго-Западная Русь не имеет ничего общего с остальным народом русским и что она по своим племенным особенностям гораздо более тяготеет к Польше». И разве сейчас не повторяется то же самое?

Сегодня в определённой части польского политикума нелепые сравнения 2012 года с годом 1863-м - не редкость, как не редкость и рассуждения о том, что «дух рабства и сегодня виден … на улицах Петербурга и Москвы»(5), что поляки теряют свой «боевой дух», проявленный в борьбе с «царизмом» в 1863 году, что сегодня русские чувствуют эту слабость и используют её во вред Польше...

В ближайшие месяцы тема польско-российского противостояния будет развёрнута в полную мощность. «Тени ушедших предков» будут использованы для того, чтобы создать «винегрет» из российской внешней политики, «январского восстания», Путина и «прав человека». К январю 2013 года это информационное наступление достигнет кульминации.

Владислав ГУЛЕВИЧ 

_________________________

1) «Wilno: ods?oni?to tablic? upami?tniaj?c? powstanie styczniowe» (Kresy.pl, 20 lipca 2012)

2)«Litwa: rok 2013 - Rokiem Powstania Styczniowego?» (Kresy.pl 16 maja 2012)

3)Antoni Zambrowski «Rosja - Wci?? przeciw Polakom» (Gazeta Polska Nr 18 z 2 maja 2012)

4)Там же

5)Tomasz ?ysiak «Carskie oko» (Gazeta Polska, Nr 25 z 20 czerwca 2012)