Классическая формула Ильича о том, что для революции нужно 2 условия – чтобы низы не хотели жить как прежде, а верхи не могли управлять как прежде, безнадежно устарела. Сегодня, когда вся наша жизнь превратилась лишь в сумму технологий, для переворота нужны другие составляющие – наличие изощренных опытных кукловодов – политтехнологов, и не просто большие, а непристойно большие суммы денег, которые некие силы готовы вложить в стимулирование протестных акций революционного размаха.
Конечно, определенное значение все еще имеют и ленинские условия, но с угасающей релевантностью.
Наблюдение за политической жизнью Украины показывает, что чем ближе к выборам, тем жестче и масштабнее идет подготовка к бузе после 28 октября. Наши демократы и наивные мечтатели по-прежнему считают, что Запад своими технологическими проектами помогает нам укоренить принципы демократии – даже несмотря на то, что события на Ближнем Востоке разворачиваются в режиме реального времени на наших простодушных глазах. Если я скажу, что Запад наша демократия интересует примерно в 5-ом десятке ценностей, то неизбежно нарвусь на ожесточенную критику евромечтателей и атлантических романтиков.
Хотя простой здравый смысл подсказывает, что огромная европейская территория с плодородной землей, влегкую коррумпируемыми чиновниками и практически бездонным рынком, на котором можно продать что угодно, включая весь европейский неликвид, интересна сама по себе, без всей этой лирики про демократию и цивилизационный выбор.
Так вот. С моей стороны бессовестной банальной риторикой будет сказать, что Украина окучивается международными организациями с усердием, перед которым можно в восхищении снять шляпу – если, конечно, забыть, что мы вроде субъект международных отношений и как будто ничей не вассал. По крайней мере, нам приятно так думать.
Между тем, приближающиеся выборы заставляют миссионеров и политтрегеров то и дело проговариваться в горячке предстоящей квазиреволюции о своих намерениях, да так, что только успевай рот закрывать, чтобы муха не влетела. Об этом чуть позже.
А пока - о небольшом опросе, не претендующем, конечно, на репрезентативность. Мы на отчетной неделе провели его на Полемике исключительно для изучения настроений наших читателей. Вопрос был сформулирован так - Ожидаете ли вы акций гражданского неповиновения после объявления результатов выборов? Так вот, четверть ответивших не просто уверены, что революционные протесты будут, но и готовы сами принять в них участие, потому что выборы-де будут сфальсифицированы. Еще 10% сами участвовать не будут, но видят, что буза готовится и уверены, что она произойдет.
При этом опрошенные нами политические эксперты практически в один голос уверяли нас, что ничего подобного не будет. Что ж, на то они и эксперты, чтобы потом важно объяснить, почему все произошло ровно перпендикулярно их прогнозам.
С другой стороны, когда зачитывали приговор Тимошенко, мы спрашивали нашу уважаемую публику – готова ли она защищать Юлию Владимировну самыми отчаянными мерами, и примерно та же четверть респондентов демонстрировала яростную бескомпромиссную готовность штурмовать суд, колонию, больницу. Однако мы помним, с каким трудом бютовским функционерам удавалось собрать несколько сотен бабушек под судом, колонией и больницей. Партия, между тем, насчитывает более полумиллиона членов… Но активность в Интернете и активность в реале – настолько разные вещи, насколько это вообще можно представить. Судорожная же суета спонсоров и модераторов нашей революции может, конечно, вспушить бунт, но все аналитики в один голос говорят - сами украинцы к революции не расположены.
И все же подготовка к протестным акциям идет, и вопрос лишь – какой степени декоративности они будут. Увидим ли мы более или менее старательную отработку вложенного в наших правозащитников и политиков гранта, либо какая-то живая непосредственная активность бескорыстных возмущенных масс все же произойдет. Иными словами – будет это революция на граните или революция на гранте?
Турчинов, между тем, уже разослал по штабам подробную инструкцию, как начинать митинговать сразу после объявления результатов выборов, заняв предварительно майданы.
Революция готовится двумя большими колоннами. Одну из них обеспечивает клуб друзей Немыри, весьма эффективного лоббиста интересов Тимошенко и немножко – всей остальной Батькивщины за рубежами нашей родины. Активные переговоры, говорят, часто подкрепляемые безусловными материальными стимулами, приводят к тому, что европейские и американские политики и чиновники, не говоря уже о коллегах-журналистах, с готовностью продвигают наработки штаба, выдавая их за собственный политический анализ. При этом практически никогда не интересуются мнением другой стороны – ну, там Банковой, МИДа и прочих малозначительных институций.
Все эти актуальные и экс-чиновники ПАСЕ, СЕ, НАТО, бывшие послы, бывшие президенты, бывшие госсекретари, нынешние сенаторы в одну дуду ладно дудят Украине ганьбу за политические репрессии, свертывание свободы слова и всевозможные утыски.
Вот только один пример. Пресс-секретарь Батькивщины Наталья Лысова сообщила приближенным журналистам, которые поделились с неприближенными, что главными лоббистами принятия в сенате США критической резолюции по Украине были республиканец Джеймс Инхоф и демократ Ричард Дурбин.
Оба американца плотно работают со штабом ОО и делают выводы только на основе тех фактов, которые им предоставляет ОО, даже не пытаясь для порядка получать комментарий противоположной стороны. И в дальнейшем, мол, намерены делать то же самое.
Меня, как журналиста, смешит аналогичная позиция западных медиаколлег. Мы годами с уважением и почтением учимся у них журналистским стандартам, стыдимся неполным им соответствием, а они в качестве интервью и аналитики выкладывают темники Немыри безо всякого зазрения. Австрийская журналистка Хайди Глюэк, немецкий журналист Шулер из Франкфуртер Альгемайне Цайтунг, польские, словацкие, чешские, британские – без какого-либо интереса к мнению противоположной стороны публикуют разработки бютовской пресс-службы…
Возможно, они так глубоко проникаются идеями ОО и всерьез верят в то, что отобрав радиационные счетчики у Тимошенко и создав ей эксклюзивную многомесячную терапию с иностранными врачами на побегушках, власть хочет физически ее уничтожить. Возможно даже, они считают, что больные остеохондрозом должны лечиться по полгода и при этом носить запредельно высокие каблуки, а случае чего валиться на пол и капризничать. Возможно, они никогда не читали мнение своих сограждан о перформансах Тимошенко, а просто честно излагают то, в чем убеждены. Однако что-то мне подсказывает, что доброе слово Немыри и кольт доллар намного убедительнее, чем просто доброе слово Немыри.
Кстати о кольте долларах. Доллары здесь - это, конечно, фигура речи. Вполне возможно, что речь идет о евро, фунтах, квартирах, борзых щенках. По крайней мере, г-жу Северинсен, ставшую внезапной обладательницей престижного жилья в Киеве, даже некоторые еврочиновники, не вошедшие в клуб друзей Немыри, подозревали в коррупции. Благодарная Северинсен и сегодня, будучи отставной козы барабанщицей, не упускает случая возвысить свой голос в защиту Юлии Владимировны. А говорят, живот старого добра не помнит. Это смотря каков размер добра…
Вот Немыря инициирует повторный визит представителей ПА ОБСЕ Кескун Черуз и Арьена Вестерхоффа в Украину. Они были в июле в Качановской колонии и опубликовали свои выводы, которые не понравились БЮТ.
По расчетам Немыри, новый визит будет кардинально отличаться от первого, и указанные еврочиновники дадут жесткую оценку действиям украинской власти. Партнеры Немыри в Европе обещали опубликовать их заявления. С какой, казалось бы, стати такое резкое прозрение и полярное отличие в оценках? В больнице усилились пытки?
Журналисты деловых изданий любят повторять афоризм якобы Черчилля, что - о чем бы ни шла речь, она всегда идет о деньгах. Даже в любви и дружбе, а уж в пиаре и политике…
Тема денег там является основополагающей и звучит в полный рост во всех переговорах наших политиков с иностранными болельщиками нашей демократии. Тарасюк едет в США, рассказывает о мегаутысках, политических репрессиях (ну, промопакет украинской оппозиции известен), ябедничает американским магнатам на украинскую власть и тут же, чтобы два раза не вставать, уклинно просит денег. На борьбу со злочинной владой чистыми руками оппозиции. А потом сетует – мол, всею душою разделили, завалить декларациями, заявлениями и предупреждениями обещали, но денег не даааалиии.
Да и то сказать – за что вам деньги давать? Объединились с отвращением, подковерные бои вести продолжаете, друг друга на мажоритарных округах подсиживаете, в прямых эфирах соратников разоблачаете. УДАР грызется с объедопой, Тягнибок на округах злоумышляет против выдвиженцев Яценюка, страстную оппозиционерку Королевскую дружно травят хором и все – все! – друг друга обвиняют в тайных договоренностях с властью.
В последние дни, правда, мы узнали духоподъемную весть о том, что объедопа таки договорилась с УДАРом о дружественном разделении округов - везде пойдут наиболее рейтинговые единые согласованные кандидаты. А знаете, что этому предшествовало? Наш источник утверждает, что переговоры между ОО и партией УДАР при посредничестве представителей ряда европейских институций. Увидев, как дружно и продуктивно идет процесс согласования, европейцы впали в ярость и. якобы, предупредили оппозиционеров, что с ними поступят так же как с оппозицией в Белоруссии – то есть, вызовут в Брюссель и поставят перед фактом, кто и где должен быть выдвинут.
А вы говорите, демократия, уважение к суверенитету и прочие погремушки для туземцев...
Иностранцы ведут себя у нас как полновластные хозяева ситуации. Хороводятся, конечно, почти исключительно с оппозицией, обучают ее мониторить возможные фальсификации, что само по себе хорошо. Однако всегда исходят из того, что фальсификациями и админресурсом занимается исключительно власть и исключительно эта. Я не помню, а память у меня хорошая, ни одного горестного вопля по поводу того, что земельные акты перед президентскими выборами выписывались от имени Тимошенко, от ее же имени передавались пресловутые санитарные машины в села, а в дневники школьникам впихивались закладки с портретами Юлии Владимировны в рябиновых бусах и вышиванке. Это не было админресурсом. И списки избирателей, в которых отсутствовали целые кварталы и улицы, тоже не смущали кураторов нашей демократии.
Но ладно бы просто обучали. Нет. Лезут обеими ногами прямо в наш незалежный борщ. Глава Миссии международных наблюдателей ОБСЕ в Житомирской области Милан Эккерт норовит совместно с активистами журналистского движения «Стоп Цензура» совместно дискредитировать кандидата в нардепы Виталия Журавского, ездить с ними на избирательный округ, чтобы найти факты использования админресурса и других злоупотреблений. Глава наблюдателей.
Другие наблюдатели, международная организация ENEMO, тоже сотрудничает с объединенной оппозицией. Обещает помочь обжаловать результаты голосования и обеспечить доступ оппозиционеров к ведущим западным СМИ. С полным, конечно, соблюдением стандартов и глубоким уважением к суверенитету.
Вторая колонна буревестников революции состоит из наших уважаемых журналистских организаций, которые постоянно на слуху. Круглосуточное брожение в Интернете создает впечатление, что народ действительно дико устал от жизни, всем недоволен и рвется в бой. Тот самый народ, который, простите за повтор, не ходит даже на митинги в защиту своей любимицы Тимошенко. Если сделать шаг в сторону от журналистской тусовки, то оказывается, что низы недовольны, но к бунту не готовы. Есть покращення или нет, это дело вкуса и оценочных суждений, и народ, конечно, недоволен, да и есть чем, но чьи-то машины во все возрастающем количестве бороздят просторы украинских городов и сел, и турфирмы ежегодно, при любой, кстати, власти, рапортуют о росте числа путешественников. Хоть бы и в кризис.
Народ бесит хамство и всевластие силовиков, глубокая коррумпированность судов и милиции, повальная наглость чиновников, однако даже против этого мы активно не протестуем, хотя ведь надо бы.
Коллеги тем временем пушат борьбическую борьбу, стенают об утысках свободы слова и угрозе авторитаризма, пишут новые и новые заявки на гранты, чтобы грудью защитить страну от авторитарной навалы. А народ изумленно пялится в телевизоры, где на всех каналах в количествах, чуть более чем умопомрачительных, присутствует наша славная оппозиция с прокламациями, декларациями, заявами и видозвами самого воинственного толка. И ура, и отлично, и так и надо, только зачем же стенать про утыски? Какое слово кто утыснул? Пальчиком покажите.
Я вот думаю, что детям капитана гранта надо бы денно и нощно молиться о здравии злочинной влады. Не будет ее, не будет и утысков. Не будет утысков, не будет грантов. Ведь когда Юлия Владимировна по суду запрещала критиковать ее и Кабмин и волала о благолепии авторитарного режима для Украины, наше объективное братство умильно молчало, не было никаких угроз – ни демократии, ни свободе слова. Никого не возмущала незадекларированная недвижимость, не обижал от ворот поворот возле резиденции премьерки. Не тревожили диктаторские замашки, не бесило откровенное вранье. А раз все хорошо, то нет и денег на борьбу.
Вон, регионалы на прошлой неделе прибрали рекламу с TVi, так Княжицкий отжег – мол, выглядим гармонично, но жрать охота. Влада-то злочинная, но денежки у нее вполне кондиционные. Так комфортно на них чаечками кричать, призывая бунт.
Нюра Н. Берг, Полемикa